Украинский пловец завоевал серебряную и бронзовую медаль Олимпийских игр в Токио.
Именно обладатель «бронзы» и «серебра» Олимпийских игр в Токио будет одним из лидеров национальной сборной в Париже. Он самый старший и опытный среди отечественных пловцов, завоевавших олимпийскую лицензию.
В разговоре с LB.ua Михаил Романчук рассказал, как готовятся к Олимпиаде в Париже, о нейтральных атлетах из России и Беларуси, провальном первенстве мира и отношениях с Мариной Бех-Романчук.
Завершился Чемпионат Украины по плавание. Эти соревнования для вас подготовка к Олимпиаде в Париже? Да, это этап подготовки к Олимпийским играм. Если я не выиграю Чемпионата Украины на своих дистанциях, то мне нечего делать на Олимпийских играх. Свои тренировочно-соревновательные задачи я выполняю, поэтому двигаемся дальше.
Заметили ли, что соперники на Чемпионате Украины развиваются, улучшают свой уровень?
Сложный вопрос, потому что сейчас из-за войны очень много молодых, талантливых спортсменов уехали за границу, они тренируются там. К сожалению, не все могут вернуться в Украину и выступать, показывать хорошие результаты на Чемпионате Украины. Таковы реалии современного спорта. Мне кажется, такая проблема не только в плавании, но наша федерация пытается выкрутиться из всего этого. Какие проблемы есть, но основной состав представит Украину на Олимпийских играх и Чемпионате Европы. Постараемся сделать это как можно лучше.
Вы готовитесь ко всем соревнованиям, в частности, к Олимпиаде-2024, в Украине. Как качественная подготовка в условиях войны?
Я вернулся в Украину, чтобы показать пример нашей молодежи. Так сказать, пытаюсь призывать их тоже вернуться, ведь именно нам восстанавливать эту страну. После того, как я объявил, что возвращаюсь в Украину, мне написало очень много молодых спортсменов. Они говорили, что очень грустят, хотят вернуться сюда, но у каждого свои причины, почему они не могут это сделать. У кого-то, например, там уже школа, учеба.
После Чемпионата Украины вы возвращаетесь в Хмельницкий. Основная подготовка будет там или будет заграничное собрание?
После Чемпионата Украины буквально несколько дней отдыха. Все разъезжаются кто куда, а потом снова возвращаемся в Бровары. Здесь десятидневный сбор. Затем отправимся на тренировочный сбор во Францию. Он будет высокогорным, чтобы взбодрить организм. Затем Чемпионат Европы в Сербии. Только после этого поедем на еще один заграничный итоговый сбор перед Олимпийскими играми.
В этом году вы принимали участие в Чемпионате мира. Он прошел недостаточно удачно (пятое и восьмое места. — LB.ua). Какие выводы сделали лично для себя? Изменилась ли после этого подготовка к Олимпиаде?
Чемпионат мира был важным соревнованием, но все же это этап подготовки к Олимпийским играм. Поэтому не скажу, что очень расстроен или доволен результатом. Я отнесся к нему как к проходному этапу перед Олимпийскими играми. Чемпионат Европы, к слову, тоже будет еще одним этапом подготовки. На Олимпийских играх уже постараемся показать свой уровень и сделать что-то особенное.
Олимпиада в Париже станет второй для вас. Каковы были эмоции от выступления в Токио три года назад?
На самом деле это была смесь эмоций. С одной стороны, когда приплыл, очень расстроился, потому что «бронза» — это не та медаль, за которой я ехал. Ставил перед собой совсем другие цели. Потом эти эмоции сменились положительными, когда я ступил на пьедестал. Медали Олимпийских игр имеют свой вес. И «бронза», и «серебро» оказали большое влияние на мое эмоциональное состояние.
По вашему мнению, что помешало тогда реализовать планы?То, что они сделали финалы соревнований утром, а не вечером, как обычно. Это повлияло. Я уверен, если бы финалы были вечером, у меня было бы два «золота» Олимпиады. После боя кулаками не машут. Это было три года назад.
Что помогло получить две медали Олимпийских игр?
Работа, вера и характер – именно в такой последовательности.
Насколько вы изменились с тех пор?
Сейчас я более спокоен, более уравновешен.
Каковы ваши ожидания от Олимпиады в Париже?
Хочу насладиться. Первоначально насладиться атмосферой соревнований. Олимпиада — это о мире, поэтому очень хочется, чтобы на тот момент мы одержали победу, которой все сильно ждем. Сейчас плавание для меня — одно из средств доносить всему происходящему в нашей стране миру. Моя первоочередная миссия — рассказывать иностранным СМИ, что в нашей стране идет война, что гибнут наши люди, в том числе спортсмены, происходит разрушение инфраструктуры.
На Олимпиаду допустили спортсменов из России и Беларуси, выступающих в статусе нейтральных. Считаете, что они полностью откажутся от соревнований и не уедут в Париж?
Я знаю, что президент World Athletics полностью запретил выступать россиянам и белорусам на любых соревнованиях пока в Украине война. Пловцам разрешили выступать в нейтральном статусе, но практически все они заявили, что не будут соревноваться в нейтральном статусе.
В одном интервью вы сказали, что, , не будете выступать на открытой воде в Париже. Решение окончательное?
Все может измениться в любой момент. Соревнования пройдут на Сене. С одной стороны, очень хочется выступить. Я думаю, что будет шанс хорошо проплыть. С другой стороны, волнуюсь за свое здоровье. В прошлом году у нас должен был быть этап Кубка мира на Сене, но за три дня до старта прошли сильные дожди. Все, что они чистили, вернулось. Как следствие, уровень бактерий превышал норму в несколько тысяч раз. Поэтому хочется, но волнуюсь за здоровье.
На Олимпиаду также отправится ваша жена, легкоатлетка Марина Бех-Романчук. Насколько важно ее присутствие на соревнованиях?
Марина — часть меня, которая всегда поддерживает. Я думаю, что без нее, возможно, и не было бы столь высоких достижений. Так же это касается и ее. Мы стараемся тянуть вверх друг друга: подправлять, вдохновлять, поддерживать. Мы понимаем друг друга, как никто другой, потому только нам понятно, через что приходится проходить.
Больше волнуетесь, когда Марина прыгает или когда соревнуетесь вы?
Конечно, когда она прыгает. На счет меня, как только я касаюсь воды, волнение перерастает в энергию. Я делаю все, что могу, и полагаюсь только на себя. Когда выступает Марина, то от меня ничего не зависит. Она прыгает в течение часа-полтора, а я все это время стряхиваю и волнуюсь за нее.
Стать олимпийскими чемпионами или же призерами вместе с Мариной на Играх в Париже — это большая спортивная мечта вашей семьи?
О медалях я вообще не люблю говорить. Все спортсмены мира тренируются и готовятся к Олимпиаде. Это такие соревнования, когда может произойти все, что угодно. Может появиться кто-то новый и показать нереальный результат, как это было с американцем у меня. Не хочу загадывать. Мы делаем все, что способны. Разговариваем по телефону три-четыре раза в день, а видимся редко. Таковы реалии нашей спортивной семейной жизни. Мы оба тренируемся на истощении для того, чтобы показать свой максимум в самый важный момент. В этот раз будет так же.