Борис ван дер Ворст убежден, что Федерация бокса Украины должна присоединиться к World Boxing.
Борис ван дер Ворст
В октябре 2020 года россиянин Умар Кремлев был официально избран президентом Международной федерации бокса. Тогда именно Федерация бокса Украины во главе с Владимиром Продивусом выдвинула не только кандидатуру путинского ставленника на должность главы международной федерации, но и поддержала ее. С тех пор в мировом любительском боксе начали править огромные деньги «Газпрому», являющегося главным спонсором IBA (Международная федерация бокса – LB.ua).
Ситуация окончательно вышла из-под контроля в 2022 году. В то время, когда весь мир ужесточал санкции против россиян (в экономике, политике, культуре и спорте), IBA 5 октября опубликовала релиз, в котором объявила об отмене своего же решения о запрете выступлений россиян и белорусов на соревнованиях под эгидой федерации. В сообщении IBA говорилось, что «политика не должна влиять на бокс», а сама организация «уважает собственную автономию как международную спортивную федерацию и остается политически нейтральной и независимой». Россиянам и белорусам разрешили выступать под своими флагами. В 2022 году в IBA должны были состояться внеочередные выборы, но на конгрессе делегаты отказались от их проведения – 106 из 155 проголосовали против. Таким образом, Кремлев остался в должности президента IBA.
Дальше – больше! В июне 2023 года Международный олимпийский комитет исключил IBA из своего состава из-за нарушений правил и финансовой непрозрачности. Там подчеркнули, что отстраняют IBA от проведения боксерского турнира на Олимпиаде и лицензионных турниров. Международная федерация бокса подала апелляцию в арбитражный суд в Лозанне, которую последний отклонил. МОК подчеркнул, что бокса на Олимпиаде-2028 может не быть.
Параллельно с этим в апреле 2023 года на фоне конфликта между Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией бокса создали новую организацию, World Boxing. В World Boxing заявили, что они придают приоритет сохранению бокса в центре олимпийского движения и ставят интересы спортсменов на первое место. В частности, это касается проведения честных состязаний. Президентом новой организации стал нидерландец Борис ван дер Ворст.
В разговоре с LB.ua он рассказал о деятельности World Boxing, переговорах с Международным олимпийским комитетом, сохранении бокса на Олимпиаде-2028 и отношениях Федерации бокса Украины с коррумпированной IBA, которую возглавляет россиянин Умар Кремлев.
Я знаю, что члены World Boxing встречались с представителями МОК. О чем вы разговаривали? Вы чувствуете, что Международный олимпийский комитет будет поддерживать вас в будущем?
Спасибо за ваш интерес к этой сложной, продолжительной проблеме, которая касается статуса олимпийского бокса. Не так много журналистов хотят освещать эту тему, несмотря на то, что это очень важно для боксеров, поклонников бокса и всего боксерского сообщества. Бокс как олимпийский вид спорта уже много лет испытывает серьезные проблемы из-за доказанной неэффективности IBA, которая была исключена из олимпийского движения решением сессии МОК почти год назад. Это произошло из-за ошибок официальных лиц, отсутствия финансовой прозрачности и полной зависимости от финансирования «Газпрома». Кроме того, проблема в откровенно плохом управлении. Все это длится уже не один год, потому что комитет продолжил пребывание бокса в программах Олимпиад Токио-2020 и Париж-2024 – это чудо. То, что МОК сделал для бокса такой аванс, – это беспрецедентное решение. Поддержка комитета огромна для боксеров. Международный олимпийский комитет мог просто исключить этот вид спорта из программы Олимпиады, но взял на себя ответственность за непосредственное проведение отборочных соревнований и фактических соревнований по боксу на Играх. Этого не делали ни для какого другого вида спорта. МОК также дал много шансов AIBA/IBA для исправления ситуации, но их не использовали. Понятно, что после проведения соревнований по боксу в Париже Международный олимпийский комитет не продолжит свое фактическое управление боксом дальше. Они четко высказались по этому поводу. Комитет не создан для управления видами спорта, ведь это – задача международных федераций.
