По пути Порошенко. Как Зеленский повторяет политическую эволюцию экс-президента и к чему он придет
Политика07 февраля 2021

По пути Порошенко. Как Зеленский повторяет политическую эволюцию экс-президента и к чему он придет

После закрытия телеканалов риторика Владимира Зеленского и его окружения все более эксплуатирует националистическую риторику, которая резко контрастирует с его умеренной и примирительной позицией времен выборов и начала президентского срока.

Эксперты полагают, что таким образом президент, на фоне падения рейтингов, пытается решить сразу несколько проблем. С одной стороны, укрепить поддержку в "правой" (националистической) избирательной нише. С другой стороны - понравиться Западу и, в особенности, новой администрации Байдена.

В этом плане его путь во-многом напоминает дорогу, по которой шел в свое время экс-президент Петр Порошенко. Он также начинал как "президент мира", а закончил "Армией.Мовой.Верой". 

Правда, этот путь привел Порошенко к разгромному поражению на выборах и самым высоким в стране антирейтингам.

Чем подобная эволюция закончится для Зеленского, разбиралась "Страна".

"Зеленский смог, а Порошенко нет"

Вчера Зеленский впервые лично прокомментировал закрытие телеканалов. 

В основном он повторял тезисы, которые были озвучены до него другими представителями власти - что закрыли якобы "пропагандистские инструменты", которые распространяли "фейки" и что якобы есть некие "железные" доказательства обоснованности введения санкций, однако их никому не показывают.

В том же выступлении Зеленский прямо "наехал" на Порошенко, обвинив его в том, что он, будучи президентом, не закрыл эти каналы. 

Последний момент очень любопытный.

Перемещаясь в своей риторике в нишу, которую застолбил за собой Петр Порошенко, Зеленский объективно старается ослабить его позиции.

И тема "Зеленский смог, а Порошенко не смог или не захотел", является сейчас одной из основных, которые проводят сторонники Зеленского, а также члены властной команды и близкие к Офису президента блогеры.

Весьма показательным в этом плане был вчерашний эфир на ток-шоу у Савика Шустера.

Где и глава МВД Арсен Аваков, и экс-нардеп Олесь Доний, и Дмитрий Гордон, и Андрей Билецкий и другие спикеры постоянно проводили мысль о том, что Порошенко виноват в том, что эти каналы вещают.

Порошенко поэтому приходится оправдываться: он не заблокировал телеканалы, потому что это "поставило бы под сомнение честность и прозрачность выборов". "Мы отложили это на поствыборный период. Но выборы выиграл господин Зеленский. И, кстати, все три канала поддерживали именно его. Это - ответ тем, кто всю ночь по команде Банковой вопил "а почему же это решение не принял Порошенко", - написал экс-президент на своей странице в Фейсбуке. 

Но эти аргументы мало кого вдохновляют из конкурентов Порошенко в его нише, а потому тема с каналами будет ними и дальше использоваться против экс-президента. 

Пикировки между Зе и Порошенко случались и раньше, однако сейчас они ведутся вокруг одних и тех же тезисов. Чтобы обосновать санкционное давление на телеканалы, оба прибегли к аргументам вроде "информационной войны против Украины".

Но и по другим случаям месседжи Зеленского зазвучали как отголосок риторики его предшественника, где центральное место занимала агрессивная Россия и "пятая колонна Кремля". 

В "Слуге народа", впрочем, считают, что схожести между Зе и его предшественником нет. "Всегда пытаются найти что-то общее между новым и старым президентами. Зеленский, однако, похож только на себя самого. Он уникальное явление в украинской политике", - заявил народный депутат от СН Александр Качура в комментарии "Стране".

Но неофициально некоторые депутаты признают, что речь идет не только о смене риторики, но и о смене стратегии позиционирования партии. 

"Раньше была негласная установка на баланс - избегать радикальных суждений, наезды на Россию компенсировать какими-то словесными реверансами на тему "не важно на каком языке ты говоришь". Сейчас это все сходит на нет. Я так полагаю, что Зеленского убедили - для того, чтоб в США его и дальше поддерживали ему нужно совершать какие-то демонстративные радикальные антироссийские шаги. И пока вектор именно в этом направлении", - говорит источник.

