Политикаeadaily9 июл.

Москитный флот на британский манер: Киев положился на Лондон и Анкару

nk_hauz/-me96cyibwmfkwr7rhp5.jpg

Новый военный корабль, призванный усилить украинский флот, Киев получит уже до конца 2023 года. Об этом президент страны Владимир Зеленский объявил в минувшее воскресенье, 4 июля, по случаю Дня военно-морских сил. По его словам, судно уже начали строить в Турции, но достроят на Украине. Это подтвердил и командующий ВМС Алексей Неижпапа. Он отметил, что речь идëт о первом из серии корветов типа Ada, которые будут изготовлены для украинского флота, передаëт сегодня, 9 июля, Deutsche Welle (DW).

Соответствующий контракт Минобороны Украины заключило ещë в декабре прошлого года. При этом в ведомстве до сих пор не озвучили деталей договора, в том числе относительно цены кораблей и вооружений, которыми они будут оснащены. Впрочем, согласно паспорту бюджетной программы МО Украины, в этом году на строительство корвета заложены 3,8 миллиарда гривен (10,4 миллиарда рублей). Это более 15 процентов от выделенных Киевом в 2021 году средств на приобретение, модернизацию и ремонт военной техники.

Решение строить новые суда для ВМС Украины вместе с Турцией в Киеве приняли на фоне действующей программы строительства украинского корвета «Владимир Великий». Он был заложен в 2011 году и должен был стать первым в серии из четырëх боеых кораблей. После 2014 года финансирование строительства, на которое уже потратили 760 млн гривен (2,1 млрд рублей), прекратили. Однако в 2019 году Зеленский решил возродить проект. Он посетил Николаев на юге Украины, где заявил, что «Владимира Великого» достроят. В Минобороны Украины сразу сообщили о возобновлении программы и даже назвали ориентировочный срок завершения строительства корабля — конец 2023 года.

Для полного завершения проекта, по оценкам украинского военного ведомства, нужны были 5,8 млрд гривен (16 млрд рублей). Но эти деньги так и не выделили, а позже появилась информация о совместной программе строительства других корветов с Турцией.

В феврале этого года заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк сообщил изданию Defence Express о планах Киева доработать проект, превратив его в корабль классом выше — фрегат, который заменит флагмана украинского флота, фрегат «Гетман Сагайдачный», эксплуатируемый уже 27 лет.

Достраивать «Владимира Великого» Украине, судя по всему, будет помогать судостроительная компания Babcock со штаб-квартирой в Лондоне. 21 июня на борту британского эсминца Defender указанная британская фирма подписала меморандум вместе с министерствами обороны Украины и Соединëнного Королевства, согласно которому Babcock возьмëтся обеспечить для украинских ВМС современный фрегат. И хотя официально о том, что речь идëт именно о недостроенном украинском корабле, пока не сообщалось, в день подписания меморандума замминистра обороны Миронюк выразил надежду, что Лондон поможет Украине достроить «Владимира Великого».

Как это строительство планируют финансировать, пока не ясно. Теоретически, на него могут пойти британские кредитные средства. По предварительной договорëнности Киева с Лондоном, для совместных проектов по развитию ВМС Украины планируется привлечь финансирование Британского экспортно-кредитного агентства в размере 1,25 млрд фунтов стерлингов. Ранее утверждалось, что эти средства пойдут на строительство восьми ракетных катеров, двух минных тральщиков и двух военных баз. О фрегате в этих сообщениях упоминаний не было, отмечает DW.

При этом масштабные планы строительства относительно больших для украинского флота корветов и фрегатов не упоминались в принятой в начале 2019 года Стратегии развития Военно-морских сил Украины до 2035 года. В ней говорилось об акценте как минимум до 2025 года на так называемом «москитном флоте» — малогабаритных судах, способных эффективно действовать вблизи берега. Но уже в мае этого года был обнародован план развития флота на ближайшие пять лет, предполагающий появление корветов в составе украинских ВМС до 2025 года.

«Таким образом, в ВМС Украины противоречат собственной стратегии, согласно которой корветы должны были начать появляться в составе флота не раньше 2030 года, а фрегаты в ней вообще не упоминаются», — отмечает украинский военный аналитик Николай Белесков.

Близкие к Минобороны страны издания объясняют планы военного руководства тем, что флоту «уже сейчас нужно технически усиливаться, обновляться и приобретать боевые и оперативные способности», а турецкие партнëры могут завершить строительство корабля в максимально сжатые сроки.

Заместитель директора киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь также считает целесообразной переориентацию от исключительно «москитного флота» на включение в него и больших кораблей.

«Корветы, в отличие от катеров, имеют средства противовоздушной обороны и борьбы с подводными лодками», — объясняет эксперт.

Это, по его словам, позволит катерам эффективнее действовать под прикрытием более крупных кораблей. В подтверждение своей точки зрения Самусь ссылается на планы Румынии и Болгарии также приобрести корабли аналогичного класса в ответ на «претензии России на гегемонию в Чëрном море».

«К тому же, за последние 30 лет украинский флот не получил ни одного нового крупного корабля. Поэтому, если план Зеленского будет реализован, это будет большим достижением», — полагает он.

Между тем такое резкое изменение планов Киева раскритиковали большинство опрошенных DW местных экспертов.

Так, Белесков признаëт большую живучесть корветов, но при этом настаивает на преимуществах предыдущей идеи ВМС Украины сделать ставку на «москитный флот». По его оценке, большие корабли будут приоритетными целями для наиболее вероятного противника украинских ВМС — Черноморского флота России.

«Учитывая численное превосходство в ракетном вооружении с российской стороны, даже лучшие системы противовоздушной обороны такого корабля просто не смогут защитить его», — добавляет эксперт.

По его мнению, в случае вооружëнного столкновения потенциальный противник не стал бы так охотно тратить дорогие противокорабельные ракеты на катера меньшего размера.

«При этом ударный потенциал меньших и значительно более дешевых ракетных катеров практически одинаков, — говорит Белесков. И те, и другие могут нести на борту примерно восемь противокорабельных ракет».

Руководитель «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут подчеркивает, что главный аргумент против «большого строительства» в военно-морской сфере Украины заключается в полном несоответствии средств, которые нужно на него потратить, тем задачам, которые стоят перед украинскими ВМС. По его словам, корветы и фрегаты — это корабли для действий в открытом море или даже океане. В то же время, добавляет он, главным приоритетом для украинского флота сейчас является защита достаточно небольшого участка акватории на северо-западе Чëрного моря.

«Там корвету просто негде развернуться, но он является отличной мишенью для ракет и авиации противника», — предупреждает Чмут.

При этом, добавляет эксперт, такое строительство является достаточно дорогим удовольствием, на которое, учитывая огромные и более насущные потребности в других видах вооружений, у МО Украины может просто не хватить средств.

По словам эксперта, таким образом совместный украинско-турецкий проект может постигнуть судьба «Владимира Великого», на который также ранее потратили большое количество денег, но который годами остаëтся недостроенным.