Польские лемки не хотят быть украинцами
Политика30 ноября 2020

Польские лемки не хотят быть украинцами

Фестиваль «Лемківська ватра», г. Здыня в Польше

На заседании комиссии сейма Польши по национальным меньшинствам заместитель руководителя лемковского общества «Руська бурса» Дамьян Трохановский упрекнул польские власти в нарушении положений закона о национальных и этнических меньшинствах.

Нарушение, по мнению Трохановского, заключается в том, что в рамках поддержки лемковского меньшинства Варшава снабжает деньгами украинское меньшинство. Не имеют права на финансирование в рамках поддержки лемков те, кто не считает себя исключительно лемком, а «украïнство» должно быть выброшено из «лемкiвства», заявил Трохановский.

По его мнению, украинские организации в Польше работают на украинизацию лемков, уничтожение их самобытных черт и «обесценивают какие бы то ни было проявления функционирования лемковского сообщества». Они склоняют лемковские организации признать лемков субэтнической группой украинцев и официально выдвигают тезис, что лемковские организации – это разновидность украинских организаций, лемковская культура – разновидность украинской культуры, лемковский язык – разновидность украинского языка. В существовании лемков они видят для себя угрозу, констатировал Трохановский.

Ведущей украинской организацией, работающей на лемковском направлении, является Объединение лемков «Ватра» г. Здыни Малопольского воеводства. Лемков эта организация рассматривает так же, как поляки – силезцев. Силезия – самый западный регион Польши у границы с Германией. Часть местного населения призывает Варшаву признать их отдельным народом, а силезский говор – отдельным языком. Варшава, понятно, отказывается это делать, считая силезцев силезскими поляками, и не более.

Для «Ватры» есть украинцы-лемки, но нет просто лемков. Так же как для украинского национализма нет закарпатских русинов, а есть украинцы-русины, хотя ни один исторический документ не знает такого этнонима. Его выдумали киевские пропагандисты в 1990-х и такого народа, как украинцы-русины, до ХХ века в природе не существовало.

В конфликт вступило Министерство внутренних дел и администрации (Ministerstwo Spraw Wewnętrznych i Administracji) Польши, заявив, что закон о нацменьшинствах не ограничивает идентификацию одной идентичностью и признаёт двойную идентичность по типу украинцы-лемки. В «Руськой бурсе» считают это неправильным.

Кстати, о названии «Руська бурса». Организации с таким названием появились в восточных регионах Польши в конце XIX века, а буквально через несколько лет, в 1901 г., появилась так называемая бурса украинская. Она учреждалась в противовес «Руськой бурсе» для пропаганды украинского национализма среди лемковского населения. Все руские (с одним «с») бурсы были запрещены австрийскими властями в годы Первой мировой, многие студенты арестованы. Украинские бурсы продолжали работать.

Активным деятелем руских бурс был лемковский священник Василий Курилло, в будущем – деятель Русской Народной Республики лемков. В Первую мировую за своё русофильство он был брошен в застенки Талергофа, но это его не сломило. Примечательно, что Курилло был униатом, но считал униатство «руской верой». Полная украинизация униатства и превращение его в домашнюю религию украинских националистов произошли уже в ХХ в.

Современная «Руська бурса» возродилась в 1991 г. и является продолжательницей дела «Руськой бурсы» конца XIX в. Русскость членов «Руськой бурсы» вовсе не такая, как у жителя Вологды или Пензы, но эта русскость не позволяет им некритично принимать украинскую идентичность. Трохановский подчёркивает: лемков-украинцев создал сталинский режим. И это правда.

Уцелевших жителей нынешней Западной Украины, считавших себя русскими, кого не смогли добить польские мучители и австрийские каратели, ждало новое испытание. Взяв курс на создание хоть и дружественного, но отдельного от русских украинского народа (политика так называемой коренизации), Советы записывали в украинцев всех русинов, лемков, бойков без учёта их мнения. За чересчур активное сопротивление можно было угодить за решётку. Украинцы как нация были созданы большевиками, и это неоспоримый факт.

