С Матвеем Бедным, на тот момент исполняющим обязанности министра, мы встретились через три недели после Олимпийских игр, где Украина завоевала 12 медалей. В Париже функционировал Украинский дом – Volia Space. В нем наша делегация рассказывала гостям – функционерам со всего мира, представителям зарубежных СМИ, инфлюэнсерам – о реалиях подготовки спортсменов, о войне против России, знакомила с культурой Украины. Матвей Бедный был среди постоянных членов Volia Space. Резонансными стали его слова о кооперации министерства с Александром Усиком в реформировании отечественного спорта.

В разговоре с LB.ua Бедный объяснил, как ведомство будет сотрудничать с Усиком, рассказал о деятельности Volia Space и поделился мнениями, как реформировать украинский спорт и не допустить представителей РФ и РБ к зимней Олимпиаде.

Матвей Бедный

Три недели прошло после Олимпийских игр, поэтому хотим услышать ваши впечатления и итоги.

Это первая Олимпиада, где я был лично. Только неделя, потому что в Киеве очень много работы. Впечатления разные. Впечатлили масштаб мероприятия, коммуникационные, дипломатические возможности распространения государственных нарративов. Олимпиада — очень важный ивент, к которому нужно готовиться всем, чтобы эффективно использовать эту площадку. У спортсменов и тренеров здесь своя работа — подойти в лучших кондициях для побед, у дипломатов — использовать большую концентрацию людей, руководителей международных спортивных организаций, чиновников, чтобы решить важные для Украины задачи.

Если говорить об эффективности Украины и сборной на Олимпийских играх, как вы можете оценить ее в процентном соотношении?

Всегда есть что улучшать, но считаю, что это был наш положительный кейс совместной работы: журналистов, спортивных дипломатов — всех. Сконцентрировались и четко определили цели, которые стремимся достичь, отправляя команду на Олимпийские игры во время полномасштабного вторжения. Мы понимаем ситуацию, что поверхностно необходимость инвестировать в подготовку спортсменов на фоне войны в Украине не очевидна. Наши спортсмены на Олимпиаде — это не просто люди, уехавшие самоутвердиться и завоевать медали. Это люди, представлявшие нашу страну в мире. Кое-кто в мире предпочел бы забыть, что в Украине происходит, некоторые устали слышать о страшных новостях и реалиях жизни Украины сегодня, о нарушении норм международного права. Для нас это уникальный способ напомнить об этом на примере молодых людей, наших атлетов, проживающих в жизни драматических событий. Это хорошая возможность продемонстрировать, какие вызовы есть у украинцев на пути к мечтам. С этой точки зрения выступление нашей команды — спортивной и всех, кто обеспечивал этот совокупный результат, очень успешно. Мы видим, что у международных медиа, в обществе большой резонанс по поводу того, что нам удалось продемонстрировать на этой Олимпиаде — на спортивных аренах и внутри медийного хаба Volia Space, который мы создали, чтобы освещать на весь мир, не боясь санкций, не ограничиваясь форматами спортивной арены, освещать современную Украину, которая имеет очень глубокие культурные, спортивные, научные традиции, где сегодня, несмотря на войну, бурлит жизнь, интересная жизнь. Но это все дается ценой наших защитников и огромными жертвами.

Во время открытия мультимедийного проекта The Will to Win 30 июля в Volia Space в Париже.

Эта Олимпиада принесла много положительных эмоций каждому. Какой момент стал особенным для вас, почему?

Сейчас украинцам не хватает эндорфинов. Думаю, наши спортсмены подарили украинцам долю тепла, надежды, победной эйфории, и это очень важно. Команда продемонстрировала боевой дух и волю к победе, которую сейчас ощущает каждый украинец. 