Вместе с тем, World Boxing был создан в конце 2022 года группой единомышленников, представителей национальных федераций, чтобы разрешить эту ужасную ситуацию и сохранить бокс в центре олимпийского движения. Прогресс, достигнутый сегодня нашей новой международной федерацией, в частности, проведение первых крупных международных соревнований и организация демократического конгресса, позволил нам получить приглашение на первую официальную встречу с Международным олимпийским комитетом. Там мы наметили наши намерения и планы добиться признания МОК и взять ответственность за управление боксом. Мы работаем над тем, чтобы стать надежным партнером для комитета и всех участников олимпийского движения в отстаивании олимпийских ценностей и соблюдении Олимпийской хартии. Мы знали о требованиях для признания МОК еще до встречи, поэтому работали над этим с самого начала основания World Boxing. Я лично считаю, что у нас хорошее взаимопонимание с Международным олимпийским комитетом на счет того, что нужно сделать, чтобы бокс остался олимпийским видом спорта. Объем работы огромен, но мы точно можем это сделать вместе с национальными федерациями. Я лично оптимистично смотрю на развитие наших отношений.
Борис ван дер Ворст во время одного из выступлений. Бокса действительно может не быть на Олимпийских играх в 2028 году. Как предотвратить это?
Это буквально миссия World Boxing. Чтобы выполнить ее, сохранить бокс в центре Олимпийских игр мы уже разработали и утвердили стратегический план на 2024-2028 годы. Он находится на нашем вебсайте. Мы уже шаг за шагом внедряем его. Мы провели инаугурационный конгресс и ряд успешных соревнований в Германии, Англии, США и Нидерландах. Кроме того, готовимся анонсировать новые события, в частности наш первый чемпионат мира. Мы уже подписали соглашения о партнерстве с такими брендами как Sting и Nike. В наш состав входят национальные федерации на всех континентах мира, но мы продолжаем развиваться. После того, как Спортивный арбитражный суд подтвердил отзыв признания IBA Международным олимпийским комитетом, ожидаем, что будем двигаться еще быстрее в вопросе привлечения национальных федераций. Процесс получения членства в World Boxing требует времени, но мы уже поддерживаем многие новые национальные федерации на пути к получению членства.
Не все национальные федерации, в частности украинская, полностью поддержали World Boxing. С вами не раз встречались представители Федерации бокса Украины. По вашему мнению, почему она до сих пор остается частью IBA?
Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что возможность исключения бокса из программы ОИ-2028 вполне реальна и это кошмарный сценарий для любого любителя бокса, не говоря уже о боксерах. Национальная федерация бокса в Украине, как и большинство других стран, мгновенно потеряла бы большую часть своего финансирования. Я понимаю, что в Украине правительство предоставляет около 1-1,5 миллиона евро в год для финансирования бокса высоких достижений. Речь о тренировочных лагерях, соревнованиях, оборудовании, зарплатах боксерам и тренерам. Все это исчезнет, если бокс потеряет свой олимпийский статус. Поэтому тот факт, что национальные федерации остаются нерешительными и бездейственными, вызывает беспокойство. Это касается не только нас, но и МОК. Недавно они публично заявили об этом. У нас есть план решения этой проблемы и, как следствие, смены культуры, созданной бывшей международной федерацией. World Boxing и уже присоединившиеся к нам ответственные национальные федерации готовы сделать все необходимое для выполнения нашей миссии.
Честно говоря, позиция Федерации бокса Украины и ее руководителей, которые в последнее время часто менялись, не очень ясна. Это особенно удивляет все руководство World Boxing и представителей наших национальных федераций, поскольку бывшая международная федерация нарушает права украинских боксеров и тренеров в первую очередь. IBA не соблюдает санкции МОК в отношении российских и белорусских спортсменов, позволяет даже проводить соревнования в России. Остаться частью проблемы – это плохая стратегия. Мы готовы работать вместе с Федерацией бокса Украины над тем, что вызывает у нее беспокойство, как и с любой другой национальной федерацией, которая уже присоединилась к нам. Было бы глупо думать, что такие крупные национальные федерации, как в США, Великобритании, Индии, Бразилии, Филиппинах, Австралии или Нигерии, присоединились к World Boxing без решения их проблем. Конечно, придется пойти на определенные компромиссы и, возможно, даже жертвы во время этих исторических перемен в нашем спорте, но все это того стоит.