Сегодня в Польше и на Украине коммунистическая власть объявлена преступной. Значит, и создание ею украинцев не должно по логике вещей признаваться законным. Кого-то из карпатских русских тогда репрессировали, кому-то запретили писать и говорить о том, что в Карпатах живут тоже русские. Как, например, львовскому преподавателю Василию Ваврику, узнику австрийских застенков и видному галицко-русскому деятелю. Ему принадлежит стих «Я – русин»: «Я русин был и русским буду, пока живу, пока дышу…»

Лемки в Польше не хотят быть больше украинцами, потому что изначально их записали украинцами насильно. В ходе переписи населения в 2011 г. 10 тыс.граждан Польши назвали себя либо чистыми лемками (5,6 тыс.), либо украинцами-лемками. В 2021 г. перепись населения проведут опять, и лемковская община в Польше намерена максимально мобилизовать своих сторонников записываться исключительно лемками, а не лемками-украинцами.

Надо признать, что польские лемки действительно отличаются от польских украинцев. Во-первых, в письменном варианте лемковского говора есть буква «ы» как в современном русском языке, а иногда встречается буква «Ѣ» как в дореформенном русском языке. В украинском таких букв нет.

Во-вторых, некоторые лемки за свою верность Руси и православию отдавали жизни и причислены к лику святых. Например, священник Максим Горлицкий (Сандович). Его расстреляли австрийцы на глазах у отца и беременной жены. Перед смертью о. Максим крикнул: «Да живёт Святое православие! Да живёт Святая Русь!» Максим Горлицкий причислен к лику святых (Собор галицких святых). По иронии судьбы он родился в Здыне, где сегодня организация «Ватра» убеждает местных лемков, что они не лемки и уж тем более не русские, а проживающие в Польше самостийные украинцы.

Валентин ЛЕСНИК

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Луна-2
Господи как ты ошибаешься- Роджер слишком любит Россию чтобы ее менять на какую- то задрипанную Европу.Да насчет денег - он так не говорит,что он их несчитает - и тем более откуда ты знаешь что он на простых людей смотрит как на быдло.ТЫ что общалась с ним видела его знаешь какой он ? Да я защищаю его потому что чувствую что он просто хороший человек _ Но тебе этого не понять . ты слишком зациклена на своих комментариях, желая очернить Роджера в моих глазах и глазах окружающих.
гость
цензура начинается с неприятия критики.
Игорь
давайте потребуем отменить эту языковую хрень
Весёлый Роджер
Хорошо и даже очень, но к российским и живущим в России, но к тем: кто строит мосты, дороги, возводит новые заводы и тд и тп. А вот таких свинорылый тупых завистников-провокаторов типа тебя, разжигающих в народе люмпенскую зависть до чужих грошей - всегда ненавидел! Ещё с тех времён когда читал как большевики разжигали ненависть в богатеям, я сразу понял, что-то тут не то, а потом всё просто, это проект МИ-6 по созданию революционной ситуации и никакого народного бунта - всё было проплаченно продажным, лентяям поддонкам, грёбанным борцам за народ - НИКОГДА и НИГДЕ не работавшим. Ну типа тебя Шмуля, партЕйного пропахандона, шо раннее за дело КПСС, ныне ты за запрет русского языка и орёшь Сала Галичине СС!
Весёлый Роджер
А меня еще Шмуля и счёт Ильича волнует в швейцарском банке UBS. Не знал ты про такой? Не говорили тебе на партучёбе про это? Даже И.Сталин не смог его найти. Только в 2008 году вскрыли по требованию пиндосов все счета, вот тут он и всплыл. Так вот знай, по всяким подсчётам там от 1/4 до 1/3 от 200 тонн золота (или его денежного эквивалента + проценты за 100 лет), прихватизированного кучкой "борцов за народное счастье" в 1917году. Так шо пошёл ты милый пропахандон, со своими баснями про керивников-большевичков, шо падали в обморок от недоедания, прямиком у .изду! Ах да, а Ильич то твой, редкостным жмотом и садюгой был, как-то он по весне охотился на лодке и нашел островок с десятком другим зайцев, так он их прикладом набил целую лодку... - из воспоминаний Н.К.Крупской. НЕ человечный был человечище!
е
опять поток сознания? можешь что?... лечись болезная...
Елена
А ты можешь?ну хоть раз.