Бронзовый призер Олимпийских игр-2012 в Лондоне, народный депутат от партии «Слуга народа» и член спортивного комитета Верховной Рады Ольга Саладуха в прошлом году официально возглавила Федерацию легкой атлетики Украины. С июня 2023 г. она исполняла обязанности президента организации. В течение года в должности с командой Саладуха запустила ряд проектов, таких как «Лигу кросса», «Детские лиги» и другие. При этом сама федерация функционирует без государственного финансирования на средства спонсорских денег. Бюджетные средства привлекаются для подготовки спортсменов и частично – непосредственно для проведения соревнований. Это не помешало легкоатлетам завоевать три медали на Олимпийских играх в Париже в прошлом году.
Эксспортсменка уверяет, что федерация работает без государственного финансирования, чтобы не запятнать свою репутацию и не тратить бюджетные ресурсы во время войны, поэтому пытается аккумулировать средства самостоятельно. В то же время признает, что в ряде других украинских федераций происходят нездоровые процессы, связанные с неправильным использованием денег.
В разговоре с Lb.ua Cаладуха объяснила, почему количество медалей Украины на летних Играх снижается, как развиваться без государственных средств и кто должен регулировать деятельность федераций. content/uploads/2025/02/6b5533a7c68547f492422eff17776c3c.jpg» alt=»Ольга Саладуха: «Во многих видах спорта беспорядок, когда президент федерации оперирует деньгами из-за рубежа»> <>>Подытожим год, который прошел. Наши легкоатлеты завоевали три медали на Олимпийских играх в Париже. Как вы оцениваете этот результат?
Украинская сборная в целом продемонстрировала свой класс. В условиях постоянных ракетных обстрелов, атак дронов, разрушения спортивной инфраструктуры наши атлеты получили 12 медалей. Я горжусь нашими спортсменами. Наконец-то золотую медаль выиграли в легкой атлетике усилиями Ярославы Магучих. В первый раз с 2008 года, кстати. Стоит также отметить ставших третьими Ирину Геращенко и Михаила Кохана. Такой результат свидетельствует, что украинский спорт развивается, конкурирует и побеждает в столь сложные времена. Нам важно не утратить этот потенциал в будущем.
Еще один момент касается того, что у нас было самое маленькое представительство спортсменов. Нам упрекали, что наши легкоатлеты не получили те лицензии, которые должны… Однако, замечу, что в мировой атлетике меняют правила и высоко поднимают квалификационный норматив. Мы чувствуем сильную конкуренцию, в том числе и на чемпионатах мира, где борьба только обостряется. Более того, большое количество наших спортсменов после начала полномасштабного вторжения пошло защищать Украину на фронт, часть из них погибла, часть – попала в плен.
Стоит напомнить, что Марина качественно выступила в Токио, став пятой. Тогда несколько помешали заступления во время попыток. После этих соревнований наша спортсменка совершила разворот на 180 градусов и начала совмещать прыжки в длину и тройной прыжок. Я постоянно говорю, что у нее есть задатки прыгать в 15 метрах тройным.
В то же время, эта дисциплина вызывает немало травм. Марина много работает, поэтому во время одной из сессий получила повреждение. Затем ей пришлось лечить стопу и пропустить зимний сезон перед Играми. В следующем турнире после обновления она прыгнула 14,80 метра, поэтому было очевидно, что у нее есть все шансы на медаль. За 10 дней до Игр она снова травмировала стопу, получив рецидив повреждения. Марина жаловалась на бешеную боль. Мы пытались максимально восстановить ее до соревнований, закупили специальные аппараты для обновления, общались с ней. На самом деле достаточно сделать один качественный скачок, чтобы зацепиться за медаль. В квалификации ей удалось это сделать, но в финале – нет. Она понимает, какая ответственность была возложена на нее со стороны государства, со стороны болельщиков и команды. Надеюсь, что Марина Бех-Романчук возьмет паузу на восстановление, а уже в Лос-Анджелесе будем радоваться ее победе и наградам. В ее возрасте еще рано вешать шиповку на гвоздь.
В то же время в прыжках в высоту мы получили двойной подиум. Подводя итог, можно сказать, что прыжки в высоту – это самая успешная дисциплина в Украине?
Это, как и тройной скачок, является традиционной для Украины дисциплиной. Инга Бабакова, Вита Паламар, Вита Степина, Ирина Михальченко, Юлия Левченко – прыжки, прыгавшие за 2 метра в высоту. Есть и Ирина Геращенко, и Ярослав Магучих. Наша мечта – тройной пьедестал. Такое уже было во время этапа Бриллиантовой лиги, но было бы хорошо повторить такой результат на Играх.
Хотя наша команда завоевала 12 медалей на парижской Олимпиаде, мы фиксируем регресс в количестве наград от Игр до Игр. У нас нет адекватного изменения поколений?
Замечу, что на следующих Играх мы увидим другой состав сборной. У нас есть, как говорят, ветераны Ольга Харлан, для которой следующая Олимпиада может стать шестой, Елена Костевич. Но есть молодые спортсмены, которые уже побеждают, и подающие надежды. Поэтому, думаю, мы обновим состав перед новыми играми. Надеемся, что олимпийская команда будет конкурентной.
Что касается 2021 года, то я могу объяснить малое количество золотых медалей. Но справедливости ради – в общем это не был рекордно низкий для нас показатель по медалям в целом. Помним, что тогда была пандемия коронавируса, по которой соревнования перенесли на год. Для наших спортсменов этот момент был очень болезненным, ведь они выстраивали план подготовки на конкретные даты. Их смена, конечно, подкосила атлетов. Кроме того, отрицательную роль сыграло отсутствие зрителей, нормального планирования и логистики. Конечно, такие проблемы были у многих, но должны понимать, что речь шла о далекой для нас Японии. Да и условия подготовки в условиях пандемии были разные у всех, и государства с лучшими возможностями здесь имели преимущество. Да и многим спортсменам не хватало толики до побед, медалей. Не хватило удачи.