Есть ли шансы у IBA вернуть доверие МОК?
У бывшей международной федерации было много шансов, чтобы все наладить. Об этом подробно писали в отчетах МОК по AIBA/IBA. Вместе со мной некоторые представители национальных федераций в течение многих лет безрезультатно пытались сменить IBA изнутри. В конце концов IBA стала первой международной федерацией, признание которой отозвано комитетом. Там четко заявили, что IBA – это перевернутая страница.
Этот олимпийский цикл уникален для боксеров из-за уменьшения количества весовых категорий. Создаёт ли это проблемы или наоборот увеличивает конкуренцию?
У Бокса наибольшее количество олимпийских весовых категорий в истории – 13. Да, теперь они распределены между мужчинами и женщинами. Это усиливает конкуренцию в одних категориях, одновременно открывая возможности в других. Кроме того, следует отметить, что ни один другой вид единоборств не имеет более 7 категорий для каждого пола, поэтому мы должны рассматривать это как большую привилегию. World Boxing будет работать над тем, чтобы продолжить пребывание бокса на Олимпийских играх, а затем увеличить количество весовых категорий, но это нужно заслужить.
Борис ван дер Ворст во время одной из речей. Стабило ли финансирование в World Boxing? Сможет ли ваша организация предоставить боксерам такие же призовые, которые сейчас выделяет IBA?
У нас уже есть необходимое финансирование для выполнения наших главных обязательств как международной федерации. Ситуация улучшится, поскольку мы продолжаем расти. В то же время, хотим развиваться органически, полагаясь на настоящих коммерческих партнеров, тесно сотрудничая с МОК. Ставку на одного государственного спонсора, как с Газпромом в случае с бывшей международной федерацией, мы считаем неприемлемой. Будем откровенны: уровень призовых, предложенный IBA, не выглядит коммерчески оправданным, поэтому не устойчив.
World Boxing подразумевает важность финансовой поддержки боксеров, тренеров и национальных федераций, но сначала нужно обеспечить боксу олимпийское будущее. В дальнейшем мы, безусловно, будем вводить призовые в наши большие соревнования.
Учитывая нынешнюю нестабильность в украинском боксе, кто, по вашему мнению, был бы достойным представителем Федерации бокса Украины?
>
World Boxing уважает независимость национальных федераций. Выбирать своих руководителей и представителей – это дело боксерского сообщества в Украине. Я верю в то, что у этого сообщества есть мудрость, чтобы сделать разумный выбор и остаться на правильной стороне истории бокса. Для Украины это важнее, чем любой другой национальной федерации, учитывая борьбу, которую ведет ваша страна.
Борис ван дер. Как вы считаете, почему у украинской команды сейчас только одна олимпийская лицензия на парижские Игры?
Я желаю сборной Украины успехов в текущем лицензионном турнире в Таиланде. Снижение количества олимпийских квот – это то, о чем должно думать боксерское сообщество в Украине.
Александр Хижняк – лидер сборной Украины. По вашему мнению, сможет ли он в этот раз завоевать «золотую» медаль Олимпиады?
Мне нравится стиль Хищняка. Я лично наблюдал за тем, как он выигрывал на больших соревнованиях, в частности, на Европейских играх в Минске-2019 и Кракове-2023. Желаю ему всего лучшего в Париже!
Кто из украинских боксеров Вам импонирует?
После победы Усика украинский бокс находится на вершине мира. Беринчик и Ломаченко недавно стали профессиональными чемпионами мира. Я помню, как они выигрывали в боях на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Усик – великий посол Украины, а это важно в то время, когда Украина борется, чтобы отразить нападение России.