Он лидер сборной Украины по спортивной гимнастике. В 21-летнем возрасте Илья Ковтун уехал на свою вторую олимпиаду, где выступил в команде и в индивидуальных соревнованиях.
Мы созвонились через два месяца после Олимпийских игр-2024. В Париже Илья получил серебро в упражнениях на параллельных брусьях — единственную медаль Украины в спортивной гимнастике. Кроме того, дважды остановился в шаге от пьедестала. В то же время, он успел заявить о себе не только на ковре — попал в чарты самых красивых спортсменов соревнований.
Изменилась ли жизнь лучшего гимнаста Украины после Парижской олимпиады и завоевания медали, как стать секс-символом Олимпийских игр, амбиции у 21-летнего спортсмена — на LB.ua.
Где вы сейчас находитесь и тренируетесь?
Я вернулся в Хорватию, а еще вчера был в Германии (интервью записывали 30 сентября. — Ред.). Мы ездили на Бундеслигу – соревнования, которые проводят каждый год. После Олимпийских игр немного отдохнули, восстанавливались и тренировались. Последнего было не так много, как всегда, поэтому выступлением в Бундеслиге я доволен.
Илья Ковтун с серебряной медалью Олимпийских игр в Париже.
После Олимпиады прошло почти два месяца. Что изменилось в вашей жизни, когда получили серебряную награду?
Честно говоря, ничего не изменилось. Все, что изменилось, я вписал свое имя в историю Олимпийских игр. Мы также тренируемся, работаем и готовимся к новым победам.
Кроме серебра на брусьях, вы дважды становились четвертым, один раз — пятым. По вашему мнению, чего не хватило?
Не скажу, что чего-то не хватило. Я показал свой максимум, но, может быть, что-то не до конца выполнил. И в командных соревнованиях, и в многоборье я выложился на все 100 процентов. В финале по свободным упражнениям было очень сложно бороться за медаль, но и там я сделал все, что мог. Я очень высокий спортсмен и большинство гимнастов низкого роста. Им намного легче выполнять элементы, намного легче тренироваться… Более того, им нужно гораздо меньше, чем мне, тренироваться, чтобы выполнить какой-то элемент.
Вы ломаете стереотипы о том, каким должен быть гимнаст.
Да, это правда. Но на самом деле я не один такой, ведь есть еще несколько столь высоких спортсменов. На мой взгляд, когда такой атлет делает комбинации, то это выглядит гораздо красивее, чем когда это делают гимнасты низкого роста.
Кстати, на Олимпиаде многие говорили, что вы секс-символ, один из самых привлекательных спортсменов Игр в Париже.
Да, я видел! И у Twitter (соцсеть Х. — LB.ua), и у Tik-Tok очень много. Некоторые девушки писали мне, что уже начали учить украинский язык, чтобы общаться со мной. Это очень-очень приятно.
Украинец Илья Ковтун позирует с серебряной наградой Олимпиады-2024 в Париже.
Количество подписчиков в соцсетях выросло?
Да! Когда я только приехал на Олимпийские игры, у меня было около 14 тысяч подписчиков, а сейчас почти 44 тысячи.
Насколько важны для вас соцсети?
Для меня все это не очень важно, но мой тренер говорит, что стоит быть активным, популяризировать себя, чтобы все видели, как я тренируюсь, как готовлюсь к соревнованиям. Все современные спортсмены активны в соцсетях, ведь популяризация проходит в интернете.
Вы также смогли популяризировать себя во время соревнований. Пятое место в команде – это успех или разочарование?
Если посмотрим на предыдущие Олимпийские игры, в частности, в Рио и Токио, то это успех. Вся наша команда выложилась на 100 процентов, все делали все на максимуме. К сожалению, у нас только два сильных многоборца – это я и Олег Верняев. Радомир Стельмах еще молодой парень – он только недавно перешел во взрослую гимнастику, ему тяжело. Нам не хватает многоборцев, имеющих опыт на соревнованиях самого высокого уровня. Я считаю, что наше выступление на Олимпиаде в Париже – успех. У Рио травмировался один из гимнастов-многоборцев, у Токио у нас была проблема, потому что не выступал Олег Верняев, да и я тогда еще был очень юный. На тот момент это были только третьи взрослые соревнования для меня. Если учесть все эти факторы, то можно сделать вывод, что пятое место – это хороший результат.
Ирина Надюк и Илья Ковтун.
Кто помогает вам тренироваться? Ирина Надюк – единственная ваша тренерша?
Нет, не единственная. Раньше у нас было три тренера: Ирина Владимировна, мой первый тренер, Моргунов Максим Викторович и Гладкий Сергей Александрович. Ирина Владимировна как женщина не может нас многому научить. 10 человек и всем надо держать сальто назад, какие-то элементы на брусьях – это очень тяжело. Она взяла себе в помощники двух ребят. Ирина Владимировна пишет все задачи, она – руководитель.