Если говорить о том, что меня больше всего поразило, то это начало работы Volia Space на следующий день после церемонии открытия Олимпиады. В Парке наций, кроме Дома Украины, было еще 15. В такие дни спортивные руководители отказываются в 90 процентов случаев от всех приглашений. На открытии же Volia Space у нас была мощная представительная делегация: у нас были министры спорта разных стран (в том числе и Франции), Себастьян Коэ (президент Международной федерации легкой атлетики), Люк Тардиф (президент Международной федерации хоккея), большое количество дипломатов. Нам удалось удивить мир в очередной раз. Во время полномасштабной войны против великого и мощного врага, мы привезли на Олимпиаду большую команду под собственным флагом. На фоне нашей победы в борьбе против допуска к соревнованиям россиян и белорусов это выглядит еще лучше. Это было ощущение первого большого успеха. Мы поняли, что не ошиблись, что Украина сейчас очень интересна и ей настроены помогать. Основная часть украинских спортивных побед была уже после того, как я уехал в Киев. Это были яркие эмоциональные моменты, которые каждый переживал по-своему.

Министерка спорта Франции Амели Удеа-Кастера посетила Volia Space

Во время работы Volia Space в Париже.

Наши спортсмены поняли, что наш Дом – это место, где тебя любят, даже если на соревнованиях удалось не все. Здесь ты герой, тебя вкусно накормят, в кругу друзей поделишься мыслями. Более того, к тебе уже приходят международные медиа, поэтому не надо куда-то ехать, искать возможности, ведь ты интересен всем. Свои первые великие интервью наши атлеты давали именно в Volia Space. Мы создали атмосферу, отражающую душу Украины и показывающую эту раненую душу всему миру. 

Есть ли мнения создать такой Volia Space в Украине? 

Я думаю, что такое мнение напрашивается, но дома нам не нужно отдельное пространство. Я имею в виду, что сегодня нам следует уделять внимание качественной коммуникации. Мы хотим показать медиасообществу, что нам есть что рассказать и показать. У нас есть много того, что нужно транслировать обществу. Речь о свободе к победе, дисциплине. Конечно, сейчас хейт и деструктив продается лучше, более кликабельны, но не стоит забывать, что мы все живем в этой стране. Сегодня нам нужно больше внимания уделять взаимодействию СМИ, позиционированию наших спортсменов, популяризации здорового образа жизни. Для этого не нужно искать отдельное пространство, достаточно профессионально к этому подходить. Это касается и спортивных федераций и, безусловно, министерства, спортивных предпринимателей. Я считаю, что по итогам Олимпиады мы сделали большой шаг вперед. Команды самих спортсменов поняли, что нужно более профессионально подходить к своему имиджу, позиционированию, к тем сигналам, которые ты транслируешь обществу. центре которой будет спортсмен» src=»https://nk.org.ua/wp-content/uploads/2024/09/1e9b53d131d0385d14b834b0907f27b0.jpg» alt=»Матвой Бедный: «Мы проведем реформу&» ;» />

Матвей Бедный

Перед Играми всех интересовал прогноз количества медалей. Совпали ли ваши ожидания с результатом? 

Да. Конечно, не все, на кого мы рассчитывали, попали на пьедестал. Могло быть больше золотых медалей, но опять же это спорт. На предыдущих Олимпийских играх Александр Хижняк побеждал в финале, но потерял золотую медаль. На этот раз он вернулся и выиграл. Через такие моменты понимаешь, что делать прогнозы очень неблагодарное дело. Убежден, что наши олимпийцы выступили положительно. Благодарен спортсменам и тренерам, которые приложили усилия для этого результата. Они молодцы. Мы все понимаем, что жить и работать в Украине сейчас довольно сложно, но все сконцентрированы на нашей победе. Давление безумное, связанное с тем, что наши родные, близкие находятся в опасности. У каждого есть те, за кого мы переживаем, от кого мы особенно нетерпеливо ждем сообщения. Мы постоянно мониторим новости, смотрим, какая российская ракета летит во время воздушной тревоги, прячем детей в бомбоубежища. Так же и наши атлеты… Надо учитывать еще и то, что уровень физических и моральных нагрузок в спорте высших достижений очень велик. Трудно тренироваться в таких условиях, но наши атлеты продемонстрировали всему миру стойкость и волю к победе. 

Справился ли Париж и непосредственно Франция с проведением Олимпиады-2024?

Я думаю, что да. Всегда можно сказать, что что-то можно было сделать лучше. Могла ли быть лучше погода на открытии? Безусловно! Зато есть, что вспомнить: сидишь мокрый на трибунах и наблюдаешь за церемонией открытия. Считаю, что Париж справился с организацией яркого культурно-спортивного события.

Открытие Олимпиады-2024 в Париже.