"Зеленский может прийти к тому, чтобы стать эдакой смесью Порошенко и Ющенко. Тут и вера в свою мессианскую миссию, и существование в параллельной реальности со страной, и ставка на внешних игроков. А с другой стороны - готовность идти против законов, Конституции плюс коммерческие цели", - говорит политолог Руслан Бортник "Стране".

Маленькая и тесная ниша

Какие перспективы ждут Зеленского при продолжении его "сдвига вправо"?

В этой нише очень сильная конкуренция. 

Сейчас там главенствует Порошенко со своей партией, хотя его обжали парламентская партия "Голос" и местные партии вроде "Свободы", у которой сильные позиции в базовых для Порошенко регионах. Экс-премьер Владимир Гройсман и мэр Киева Виталий Кличко со своими политсилами, стараясь закрепиться в центре электоральной карты, также имеют правый уклон. В этом же спектре остается и Юлия Тимошенко.

"Думаю, следующим шагом после того, как Зеленский запретом телеканалов ОПЗЖ попробовал остановить отток электората на юго-востоке, он начнет борьбу за электорат запада страны, придерживающийся преимущественно правых взглядов, и тут ему мешает Порошенко", - говорит политолог Вадим Карасев "Стране".

При этом основной задачей для Зеленского эксперт считает привлечение новых избирателей центристских взглядов. "Гройсмана ему легко будет выбить из конкурентов. Достаточно предложить телеканалу "Украина" (принадлежит олигарху Ринату Ахметову, поддерживающему сейчас Гройсмана - Ред.) лишить экс-премьера эфира, и его рейтинг "растает". Кличко - конкурент в отдаленной перспективе. Юлия Тимошенко - пока союзник", - комментирует эксперт Карасев "Стране".

Впрочем, главная проблема даже не в конкуренции. А в том, что эта ниша очень ограничена.

Как показывают результаты партий, которые в ней находятся они в совокупности крутятся вокруг цифры в 25%, которую Порошенко получил во второму туре.

"Запрос в обществе, благодаря которому Зеленский, а потом и "Слуга народа" победили на выборах не в радикализации. Не на закрытие телеканалов или углубление конфронтации с Россией. Запрос на повышение уровня жизни, примирение, наведение порядка, прекращение войны. Повышение тарифов, закрытие каналов, националисты, которые кошмарят журналистов, продолжение войны - это все мы уже много раз видели при Порошенко и обществу это надоело. Если политика будет такая же продолжаться и сейчас, то Зеленский и партия потеряют избирателя, а нового не приобретут", - говорит один из нардепов от "Слуги народа".

Повторение пути

Перспективы Владимира Зеленского в новой ситуации анализирует телеграмм-канал "Политика Страны". 

"Уже мало кто помнит, но президент Петр Порошенко начинал свою карьеру как "президент мира". 

В июне 2014 года, сразу после инаугурации, в воздухе носились многочисленные слухи, что он уже почти обо всем договорился с Россией и скоро на Донбассе прекратится война на основе какого-то компромисса. В Донецк ездил посланник Порошенко Кучма вместе с Медведчуком, которые сидели за одним столом с тогдашними лидерами "ДНР/ЛНР" Бородаем и Болотовым.

Но тогда Порошенко избрал другой путь – в угоду "партии войны" 1 июля прервал перемирие и начал наступление, которое закончилось разгромом под Иловайском и первыми Минскими соглашениями.

После чего Порошенко вновь нарядился в одежды миротворца и даже протянул через Раду закон об особом статусе Донбассе, где записана широчайшая автономия для неподконтрольных территорий. 

И затем, вплоть примерно до лета 2016 года, еще обсуждался постоянно вопрос о реализации политической части Минских соглашений с изменениями по Донбассу в Конституции (которые даже сумели провести в первом чтении).

То есть Порошенко в начале своего президентского срока лично пересек все "красные линии" по Донбассу, которые он сейчас рисует Зеленскому.

