"Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины
Политика08 июня 2021

"Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины

После завершения строительства "Северного потока — 2" на украинских трубопроводах возможны провокации, предупреждает глава МВД республики Арсен Аваков. В правительстве Германии тем временем призывают сохранить транзит через подконтрольную Киеву транспортную инфраструктуру. Ранее Владимир Зеленский жаловался, что изменение маршрута поставок лишает финансирования вооруженные силы страны. Кто и когда угрожал терактами на газовых магистралях и кому нужно по-прежнему перекачивать голубое топливо через Украину, разбиралось РИА Новости.

"Так строили в СССР"

Опасениями Аваков поделился после учений в Харьковской области: "Мы ожидаем, что будут провокации и попытки терактов на наших участках газопровода, а потом скажут: "Ну, видите, вот — поэтому пускаем через "Северный поток — 2". Но органы усилят реагирование, заверил министр.

Комментируя чрезвычайные происшествия на трубопроводе, украинские чиновники и политики не раз рассуждали о диверсиях. Так, в январе 2021-го под городом Лубны Полтавской области прогремел взрыв на нитке Уренгой — Помары — Ужгород. Последовала перепалка в соцсетях: оператор "Лубныгаз" попросил проверить депутата Верховной рады VIII созыва Игоря Мосийчука на причастность к аварии.

Мосийчук не остался в долгу — заявил, что "в поле под Лубнами действительно имела место диверсия". "Под крышеванием "Лубныгаза" проходила несанкционированная врезка в магистраль с целью кражи газа и газоконденсата и дальнейшей продажи на своих незаконных заправках в Лубнах", — обвинял политик.

В сентябре 2020-го рванул газопровод в Киевской области. Местные власти сообщили, что разгерметизировалась магистраль Уренгой — Помары — Ужгород. По информации "Оператора ГТС", авария произошла на направлении Киев — Западная Украина, впрочем, тоже входящем в систему, перекачивающую российский газ в Европу. Версий о теракте не выдвигали.

© РИА Новости / Стрингер Автомобили и сотрудники аварийно-спасательных служб на месте аварии в поселке Чабаны на Украине, где произошла разгерметизация газопровода Уренгой — Помары — Ужгород"

Даже заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, часто упоминавший "руку Кремля", на этот раз обратил внимание на состояние инфраструктуры: "Оператор ГТС Украины" должен немедленно сделать выводы и провести техническое обследование трубопроводов. Газопроводы, проложенные в 60-70 х годах прошлого века, не становятся надежнее".

Компания, отвечающая за трубу, винила советских строителей. "Случается нехватка кольцевых сварных стыков. Это и называется "строительный брак". Во времена СССР так, к сожалению, работали", — цитировали СМИ исполняющего обязанности главного инженера "Оператора ГТС" Ивана Самченко.

В 2014-м столб пламени поднялся в Полтавской области, над веткой Уренгой — Помары — Ужгород. И тут уже ключевой версией стал теракт. Аваков приводил слова местных жителей, которые слышали два сильных хлопка. А глава Ивано-Франковской области Андрей Троценко информировал, что в Прикарпатье произошло целых три взрыва на трубопроводе.

Премьер-министр страны Арсений Яценюк уверял, что это были попытки террористических атак — злоумышленники хотели дискредитировать Украину как надежного транзитера.

В том же году о желании устроить диверсию на ГТС открыто рассказал лидер "Правого сектора"* Дмитрий Ярош: "Россия зарабатывает деньги, перегоняя нефть и газ на Запад через нашу трубу, — поэтому мы ее уничтожим, лишив врага источника финансирования".

Инвестиции не предполагаются

Возможное снижение объемов, связанное с пуском "Северного потока — 2", вызывает беспокойство за будущее украинской газотранспортной системы. Глава компании-оператора Сергей Макогон в начале июня сообщил, что эксплуатация "трубы" обходится в миллиард долларов ежегодно. Он объяснил: "Для Украины экономически нецелесообразно за средства украинских потребителей поддерживать такую масштабную инфраструктуру без долгосрочного транзитного контракта "качай или плати". И призвал забронировать мощности на ближайшие 15 лет.

О проблемах говорили задолго до начала строительства "Северного потока — 2". Еще в 2009-м кабинет министров принял Концепцию развития, модернизации и переоснащения газотранспортной системы. "Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требованиям их эксплуатации", — указывали в документе.

© РИА Новости / Стрингер Автомобили и сотрудники аварийно-спасательных служб на месте аварии в поселке Чабаны на Украине

"Значительная изношенность ГТС приводит к увеличению с каждым годом затрат на восстановление основных средств" — выводы были неутешительные. А перспективы — отнюдь не радужные.

Все эти годы искали желающих вложить деньги в ГТС. В 2018-м Тило Виланд, член правления немецкой Wintershall, имеющей доли в российских газовых компаниях, рассказал о значительных финансовых вливаниях, необходимых украинской "трубе": "Система построена порядка 40 лет назад. Нужны серьезные инвестиции, чтобы довести ее до современных стандартов".