Вы долго работаете вместе. Корректно ли говорить, что вы уже не просто спортсмен и тренер, а семья?
Мы очень много времени проводим вместе. Она переживает за меня как за свою семью. Я хорошо ладю с ее семьей: с ее мамой, папой, младшей сестрой. Знаю всю ее семью. Ирина Владимировна очень хорошо общается с моей сестрой и моими родителями. Мы все – это одна большая семья.
Почему вы выбрали именно спортивную гимнастику, с чего все началось?
Спортивная гимнастика – это базовый вид спорта. Он развивает силу, выносливость, растяжку. Сначала мою сестру отвели на гимнастику и ей нравилось. Она тренировалась где-то 4-5 лет, а потом родители решили меня тоже отдать на гимнастику, чтобы не возить нас в разные секции. Поначалу я не хотел этим заниматься. На первой тренировке я стал в проходе, вцепился в дверь и плакал, говорил, что не буду тренироваться. Я не хотел уходить от мамы, но она меня отдала и сказала, что вернется через полтора часа. Я немного поплакал, а дальше мне понравилось, потому что там можно было играть с другими ребятами. Мама рассказывала, что это был единственный раз, когда я не хотел идти на тренировку, потому что дальше мне начало там нравиться, ведь занятия с батутом и поролоном проходили весело. Где-то в 6-7 лет мы начали учить элементы и с тех пор я понял, что хочу этим заниматься.
Как закончились первые соревнования в вашей жизни?
Мне кажется, что у всех детей первые соревнования проходят в родном городе. Так было и у меня. Тогда каждый ребенок получил медаль.
А когда пришло понимание того, что вы хотите выступить на Олимпиаде?
Это был международный старт «Барборка Кап» в Польше. Это был мой первый выезд за границу. Там я победил в многоборье и понял, что это очень круто, что хочу идти дальше. Потом у меня начались травмы, я сломал колено. Мне было около 15-16 лет, когда я получил первую награду на Чемпионате Европы. Тогда понял, что как бы то ни было, но я хочу тренироваться и идти до конца.
Илья Ковтун выполняет свободные упражнения на Олимпиаде-2024 в Париже.
Были мысли закончить карьеру?
Да, такие мысли были у меня и у тренера тогда, когда я первый раз сломал колено. Мы восстанавливались и все было хорошо, но потом тренер поехал на Гимназиаду с ребятами, а я остался тренироваться с другим тренером. Спрыгнул с коня, и в колене снова что-то сломалось. Тогда тренер начала думать, что, возможно, нужно заканчивать, потому что она не хотела, чтобы мне делали операцию. Однако мы прошли обследование и сразу отвергли эти мысли, начали работать дальше. Конечно, бывали моменты, которые после поражения не хотели тренироваться, но это проходит очень быстро. Ты понимаешь, что поражение – это не конец жизни.
Достаточно ли в вашей жизни места еще на что-то, кроме гимнастики?
Я люблю играть в приставку, смотреть футбол, бокс. В Хорватии иногда посещаю футбольные матчи, но, к сожалению, у меня такой график, постоянные тренировки, так что нет на это много времени. Я смотрю поединки Александра Усика. Он – лучший в мире боксер.
Какие планы и амбиции у Ильи Ковтуна на сезон?
Прежде всего, нужно сделать новую программу. Сейчас программа в гимнастике очень сильно изменилась, и буду работать над этим. С февраля 2025 должны начаться этапы Кубка мира, чемпионат Европы, чемпионат мира, поэтому есть к чему готовиться.
Насколько сложно изменить программу?
На некоторых приборах это вообще не проблема, ведь комбинации фактически остаются одинаковыми. Возможно, где-то нужно сменить один элемент. Трудно в свободных упражнениях, ведь у меня есть проблема с ногой. Там нужно изучить новые элементы. В общем, это не сильно влияет на меня, поэтому я уверен, что к новому сезону мы все подготовим как следует.
Илья Ковтун выступает в упражнениях на параллельных брусьях на Олимпиаде-2024.
Любимый прибор Ильи Ковтуна – это брусья?
Да, конечно. Они с детства стали моими любимыми. Больше, они у меня хорошо получаются. Мне нравится также опорный скачок и свободные упражнения, но там все сложнее, чем на брусьях, из-за моего роста. Мне не нравятся кольца. Я их никогда не любил и до сих пор не люблю. Думаю, что это навсегда.
Думали уже о Лос-Анджелесе-2028?
Не забегаю так далеко вперед. В течение двух лет будет смена правил, поэтому только после будем думать о том, как взять лицензию и уехать на Олимпиаду. Не знаю, как будет – с командой или индивидуально. Это жизнь: кто может травмироваться, кто может завершить карьеру. Наше дело – работать.