Да и в целом его позиционирование первое время было немного похоже на ту "срединную линию", которую пытался поначалу выдерживать и Зеленский – противопоставляя себя в качестве умеренной альтернативы как "пророссийским", так и радикально-националистическим силам.

Но потом Порошенко пришел к выводу, что на выборы президента ему выгоднее идти не как президент мира, а как президент войны. Отсюда и начался его путь к "армовире" и к 15% на выборах президента в 2019 году.

И сейчас, после закрытия оппозиционных каналов, слушая риторику Зеленского и его окружения, сразу вспоминаешь эволюцию Порошенко. 

Точнее, эволюция у Зеленского в этом направлении шла уже давно. Закрытие телеканалов – лишь совсем уж очевидная точка невозврата. 

В этом плане Зеленский лишает себя какой-либо перспективы по второму сроку, а свою партию – политического будущего.

Он заходит в майдановско-националистическую политическую нишу, в которой изобилие политиков на любой вкус – и Кличко, и Гройсман, и Тимошенко, и "Голос". Да и Порошенко, конечно же. Любой из них, с точки зрения избирателя, для которого имеет значение словосочетание "борьба с российской дезинформацией", куда более привлекательный или, по крайней мере, понятный персонаж, чем Зеленский. 

А в освободившуюся Зеленским нишу зайдет частично ОПЗЖ, а частично новые проекты вроде Разумкова.

Потеря политической перспективы еще более усилит центробежные тенденции в "Слуге народа", Рада станет еще более неуправляемой. Банковая не сможет проводить решения. В том числе и те, которые требуют американцы.

И проект "Зеленский" станет никому не нужным. А единственным вопросом будет – досидит ли он до конца срока или уйдет раньше.

При этом есть риск, что, пытаясь как-то спасти ситуацию (как только поймет масштаб катастрофы), Зеленский пойдет на новые авантюры. Подобно тому, как Порошенко пытался накануне выборов объявить военное положение.

А потому многое зависит от того, какие последствия для Зе будет иметь история с закрытием трех каналов".