Менее чем за два года состоятся зимние Олимпийские игры. Как сделать, чтобы россиян и белорусов не было на них?

Уже на этой неделе проводим большое совещание по привлечению рабочей группы, медиа, расследователей. Мы наблюдаем, что представители страны-террориста активно пытаются улучшить ситуацию для себя, наращивают влияние, предпринимают попытки вернуться в международные организации. В то же время, видим их слабые места. Есть план действий, чтобы не допустить их к Олимпиаде. Все анонсировать не буду. Мы понимаем, что времени для отдыха нет, нет времени наслаждаться парижской победой над ними. Это не злорадство над врагом, а наше понимание ситуации. Очень важно, чтобы весь мир понимал, почему спортсмены с триколором не допущены к соревнованиям. Почему? Потому что этот флаг сегодня запрещен! Это флаг страны, нарушающей международные правила, флаг террориста, который убивает мирных людей и разрушает основу, на которой стоит все цивилизованное общество. Наша миссия сегодня – держать этот фронт и показывать той части мира, которая интересуется спортом – это огромная аудитория, что сейчас это актуально и правильно, что война продолжается, что россияне не перестали убивать наших граждан, что они не перестали оккупировать наши территории, что россияне не прекратили свой наглый международный терроризм. 

Помимо этого направления, над чем первоочередно будет работать министерство?

Мы видим перед собой широкое поле деятельности. Прежде всего, это то, что я анонсировал раньше. Будем проводить спортивную реформу. На самом деле, это уже происходит. У меня были встречи с депутатами, функционерами. В каждом интервью я объясняю базовые принципы того, что считаем нужным улучшить и изменить. Мы заявили, что мы видим необходимость фокусировать дополнительное внимание на массовом спорте. Мои слова иногда восприняли так, что хотим уменьшить финансирование спорта высших достижений и увеличить финансирование, как иногда пренебрежительно говорят, массовки (массового спорта). Это совсем не так.

Матвей Бедный

Мы просто убеждены, что основой спорта высших достижений, основой успеха на арене международного уровня является массовый спорт. Это не массовка, а основа, на которой стоит любая система спорта в любой стране. Чем мощнее и крепче будет эта основа, тем больше успехов у нас будет в спорте высших достижений. А без основания ничего не будет. Нам важно создать на основе клубной системы мощную базу спортивных клубов по всей Украине, куда будут вовлечены наши дети. Сейчас крайне малое количество детей вовлечено в систему детско-юношеских спортивных школ. Мы должны это изменить, увеличить заинтересованность детей занятиями спортом, сделать его более доступным. Понятно, что здесь есть вызовы, связанные с инфраструктурой, которые мы, к сожалению, не можем устранить во время войны. Однако на конституционном уровне, на уровне кадрового обеспечения должны подготовить эту основу, чтобы как можно больше детей занимались спортом. С другой стороны, большое внимание сегодня сконцентрировано на кадровой политике. К сожалению, в течение долгого времени кадровая политика была без внимания нашей сферы. Мы видим нехватку молодых тренеров, фактически полное отсутствие приобретений в научно-методической поддержке наших спортсменов. 

В Volia Space каждый второй говорил о том, что не хватает современных методических наработок. Сегодня спорт высших достижений – это такая область, где без научных наработок и исследований, без новейших методик подготовки и восстановления ты никуда не уйдешь, не сможешь ничего добиться. Я не буду говорить фамилии, но когда мы сталкиваемся с тем, что есть разница в подходах к профессиональным спортсменам, то понимаем суть проблемы. У некоторых спортсменов каждый день берут кровь на анализы, чтобы обнаружить, как они спят, как тренируются, как восстанавливаются, как реагируют на те или иные нагрузки, чтобы оптимизировать процесс подготовки и восстановления. В то же время, есть ситуации, когда другие спортсмены за полгода ни разу не сдавали кровь для исследований, потому что никого не интересует, что происходит с показателями восстановления. Это тот участок, на котором мы можем достичь больших улучшений, если сконцентрируемся. Поэтому именно работа с кадрами, молодыми, перспективными тренерами может дать результат. Желательно пользоваться зарубежным опытом, привлекать лучших зарубежных специалистов по направлениям подготовки, в частности, нутрициологии, физиологии, функциональной подготовки. Надо работать с наукой и растить своих специалистов. Тренер сегодня — это фактически ученый, поэтому эта работа долгая, но мы должны заложить ее основу.

