Украинская легкоатлетка Людмила Оляновская на финишной прямой опередила соперницу и завоевала бронзовую медаль Чемпионата Европы.
Людмила Оляновская во время награждения.
На Чемпионате Европы по легкой атлетике Людмила Оляновская завоевала «бронзу» в спортивной ходьбе на дистанции 20 км. Эта медаль стала первой для нашей сборной на турнире этого года.
Оляновская завоевала ее на последних метрах дистанции: украинка шла четвертой, уступая испанке Лаури Гарсии-Каро, которая уже начала праздновать получение медали, но не говори гоп — на самом финише Людмила опередила испанку и буквально вырвала у нее «бронзу».
Видео ошеломляющего финиша стало вирусным в интернете, а Людмила неожиданно стала звездой. LB.ua она рассказала детали борьбы на финише, свои впечатления от забега и ожидала ли такой узнаваемости.
Поздравляем вас с бронзовой медалью. Вы сразу поняли, что все же смогли опередить испанку? Какие эмоции были после гонки?
Понимание, что это произошло, было сразу: как только финишировала — сразу поняла, что получила ее. Коллегам по команде показалось, будто я не поняла, что выиграла у испанки. На лице были видны все эмоции, присутствовала тяжесть. У меня все горело внутри, казалось, диафрагма сжалась так, что я не могу дышать, аж нужно хватать воздух. Попросила волонтера, чтобы мне разрешили пройти дальше в сектор и забрать флаг Украины. Сейчас ничего удивительного не чувствую, кроме радости. Меня все поздравляют, поэтому я очень счастлива. Более того: благодаря этому вирусному видео меня начали узнавать. Это произошло сначала в автобусе из Варшавы, затем в поезде. Еще пол вагона ходили фотографировались со мной. Я не привыкла к такому признанию, если честно. Это очень приятно, но чувствую себя словно не в своей тарелке.
Людмила Оляновская во время соревнований.
Показалось, что видео финиша видели даже те, кто никогда не смотрел соревнования по легкой атлетике.
Да, это правда. Эпическое завершение произвело фурор. Это видео распространяют и спортсмены, и медиа. На основе него создают не всегда цензурные мемы, кстати. Мне даже немного жалко испанку, ведь она не должна стать жертвой насмешки. Я читала ее интервью после соревнований, где она отреагировала довольно сдержанно. По ее словам, ошибка была в том, что она рано начала праздновать получение медали, которой у нее еще не было.
Испанская команда оспорила результат соревнований. Как вы отреагировали на это?
Да, это правда. Немного объясню, как проходят соревнования по спортивной ходьбе. На финише нас встречал главный судья по стилю. На некоторых видео его не видно, но оно есть. Когда финишируем, то главный судья по стилю следит за тем, чтобы мы не нарушали правила, не начинали бежать. Так было и в этот раз. Фредерико Бьянчи подходил очень близко к третьей дорожке и внимательно наблюдал за тем, как мы шли. Он может снять соревнований на финише, если есть нарушения, но этого не произошло. Хоть испанская команда и подала протест, но в этом эпизоде была честная борьба. Если бы испанка оглянулась, увидела, что я догоняю ее, тогда она, возможно, не отдала бы мне медаль. Им не нужно было подавать протест. Если им нужна медаль, я готова ее отдать. Нам нужен Patriot, потому я готова не задумываясь совершить такой обмен. Нам нужна безопасность, нам нужно оградить небо для наших детей, людей, поэтому я готова меняться.
Был ли у вас опыт таких финишей раньше?
Подобный финиш был у меня в 2014 году в Цюрихе. Это также было на Чемпионате Европы, дистанция – 20 км. Я шла третьей, но примерно в 100–150 метрах обошла соперницу из Чехии Агнешку Дракотову и стала второй. Кроме того, когда я обходила ее, то успела выхватить у болельщиков флаг Украины и финишировать с ним.
Вы мастер удачных финишей.
Знаете, когда есть готовность, то, конечно, можно собраться, работать и бороться до конца. Но бывает такое, что идет что-то не так: не тот день, не подготовка, болезнь или травма перед стартом. Тогда как бы ты ни хотел, но достать соперницу не сможешь.
В какой момент поняли, что можете догнать испанку?
Перед восходом в коридор за стадионом меня поддерживали украинцы, наша команда, прессаташа Ольга Николаенко. Мы вошли в этот коридор, а он с поворотами. Тогда я не выпускала испанку из виду. Когда мы вошли в стадион, она была от меня метрах в 25–30. Когда она была на дорожке, оглянулась. По стадиону до финиша нам оставалось 350 метров. Я оценивала ее скорость и понимала, что работаю почаще. Она делает один шаг, а я полтора. Дальше мнений не было. Оставалось 200 метров до финиша, и я понимала, что расстояние сокращается. В 150 метрах она еще была довольно далеко от меня, но уже тогда было понимание, что я ее достану. Мне кажется, что эти последние 150 метров я даже не дышала. У меня заложило уши, действительно было сложно. Собрала всю силу, понимая, что или я сейчас включусь, или буду снова четвертой. У меня четвёртых мест очень много.
Людмила Оляновская радуется после награждения.
Кроме «бронзы», вы получили олимпийскую лицензию на Игры в Париже. Как важно было квалифицироваться на Олимпиаду?
С Олимпиадой у меня ассоциируется очень болезненный провал в Токио. Мы добрались на соревнование за 40 часов до старта, а для адаптации организма к изменению часового пояса этого мало. Это был провальный старт и очень тяжелый удар по моей психике. Тогда казалось, что нужно завершать карьеру, заниматься ребенком, семьей, может даже искать себя в каком-то другом деле, но точно не ходить. Я смогла собрать себя вместе, восстановиться. В Париже уже не нужно будет акклиматизироваться. Если честно, понимала, что попаду на Олимпиаду в любом случае. На игры попадают 48 спортсменов. Есть несколько вариантов: кто по нормативу, кто по рейтингу. Если от страны квалифицируются более трех спортсменок, тогда федерация выбирает, кто именно уедет. Я — третий номер, а у наших Марии Сахарук и Елены Савчук уже есть нормативы. Мои прошлогодние старты были более или менее удачными, поэтому по рейтингу я бы прошла точно. В то же время, как и каждому спортсмену, было важно, чтобы я попала в Париж не по отбору, рейтингу или просто потому, что меня уважают и поддерживают, а именно благодаря олимпийской лицензии. Я рада, что все произошло именно так.
Каковы ваши персональные ожидания от Игр в Париже?
Я хочу поблагодарить за подготовку в этом году. В феврале мы были на собрании в Анталии, в марте – в горах в Кыргызстане, в апреле – снова в Анталии. В мае мы отправились во Францию, вернулись в Украину и отправились в Италию, на Чемпионат Европы. Федерация легкой атлетики и Национальный олимпийский комитет очень многое сделали и делают для качественной и профессиональной подготовки наших спортсменов. Сейчас мы снова поедем во Францию, в горы, а оттуда в Париж. Мы будем практически постоянно там, так что сможем акклиматизироваться, адаптироваться. Хочется показать себя, продемонстрировать хороший результат.
lb.ua