Денис Рафальский

37 комментариев

Написать комментарий
  • закономерность
    07 февраля 2021
    Это не риторика "поменялась" это просто за год дошло наконец, что вообще происходит и его "НАДАПРОСТАПЕРЕСТАТЬСТРЕЛЯТЬ" не работает от слова совсем! Наконец то зэбилам дошло, что с срашниками и их дырявыми почитателями договариватся бесполезно! В свое время поцька тоже, по наивности думал что за две недели войну закончит.))) Пусть посмотрят на так называемое "прЫднестровие", куда всунула свою харю срашка уже более 30 лет оккупация. Со срашкинцами договариватся бесполезно, их нужно только уничтожать!
    Ответить
    • е
      07 февраля 2021
      закономерность
      так иди уничтожай...поцриот диванный... Кто тебе лично мешает? Пиз..ть не мешки ворочать, так что вперед в окопы..
      Ответить
    • 3020
      07 февраля 2021
      закономерность
      Очередной Зе, По, Ющ липовый патриот и человеконенавидящий дебил, с промытыми майдаными апельсинами и печенюшками мозгами, пассивный друг пиндосов. А конец у тебя и остальной пи@добратии будет один, печальный. Да, ещё, не пиши, оборотень, на русском языке, нутро то у тебя свидомое, а голова кастрюлеголовая.
      Ответить
    • Коля
      07 февраля 2021
      закономерность
      Гандон, успокойся!!!!ты без срашки сдохнешь
      Ответить
    • Луна-2
      07 февраля 2021
      закономерность
      Как же можно так ненавидеть САМОГО СЕБЯ .А ведь России все равно что о ней говорят здесь на Украине . хотя статья о Зеленском о том что он идет по Пути ПОРОШЕНКО - И в результате теряет свой электорат который за не го проголосовал . И еще не с "рашковцами" надо договариваться а с теми, кого вы убиваете из минометов с артиллерией расстреливаете . но,боюсь уже поздно ....
      Ответить
      • е
        07 февраля 2021
        Луна-2
        это трусливое чмо вряд ли в окопе.. он же только пукать на диване способен...а вот когда за ним прийдут будет орать меня типа за что..
        Ответить
        • чучЕлу
          07 февраля 2021
          е
          Эй, чучЕло, а скажи ка, кто "прийдет" и "куда"? Твои срашкинские друзья? Так в моей стране срашники ходят с опущенной головой и смотрят себе под ноги, а если будут возникать, то будут ходить под себя! Так что свои влажные мечты оставь при себе!
          Ответить
          • дА ПОЧЕМУ СРАШКИНСКИЕ ДРУЗБ
            07 февраля 2021
            чучЕлу
            да почему "срашкинские" друзья обязательно придут ? Приходят обычно свои же друзья но уже с другой партийной установкой....
            Ответить
          • е
            07 февраля 2021
            чучЕлу
            так такие как ты по одному и не ходят..боятся.. как шакалы, толпой на одного.. это стиль таких как ты.. на женщину напасть, оскорбить ветерана, у ребенка сорвать пилотку... и все толпой и под охраной полиции.. а по одному вы мусор, пена которую смоет первым же ливнем..
            Ответить
          • е
            07 февраля 2021
            чучЕлу
            ты же даже ники меняешь.. от страха что тебя найдут...
            Ответить
            • чучЕло тебя ники интересуют
              07 февраля 2021
              е
              чучЕло, на этой инфопомойке нет формы регистрации, о каких "никах" ты блеешь, ущербный? От каких страхов? От проплаченых кремлеблядей вроде тебя?))) Не смеши мои ботинки!
              Ответить
              • ДА вот ты сейчас написал о "никах"- НИк =Это псевдоним которое берется в виду когда ты пишешь Ты не имеешь постоянного имени - почему? Неужели тебе страшно, или ты боишься ответственности за свою злобу
                Ответить
                • Луна-2
                  07 февраля 2021
                  Луна-2
                  И еще добавлю -проплаченные кремлебляди... -знаешь здесь никто никому НЕ ПЛАТИТ, пишут здесь в основном люди пожившие уже кое-что видевшие и знающие - и умеющие сравнивать -до и после
                  Ответить
              • так представься)) ник, это то "слово" которым ты подписываешься, для идентификации тебя как индивидуума при переписке с оппонентами...Но тебе ущербному это похоже неизвестно.. и еще пиши на мове, убогий...
                Ответить
                • чучЕлу
                  07 февраля 2021
                  е
