«Минск-2»: Соглашения, которые умерли?

12.02.2019 18:50
Оценки соглашений, заключённых в Минске 12 февраля 2015 года, до сих пор радуют разнообразием. Дискуссия относительно их роли и перспектив продолжается уже четыре года, но очевидно одно: из программы, рассчитанной на выполнение в течение 2015 года, не выполнен ни один пункт.
Даже базовые нормы, касающиеся прекращения огня и отвода вооружений, остались на бумаге. Продолжающиеся столкновения на линии разграничения заставили серьёзно обсуждать ввод международного миротворческого контингента, который: а) не упоминается в соглашениях; б) не имеет отношения к политическому урегулированию; в) займёт много времени. Это не говоря о том, что стороны банально не могут договориться о формате миссии.

Ну и главный момент, о котором почему-то предпочитают не говорить: с 24 февраля прошлого года соглашения вообще утратили какой-либо смысл. В этот день вступил в силу закон Украины о деоккупации Донбасса (полное название: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях»), который в принципе исключает выполнение Минских соглашений. В соответствии с этим законом территория Донбасса считается оккупированной и на ней действуют «оккупационные администрации и самопровозглашенные органы власти, контролируемые Россией», а потому договариваться о чем бы то ни было (например — о модальности местных выборов) там не с кем. Закон, конечно, обратной силы не имеет (хотя в условиях Украины эта норма спорная), но речь ведь идёт о соглашениях, которых еще только предстоит достичь…

В целом, на сегодняшний день украинская власть исключает какой-то содержательный диалог с Донбассом, а диалог с Россией, как неоднократно заявлял Пётр Порошенко, сводится к процедуре восстановления украинского контроля над отдельными районами Донецкой и Луганской областей, после чего украинская власть намерена начать политическое урегулирование. Притом что, по логике упомянутого выше закона, никакое политические урегулирование в принципе не нужно — ведь территория была, по утверждению Киева, оккупирована, и население, по умолчанию, мечтает воссоединиться с остальной Украиной на тех условиях, которые сочтет нужным предложить Киев.

В этой ситуации очевидно, что Минские соглашения утратили смысл, и нужно новое соглашение. Причем расчёт может строиться только на изменении позиции официального Киева после проведения президентских выборов — в силу изменения руководства страны или же его позиции (если действующий президент сохранит свой пост).

Такое соглашение предложила группа представителей ОБСЕ. В общем, этот проект предлагает заключить многостороннее соглашение, требующее ратификации в том числе и российским парламентом. То есть Россия будет стороной соглашения и, видимо, должна будет признать свою часть ответственности за происходящее в Донбассе — в качестве то ли «оккупанта», то ли стороны, поддерживающей и контролирующей сепаратистов. Также, по украинскому сценарию, предполагается занятие территории ЛДНР миротворческим контингентом и формирование там переходной администрации ООН (с этой концепцией согласился и, например, Александр Вилкул).

Свой вариант предлагает Юлия Тимошенко — она считает нужным провести переговоры в Будапештском формате и принудить Россию выполнить условия меморандума, предусматривающего гарантии безопасности и территориальной целостности для Украины в обмен на отказ от ядерного оружия. То есть — «отдать» Донбасс и Крым без каких-либо условий (вопрос диалога с населением регионов даже не поднимается).

Владимир Зеленский ничего определённого о формате соглашений не говорит, но полагает, что соглашения должны заключаться с Россией («мне кажется, группа людей из Украины должна встречаться с группой людей из Кремля. В Кремле же сидят те, кто поставил этих, в "ДНР-ЛНР". Если бы эти решали, надо было бы с ними говорить, а так — какой смысл? Надо с теми, кто решает»), мир должен быть достигнут на украинских условиях, а результат переговоров — закрепляться референдумом.

Чуть ли не единственный человек, предполагающий учёт мнения населения Донбасса, — Виктор Медведчук. Его проект предполагает предоставление Донбассу автономии.