Александр Усик в Volia Space в Париже.

Когда Александр Усик приходил в Volia Space, он анонсировал революцию в украинском спорте. Вы поддержали его. О чем, собственно, была речь?

Это о том, как мы планируем реформировать наш спорт. Мы должны понять, что в центре нашей отрасли должен стоять гражданин – спортсмен или интересующийся, болеющий, любящий спорт. Не чиновник государственного или местного уровня будет решать, кто будет развивать конкретный вид спорта, сколько ресурса должен получить тот или иной тренер, спортсмен или федерация, а общество, профессиональное спортивное сообщество, федерация. Спортивная федерация – это общественная организация граждан, объединенных по принципу любви, заинтересованности видом спорта. Именно эта организация заинтересована больше, чем кто-либо, чтобы этот вид спорта в нашей стране развивался, именно они знают лучше всех, что для этого нужно. Нам нужно только создать условия, чтобы они могли это сделать. Для этого нужно просто перестроить систему, сделать спортивную реформу.

В чем ее суть? 

Обычно когда есть определенная функция у государства, создают коммунальное учреждение, призванное эту функцию реализовывать. Давайте мы создадим коммунальное заведение, поставим своего руководителя, который будет назначать тренеров, а те будут тренировать детей… Так это не работает. Руководитель — человек, часто назначаемый по принципу лояльности. У нее нет никаких стимулов, чтобы это развивать, она не знает или не очень интересуется этим видом спорта. Мы же говорим о том, что должны быть созданы общественно спортивные клубы как общественные организации, основой которых станут те граждане, которые приводят детей в этот клуб заниматься или сами там занимаются. Они должны систематизироваться и получать на уровне общества или на уровне государства те или иные задачи. Это совсем другая форма, и такие гражданские спортивные клубы уже никогда не допустят нецелевой расход средств. Все будут заботиться и следить за использованием ресурсов. У них есть голос этой организации, ведь они назначают руководителей. Поэтому им же этого руководителя и снимать, если он покрасит спортивный зал в три раза выше, чем на рынке. Они сразу выгонят тренера, который, не дай бог, ударил ребенка или, возможно, нетрезвый пришел на тренировку. Они не допустят, чтобы реальное количество тренеров было вдвое меньше, чем на бумаге, ведь это их средства, их дети и их вид спорта. Так мы сформируем колыбель гражданского общества в спорте. Затем такие спортивные клубы становятся членами спортивных организаций – федераций. Те же процессы будут масштабироваться.

Матвей Бедный

Сейчас можно говорить о сотрудничестве Александра Усика и Министерства молодежи и спорта Украины? 

Абсолютно! Мы очень много разговаривали с Александром. Видим общий путь, уже наметили шаги, которые планируем реализовывать. Уверен, что будем много работать вместе.

Когда будут первые результаты? 

Мы с вами хорошо понимаем, что любые изменения в спортивной сфере, особенно глубокие и системные, требуют времени, чтобы достичь значительных результатов. Сегодня есть ряд вызовов, требующих комплексного подхода, начиная от недостаточного количества качественного спортивного резерва до внедрения современных научно-методических подходов к подготовке спортсменов. Приоритетом является развитие массового спорта, что заложит фундамент для качественного резерва и будет способствовать привлечению как можно большего количества граждан к активному образу жизни и, как следствие, спорту высших достижений. 

Вторым ключевым элементом является развитие научно-методической поддержки наших сборных. Это составляющая, которая оказывает непосредственное влияние на результаты спортсменов на международной арене, ведь сегодня мировой спорт невозможен без применения новейших научных методик.

Третье направление — цифровизация всей системы спорта. Это позволит получать оперативные данные, которые станут основой эффективных управленческих решений. Существенных системных сдвигов мы ожидаем уже в ближайшие годы, хотя нам потребуется определенный переходный период для полноценной реформы и результатов. В то же время, системное влияние реформа должна оказать и на участие Украины в Олимпийских играх-2028 в Лос-Анджелесе.

lb.ua

Раздел

Спорт,

Обновлено: 5 сентября 2024