                  "Убогий" твой папаша, потому что не использовал контрацептивы! Для "идентефикации" чего мне здесь писать? Ты в своем уме, кремлядь? Я захожу на эту инфопомойку поорать с тупой кремлядской пропаганды, перед кем мне тут "идентифицироватся"? Перед кремлеблдями? Сшишком много чести! А "на мове" пусть пишут УКРАИНЦЫ НА УКРАИНСКИХ РЕСУРСАХ, на этой инфопомойке только свой родной язык осквернять! Ну а если я начну писать на своем родном языке, заметь не украинском, я ведь не хохол, то такие кремлебляди как ты нихрена не поймут! У вас же примитивный мозг только срюськэй изык панимает!
                  Ответить
                  • е
                    07 февраля 2021
                    чучЕлу
                    так ты еще и чурка не русский будешь мне указывать что делать? в своей стране указывай, чмо...
                    Ответить
                    • чечЕло ты попутало
                      07 февраля 2021
                      е
                      Чурку ты в зеркале увидишь кремлядь тупая! Твои срюськие уже одни черножопые чурки и есть! Таджики, чехи и узбеки, ты походу из их аула?
                      Ответить
                      • е
                        07 февраля 2021
                        чечЕло ты попутало
                        что? зацепило?))) пиши дальше.. твое хамство лучше всего показывает твою сущность...
                        Ответить
                      • е
                        07 февраля 2021
                        чечЕло ты попутало
                        И что ты имеешь против таджиков и узбеков они тоже люди, достойные уважения..как и любые другие, не считающие себя пупом земли...
                        Ответить
                        • Весёлый Роджер
                          07 февраля 2021
                          е
                          Привет "е". Это тут кто-то 100% русский "власовец" косит пид эропейца проэбалта. Очень похож по лабуса, из числа получивших "новую" Родину в виде пиндоколонии. И сейчас он рвёт дупу - дабы показать, что он уже стал эуропейцем. Он давно не был в РФ, более 12 лет. Сейчас узбеков там почти нет (я про до ковидные времена). Это чисто заказуха у него, за малые центики горбатится - нищеброд поганный, понятно в Эуропу не пускают пока - карантин, а кушать хоца. Он Шмулин коллега по пиндосмокчеванию панських членов. Интересно а скики % от числа людей в Мире понимают его язык? Наверно 0,00000....Х
                          Ответить
                          • Луна-2
                            07 февраля 2021
                            Весёлый Роджер
                            Или скорее всего из Украины живущий или получивший вид на жительство в Прибалтике - Но то что он русский -это точно - у ж больно грамотно шпарит по русски .Добрый день Роджер
                            Ответить
                          • Елена
                            07 февраля 2021
                            Весёлый Роджер
                            Власовец козлоослик ты,самый настоящий.
                            Ответить
                            • Весёлый Роджер
                              08 февраля 2021
                              Елена
                              Да нет Шмуля, по всем комментам власовец – ну в данном контексте – бандеровец – ЭТО ТЫ, ТУПОЙ СВИНОРЫЛЫЙ МYДАК! Раньше ты орал - Слава КПСС, ныне - Сала Галичине СС!!! Это ты восхваляешь пропиндосную хунту и её гетманов, это ты зовёшь завистливых и падких до халявы, необразованных щирых селюков на шлях предательства - до эуропейских сортиров. Кто ты писли гэтого – мабуть «Справжній галисієць»? Чи як! Ось воно такЪ! «Елена – 4 ноября 2020 - … И дупой и пыхвой тоже работают …опыта наберутся,знаний и будет в Украине современные и обученные кадры…»
                              Ответить
                  • лУНА-2
                    07 февраля 2021
                    чучЕлу
                    Почему ты думаешь что тебя не поймут? зДЕСЬ ЕСТЬ И С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ЗНАНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ ЯЗЫКОВ -нЕ ВСЕ ЖЕ ЛАПОТНЫЕ МУЖИКИ..)
                    Ответить
                    • е
                      07 февраля 2021
                      лУНА-2
                      он по себе судит..
                      Ответить
              • У тебя нет ботинок,ты босой.
                Ответить
      • их место уже определено
        07 февраля 2021
        Луна-2
        Срашниковских подстилок из дырявых республек ужи никто и никогда слушать не будет! Это даже не третий сорт это фураж среди народа! Эту продажную падаль либо загонят под плинтус либо за поребрик, НО СЛУШАТЬ ИЛИ ДОГОВАРИВАТСЯ С ЭТОЙ ПАДАЛЬЮ УЖЕ НИКТО НЕ БУДЕТ!
        Ответить
        • ЛУНА-2
          07 февраля 2021
          их место уже определено
