Британия и Европейский Союз были на пороге заключения торговой сделки, уклонившись от хаотичного финала к расколу Брексита, который нанес удар по 70-летней попытке выковать европейское единство на руинах Второй мировой войны.
Источники в Лондоне и Брюсселе сообщили, что сделка была близка, поскольку премьер-министр Великобритании Борис Джонсон провел ночной конференц-звонок со своим кабинетом министров.
Великобритания официально вышла из ЕС 31 января, но с тех пор находится в переходном периоде, в соответствии с которым правила торговли, путешествий и бизнеса остались неизменными. Но с конца этого года Брюссель будет относиться к ней как к третьей стране.
Если бы они заключили соглашение о нулевых тарифах и нулевых квотах, это обеспечило бы ежегодную торговлю почти на 1 триллион долларов и поддержало бы мир в Северной Ирландии - приоритет для избранного президента США Джо Байдена, который предупредил Джонсона, что он должен поддерживать мирное соглашение Страстной пятницы 1998 года.
Даже при наличии соглашения с 1 января, когда Британия завершит свои часто напряженные 48-летние отношения с франко-германским проектом, который стремился объединить разрушенные нации Европы после Второй мировой войны.
БРЕКСИТ
Когда Великобритания шокировала мир, проголосовав за выход из ЕС, многие в Европе надеялись, что она сможет оставаться в тесном союзе. Но этого не случилось.
Джонсон, лицо кампании Brexit 2016 года, дал понять, что, поскольку 52% проголосовали за, он не заинтересован в принятии правил единого рынка или Таможенного союза.
ЕС не хотел допустить вольную, дерегулируемую британскую экономику, которая могла бы побудить других уйти.
Результатом стали мучительные переговоры о равных условиях конкуренции, которых требовал ЕС для доступа на свой рынок. В какой-то момент главный переговорщик ЕС Мишель Барнье даже опубликовал в Лондоне фотографию, на которой он смотрит на игровое поле.
Если и должна быть сделка, она распространяется на товары, но не на финансовые услуги, которые делают Лондон единственной финансовой столицей, конкурирующей с Нью-Йорком. Услуги составляют 80% британской экономики.
В торговле товарами будет больше правил, больше бюрократии и больше затрат. В портах будут некоторые перебои. Изменится все, от регулирования безопасности пищевых продуктов и правил экспорта до сертификации продукции.
По сути, то, что они согласовали, является узкой сделкой о свободной торговле, окруженной другими соглашениями по рыболовству, сотрудничеству правоохранительных органов, транспорту и энергии.
Великобритания, которая импортирует из ЕС примерно на 107 миллиардов долларов в год больше, чем экспортирует туда, до конца спорила из-за рыбы, которая важна для небольшого рыболовного флота Великобритании, но стоит менее 0,1% ВВП.