Киев обращался к западным партнерам, однако те соглашались только консультировать. "Даже при оптимистичном развитии событий инвестиций они не предполагают, — комментировал в 2018-м переговоры с европейцами Юрий Витренко, исполнительный директор "Нафтогаза Украины". — Речь идет исключительно о консорциуме по управлению ГТС, в котором их компании помогут украинскому оператору".

Присутствие иностранцев, по его словам, требовалось для того, чтобы "обеспечить соответствующее давление с европейской стороны на Россию и продолжить транзит".

Инструмент политики

Международную поддержку Киеву как транзитеру оказал Берлин — правда, только на словах. Представитель германского правительства Штеффен Зайберт заявил: "Важнее всего то, что с запуском "Северного потока — 2" Украина должна сохранить статус транзитера газа".

Ранее президент Владимир Зеленский жаловался делегации конгресса США, что достроенный "поток" лишает Киев трех миллиардов долларов дохода. "Нам нечем будет платить за украинскую армию", — аргументировал он. А в украинских СМИ рассказывали, что задолженность Киева перед собственными военными достигла почти миллиарда гривен (2,7 миллиарда рублей).

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович считает, что на Украине начался "перспективный поиск виноватых". "Киеву пришлось дезавуировать заявления Яроша в 2014-м — тогда украинское правительство уверяло в надежности пути через республику. Теперь же счастье ускользает из рук, нет гарантий загрузки ГТС на долгий срок, остается пенять на то, что могут приехать из ДНР-ЛНР или России и что-то тут устроить. Это попытка поднять ставки в игре: дескать, СП-2 еще не ввели в эксплуатацию, случись что у нас — вы все умрете без газа, поэтому придите к нам на поклон".

Однако разговоры о том, что с украинской ГТС все плохо, работают в пользу России, полагает Митрахович. "Слова из Берлина о необходимости сохранения украинского транзита — не более чем фигура вежливости. Германии украинская ГТС не нужна. Просто Меркель, например, поддержала Майдан и чувствует какую-то долю ответственности за это — впрочем, очень маленькую, намного меньшую, нежели видят в Киеве".

К власти в Германии идут "зеленые", которые уже показывают радикальный настрой — выступают за поставки оружия Украине. Возможно, Киев надеется, что на Россию будут давить, но, по мнению эксперта, в вопросе энергетики немцы категоричны лишь до поры до времени.

"Во всем мире на волне недовольства антиковидными ограничениями лидерство сейчас переходит к оппозиции. Ну выиграют они выборы, и что — скажут немецкому бизнесу: закрывайте "поток", в который вы вложили столько денег? Давайте поддерживать Киев оружием? Общественное мнение может отвернуться. Тем более правительство формируют коалиционно — с привлечением других партий", — напоминает Митрахович.

"Если в Киеве говорят о возможных терактах, то от них и следует ждать взрывов, — полагает российский политолог Олег Бондаренко. — Но для Украины это самострел, который ничего не даст".

Текущий транзит обеспечен контрактом на поставку газа до 2024 года, это источник пополнения украинского бюджета. И ГТС нужнее самой Украине, подчеркивает эксперт. А заявления из Берлина — лишь ритуальные формулы для успокоения Киева.

*Организация признана экстремистской и запрещена в России.

Антон Лисицын

Ярош на похоронах Сашка Билого, где он дал клятву отомстить.

ПС: Возможные теракты на многострадальной газовой трубе Украины это конечно ужас, но не ужас-ужас-ужас. Да и ужас скорее политический. У Авакова в этой связи свой, "бубновый интерес" в теневых газовых схемах. 

Другой вопрос, что отмороженных на всю голову гиднюков-фанатиков на Украине по самый Марусин поясок. 

Напомню, что  мае 2014 года вооруженные боевики "Правого сектора" попытались взять под контроль крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС

Руководство «Правого сектора» неоднократно делало громкие заявления о возможности и даже необходимости терактов на объектах энергетической структуры Украины.

Существует версия, что координатора "Правого сектора" на Западной Украине Александр Музычко планировал захват одной из АЭС Украины, что бы нажать на чрезмерно "мягкий" Киев и шантажировать Россию созданием так называемой "грязной бомбы". Напомним, что неподалёку от Ровно находится Ровенская АЭС, а Сашко Билый являлся одним из самых опытных и неуправляемых командиров "Правого Сектора".

Согласитесь, случись это, от ужаса вздрогнет весь мир.  

Сашко Билого ликвидировал Аваков, а ЯрОш дал торжественную клятву отомстить за побратима. Аваков жив, да и "Правосеки" никуда не делись, и лидер их особо не страдает, а следовательно и угроза существует, особенно если к этому подключатся спецслужбы Запада.  

На похоронах Сашка Билого
Написать комментарий