          Милый ты мой оппонент -ты так ненавидишь Россию, что аж больно за тебя. Тебе конечно хочется чтобы в России было по-твоему все плохо .Но к сожалению, для тебя - так не будет Не будет развала России не будет и бунтов и смены власти -ПОЧЕМУ НЕ БУДЕТ -ОБЪЯСНЮ ПОТОМУ ЧТО ТАМ ПАТРИОТЫ ( ХОТЬ И ЗАЛЯПАННОЕ СЛОВО) у власти .Хорошо, ну подумай своей дубовой головенкой уйдет Путин - придет кто-то другой (,ДА хотя бы тот же Навальный)но линия заданная Путиным НЕ ИЗМЕНИТСЯ.а Договариваться с Россией, или не договариватсья.- не нам с тобой решать ...И если прижмет - то будут договариваться.. вОТ байден уже всунулся со своей инициативой - о запрещении оружия ...Так что ....
          Ответить
          • смирись уже
            07 февраля 2021
            ЛУНА-2
            Твоя любимая "линия путена" уже ВСЕХ россиян так заебала, что продолжать ее никто не будет, себе выйдет дороже! Мнения срашкованцев лаптеватных я даже не рассматриваю, время путеноидов уходит.
            Ответить
            • Луна-2
              07 февраля 2021
              смирись уже
              Тебе не интересно - так что же ты мне пишешь тогда ?Понимаешь, милый ты мой оппонент . -дело ведь нев линии Путина - дело в другом -дело в том что иного пути развития и сохранения России увы у ж е нет .. Россия обречена - на то чтобы доказывать всему миру что она была, есть, и будет ведь сколько ее пытались сломать И орды монголо -татар И нАПОЛЕОН, И гТИЛЕР И ВСЕ РАВНО ОНа Выстояла и выстоит ..
              Ответить
            • е
              07 февраля 2021
              смирись уже
              а какое ты имеешь право говорить за ВСЕХ россиян или украинцев.. ты ж да же за себя не можешь написать.. ники постоянно меняешь..от страха что ли?
              Ответить
              • Луна-2
                07 февраля 2021
                е
                Добрый вечер сударь - понимаете ник можно изменить но стиль навряд изменишь .Почему он сюда ходит - ну , думаю, ему не просто интересно-у него т работа такая. Вы верно заметили Он часто меняет ники .Но как здесь писал Роджер , можно выяснить его ай -пи адрес .
                Ответить
                • е
                  07 февраля 2021
                  Луна-2
                  возможно Вы правы... и эти люди еще имеют наглостями говорить что-то о продажности...
                  Ответить
                  • Луна-2
                    07 февраля 2021
                    е
                    Все пройдет -- пройдет и это напускное ненавистническое отношение .Я верю в это и верю в то за РОССИЕЙ -будущее,
                    Ответить
                • кремлебляди такие кремлебляди
                  07 февраля 2021
                  Луна-2
                  Пусть твой красный алкаш выяснит где пропил свои мозги! Ты думаешь я не вижу весь этот спектакль? Сидит админ этой инфопомойки и постит бредятину разбавленную своими же тупыми цитатами под всем известным именем! Поднимает рейтинг этой инфопомойки среди такого же дерьма. Во всех нормальных ресурсах есть авторизация после регистрации, а здесь даже на открытую платформу никто не заходит кроме пропитого алкаша, по совместительству админа сей инфопомойки. Но особо резкие комменты про срашку очень часто трет из зависти)))
                  Ответить
                  • Хочешь сказать что здесь под вымышленным именем пишет администратор?Но как же ты пролез -то милок и админ не заметил тебя?ИЛИ ОН ПИШЕТ ДАЖЕ ПОД ТВОИМ ИМЕНЕМ?!!! ну почему тогда пропускает или е, или мои , или о ужас -то даже твои -а ведь по твоим словам он должен удалять их хотя бы потому что, ты пишеш ь комменты с неуважением к людям, к оппоненту . и частенько грубишь им ..Однако же он пропускает тебя. не так ли дорогуша. НАСЧЕТ рОДЖЕРА ОН НЕ АЛКАШ - Он умный и добрый человек ...
                    Ответить
                    • Весёлый Роджер
                      08 февраля 2021
                      Луна-2
                      Луночка привет лапа! Я добрый только к хорошим людям, а к херовым и продажным - я может даже чрезмерно злой! Ну почему-же я алкаш, да ещё красный. Я к алкоголю более чем спокоен. Это он про Шмулю_Елен явно писал, это тот всё мечтает вернуться в социализм, потому и пьёт дешёвую бурду: типа буряковки чи фунфырики "Червона Шапочка". :-)) Он так погружается в нирвану - соцреализм называется. Ты не забывай, что он при этом, крутит плёнки видик Фунай, с речами Генсека, того что с густыми бровями, где всеукрепляющаяся и самонаправляющая и даже самоналивающая роль партии.
                      Ответить