Политикаwww.liga.netAug 1

Национальная безопасность в Украине: коррупция против концепции

Новый закон о нацбезопасности, при всех его достоинствах, не дает инструментов для борьбы с коррупцией в области обороны.

Концепция национальной безопасности Украины, наконец-то, кардинально пересмотрена. В конце июня Верховная Рада приняла законопроект, и его принятие было встречено не только с радостью, но и со скептицизмом. Государственный департамент США приветствовал принятие закона о национальной безопасности Украины, отметив, что обновленная концепция позволит сделать сотрудничество с НАТО более эффективным, а внедрение этой концепции в практику ускорит интеграцию Украины в западный мир. "Закон соответствует западным принципам", - говорилось в заявлении Госдепартамента. Были, однако, и менее оптимистичные высказывания. Например, народный депутат Светлана Залищук написала, что этот закон был бы хорош в 2014 году, а сегодня он выглядит половинчатым решением, которого недостаточно, чтобы действительно приблизить Украину к вступлению в НАТО. Радость действительно выглядит преждевременной, так как новый закон обходит стороной очень многие важные темы. Закон призван определить и очертить в целом полномочия и структуру органов безопасности и обороны Украины. В постсоветских государствах с высоким уровнем коррупции в госсекторе, распределение контроля над органами безопасности и обороны между органами власти становится предметом политического соперничества и клановой борьбы. Заявления, что нечто является "вопросом национальной безопасности" (хотя это не так), часто делаются чтобы оправдать режим секретности, и становятся излюбленным инструментом коррумпированных игроков. И это именно те ворота, которые дают доступ к власти и бюджету, и через которые утекают деньги налогоплательщиков и международных доноров. Например, такой вид соперничества, как продолжающийся в Украине конфликт между президентом и министром внутренних дел, является безусловной угрозой национальной безопасности. Однакой новый закон о нацбезопасности Украины не ставит рамок для такого рода соперничества. Хотя то, что закон закрепляет более высокий уровень прозрачности и общественного контроля, включая создание нового парламентского комитета по надзору, - все это шаги в правильном направлении. Важно отметить, что новый закон предусматривает реструктуризацию Службы безопасности Украины (СБУ) таким образом, чтобы ее работа была в большей степени ориентирована на интересы государства, а не на экономические интересы групп влияния. Службы безопасности и разведки будут также подлежать более прямому и пристальному парламентскому контролю. Тем не менее, критики закона отмечают, что возможности злоупотребления секретностью в СБУ остаются в основном такими же. В течение многих лет местные и международные партнеры требовали от парламента отменить полномочия СБУ по сфере борьбы с экономическими преступлениями. И хотя новый законопроект действительно устраняет полномочия службы в части борьбы с коррупцией, одной из делегированных ей функций остается сбор контрразведывательной информации с целью "защиты экономической безопасности Украины". Тем самым сохраняется риск, что СБУ останется инструментом, который коррумпированные группы во власти смогут использовать для организации атак на коммерческие предприятия в своих интересах. Кроме того, экономическая безопасность Украины напрямую связана с оборонными заказами. У страны огромные проблемы с закупками в области обороны. И хотя новый закон требует "полного раскрытия всей финансовой информации" в оборонном секторе, оборонные заказы выведены за рамки обычных процедур госзакупок, и приятый закон эту ситуацию не меняет. Таким образом, законодательство о государственной тайне требует тщательно выверенного, быстрого и компетентного реформирования. Без переосмысленного в контексте демократических принципов подхода к тому, какая информация, кем, когда и на каких основаниях должна быть засекречена, законы, которые будут основываться на новой концепции национальной безопасности Украины, не заработают. И именно в этом помощь международных партнеров Украины была бы весьма полезна. Слишком часто в Украине коррумпированные чиновники чрезмерно злоупотребляют секретностью в стремлении получить или сохранить власть. В преддверии незаконной аннексии Крыма Россией бывший министр обороны и бывший директор Укроборонпрома, ссылаясь на государственную тайну и соображения национальной безопасности, лишили вооруженные силы Украины военной техники, перебросив ее в Россию. А совсем недавно чрезмерная секретность в закупках для министерства обороны оказался элементом коррупционных схем, связанных с поставками топлива, запчастей для техники и даже машин "скорой помощи". Именно секретность дает возможность проворачивать коррупционные аферы в Министерстве обороны Украины. Примечательно, что закон о национальной безопасности Украины не устанавливает крайних сроков для принятия нового закона о государственной тайне (как и других законов, непосредственно связанных с национальной безопасностью, - таких как законы о разведке и о государственном оборонном заказе). Вместе с тем он устанавливает неуместно жесткий шестимесячный срок для принятия закона, регулирующего деятельность СБУ и общественных наблюдательных групп при СБУ и органах разведки. Прозрачность и ответственность - это важнейшие вопросы национальной безопасности. И сейчас, возможно, более чем когда бы то ни было, для гражданского общества Украины настало время активно взаимодействовать с международными донорами, чтобы вместе с ними обеспечить разработку в Верховной Раде новых, демократически обоснованных и прозрачных законов для секторов обороны и безопасности на основе новой концепции национальной безопасности. Для этого требуется четкое и ясное определение и понимание государственной тайны в сочетании с эффективным общественным контролем за этими сферами.

💬 Последние комментарии
3020
Пусть Израиль попросит и Украина, бесплатно отдаст Зеленского, Вальцмана, Коломойского и иже с ними. Граждане страны ua устали от этих жадных тварей. Там прийдется защищать землю обетованную, а не марадерить.
наблюдатель
И такое бывает. "За прошедший год получили широкое распространение теории заговора. Их суть: евреи, еврейский народ или государство Израиль стоят за пандемией или наживаются на ней, проводя широкомасштабную кампанию вакцинации", — говорит президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор.
Kelvin Ericksson
Ik wil Kelvin Ericksson heel erg bedanken voor het feit dat ze me een beter en standaard leven hebben gegeven... Ik heb de ATM-kaart gekregen van de bezorgservice... Ik wil dit medium gebruiken om iedereen die in de VS woont en EUROPA om alstublieft vandaag de juiste keuze te maken Kelvin Ericksson is echt... GEPROGRAMMEERDE ATM-KAARTEN zijn echt en werken perfect CONTACTEER KELVIN ERICKSSON: BLANKATMMASTER5555@GMAIL.COM WAT-APP:+319705033695
гость
И как-то так.
Гость
И если поживём...
Весёлый Роджер
ВСЁ – Шмуля Сруль включил Петра!!! Или Макс - такой же бот-мудак! Или «наблюдатель» – эбнутый обсератель! Всё Шмуля_Елен устал - у него кынчилась методичка с планом обсерания России, настало время проги-бота Петра и так забьёт весь сайт щирым гивном до утра!
наблюдатель
Кому чего... и такое бывает.