Проблема, однако, в том, что, с одной стороны, сам Донбасс вряд ли согласится именно с автономией (такой статус не мешал Киеву навязывать свою власть Крыму), а главное, большая часть населения Украины против того, чтобы договариваться с Донбассом. В этом смысле именно позиция Порошенко, Тимошенко и Зеленского в большей степени отражает настроения населения страны — воевать люди не хотят, но и договариваться не хотят тоже. Это, разумеется, следствие воздействия пропаганды, но также и следствие элементарной логики — если мирное соглашение предложила заключить Россия, значит, она считает себя стороной конфликта и, более того, потерпела поражение (в общем, украинцы имеют основания так считать). Увы, стремление к миру обычно расценивается как слабость.

В целом, можно сделать следующие выводы:
— Минские соглашения в нынешней ситуации не могут быть выполнены;

— необходимы новые соглашения;

— позиция украинской власти и, что более печально, населения Украины такова, что достижение мира и восстановление территориальной целостности Украины с учётом требований населения Донбасса маловероятно.

Отсюда три варианта дальнейших действий:

а) принуждение Украины к выполнению Минских соглашений военно-дипломатическими мерами (это невозможно исходя из текущей глобальной ситуации — Запад на стороне Украины);

б) капитуляция России и выполнение соглашений в одностороннем порядке (это невозможно по соображениям внутриполитического порядка — результатом будет конец «крымского консенсуса»);

в) замораживание конфликта при продолжении имитации дипломатического диалога в расчёте на то, что «время работает на Россию» (прошедшие четыре года показали, что время ни на кого специально не работает, но надеяться на изменение внутриполитической обстановки на Украине не возбраняется).

Последний вариант выглядит наиболее реалистичным.

Василий Стоякин

Комментарии

bz гость, 13.02.2019 02:38

Елене (проч. мерзкопакостнице). Быв злопыхательницей, совершаете злодейство, самогубительство... Елена-пакостница. Увлекаясь поганством, то собою не оскверняй интернет-портал-сайт НК... неразумный человек, да Елена-пакостница - они только мерзкие пакости имеют в своих словах. ...Самодурство Елены-пакостницы.. .комментирующие вот она моя зловонно-блевотная омерзительная пахнущая дурь пред всеми вами. ...А ведь "народ готов смести ненавистный диктаторский жидовский олигархический режим," взявший неонацистское властвование над Украиной...

ch гость, 13.02.2019 00:17

Поживём - увидим. Что к чему.

ua гость, 12.02.2019 23:53

Последний то вариант вероятен, вот только, кто на территории ЛНР, ДНР через несколько лет останется? Старики и доживающие до пенсии пожилые люди. Молодежь уедет, оставшаяся - криминальная, асоциальная, не работающая по состоянию души, а другая от отсутствия работы и достойной оплаты, выживающая; вояки, но уже не идейные, а за зарплату, семью то кормить надо. Короче - депрессивный регион, без будущего. В ВОВ все было предельно ясно - вера в победу, видимость усилий, знание, что это скоро закончится. Здесь и сейчас, ничего и близко похожего. Злость и на США с Украиной и на Россию. Людей за быдло держат, одни бла, бла, бла...

ua вован, 12.02.2019 22:51

Тут ключевое слово не "Украина поменяла" , а "УкраинЕ поменялИ" . Вот этим то Россия и озабочена !

ua Гость, 12.02.2019 22:15

Как мне кажется. Россия озабочен сейчас тем, что Украина на 180 градусов поменяла свои принципы, которые были заложены в основу, когда она становилась самостоятельной, а именно: внеблоковость, дружественные отношения с соседями и т.п.. Очень справедливо этот вопрос поднял российский юрист Евгений Тарло на передаче "Кто против?". Т.е. Украина своими действиями и заявлениями перечеркнула все прежние отношения и теперь ни о какой дружбе, братстве и взаимопомощи не может быть и речи. Украинская власть четко, недвусмысленно объявила, что Россия ее наибольший враг. Ну враг, так враг. Было бы странным, если Россия не предпримет все необходимые меры, чтобы защищаться от вражеского государства и точно так же не прореагируют другие соседи.Ведь Украина собирается создавать на своей территории военные базы НАТО и угрожать безопасности окружающих ее государств. Или есть такие, кто воспринимает это как вклад в дело защиты мира?

ua Партизанка, 12.02.2019 19:57

В данном случае время работает против предателей

Добавить комментарий