Вы тоже столкнулись с этими проблемами, находясь в статусе действующей спортсменки.
Для меня одновременно момент с переносом Олимпиады был положительным, ведь случилось так, что я продолжила свою карьеру в год, получила возможность заниматься тем, что делала на протяжении 2 лет. Знаете, когда конец близок, тренировки и соревнования становятся наиболее сладкими.
Ольга Саладуха во время тройного прыжка
Глобально все же главная проблема – это война. Нашим спортсменам приходится тренироваться под обстрелами, под бешеным психологическим давлением. Правило фейр-плей (честной игры) сейчас грубо, крайне грубо нарушено. Как можно сравнивать украинских спортсменов с атлетами из других стран? Мы все работали над тем, что россиян и белорусов не было на Олимпиаде, ведь они этого не заслуживают. Даже если взять чисто спортивную составляющую, то можно заключить, что им банально легче тренироваться, а нашим спортсменам, через Россию и Беларусь – наоборот. Улучшение результатов следует ожидать после окончания войны. Надеемся, что к Играм в Лос-Анджелесе наши спортсмены будут готовиться в мире.
Ольга Саладуха
В октябре 2024 вас избрали президентом Федерации легкой атлетики Украины (ФЛАУ). Какие цели вы поставили, вступив в должность, и что уже удалось реализовать?
Почти год я находилась в статусе исполняющего обязанности, поэтому понимала кухню сразу. Моя главная цель состоит в том, чтобы популяризировать легкую атлетику в Украине. Еще до президентства я положила начало детскому «Кубку белой пантеры», чтобы показать, как могут проходить соревнования. Хотелось продемонстрировать, что турниры могут быть красивыми. Почему у нас дети не хотят уходить на легкую атлетику? Ибо нет поощрения. На турнирах банально нет медалей, нет наград, старые наклейки с номерами… А все же хочется вернуть королю корону (легкую атлетику называют королевой спорта – Lb.ua).
После избрания на должность я начала подбирать команду людей, готовых качественно и эффективно работать. Задача нашего коллектива состоит в том, чтобы сделать легкую атлетику популярной, чтобы показать детям, какими могут быть соревнования, показать коллегам из других федераций, как поощрять спонсоров помогать. Сразу было ясно, что нашу федерацию нужно менять.
Где взять деньги на изменения?
Деятельность федерации не финансируется государством, поэтому не сетуем на отсутствие денег. Если не сделаешь сам, никто не сделает, поэтому мы решили искать средства самостоятельно. Я считаю, что это нормально. Государство сейчас многое тратит на оборону, поэтому, очевидно, лишних денег на спорт нет. Несмотря на это, нашей сборной качественно профинансировали олимпийский год, что тоже было мотивацией для спортсменов.
Наша команда пытается быть медийной и открытой. Чего только стоит приезд Себастьяна Коу, президента Мировой легкой атлетики, в Украину. Во время поездки он посетил наш чемпионат Украины во Львове и очень хвалил его. Не безосновательно, к слову. Мы организовали одежду для судейской коллегии, музыкальное сопровождение, еду, поэтому это выглядело прилично и именно так, как должно выглядеть всегда. Коу даже пообещал, что после нашей победы Мировая легкая атлетика предоставит нам право на проведение международных соревнований, в частности, юниорского чемпионата мира. s/2025/02/ed3f9cfebb758882654068d106948db2.jpg» alt=»Ольга Саладуха: «Во многих видах спорта беспорядок, когда президент федерации оперирует деньгами из-за рубежа»Как привлечь детей к легкой атлетике? Есть ли конкретные шаги?
Этот вид спорта уникален, ведь он всегда присутствует в нашей жизни. Все мы с детства бегаем и прыгаем. Чтобы привлечь детей, мы создаем детские проекты. К примеру, провели праздник спорта в Каменце-Подольском для детей из 17 регионов Украины – финал «Детских лиг». Там была и культурная программа и соревнования. Кроме того, была летняя лига соревнований, которые тоже прошли отлично. После них в Украине открылось 10 спортивных клубов.
Спортклубы – это хорошо?
Вся Европа двигается в направлении спортклубов, и мы тоже считаем, что это верный путь. Спорт в Украине сейчас выживает благодаря энтузиастам, особенно на местах. Хочется помочь им, поддержать, чтобы в каждый регион, городок и село пришла легкая атлетика.
Еще одним важным, сверхважным сейчас направление социализации ветеранов войны. Недавно мы подписали меморандум с общественной организацией «Крепкие 300», объединяющей ветеранов и занимающейся их реабилитацией. На Кубке Белой пантеры организовали соревнования для них. Речь об адаптивном спорте, в котором мы подстраиваем под бойцов регламент и дисциплины. Могу с гордостью сказать, что за это направление у нас отвечает отдельный человек – ветеран войны. Вместе с делегацией федерации мы приезжали в Феофанию, общались с ребятами, показывали им основы работы с ядром. Сначала они несколько стеснялись, но потом включились и работали вместе с нами. Спорт лечит и помогает. Планируем также приобщать ветеранов к региональным событиям. Вопрос реабилитации военных должен быть массовым.
Почему вашу федерацию не финансируют?
У нас были пилотные проекты государственного финансирования, начатые в 2015 году, в которые входило и ФЛАУ. Суть эксперимента заключалась в том, что государство выделяло средства на счет федерации, а оно уже само решало, куда лучше их потратить. Плюс заключался в том, что прямой поток средств сужал бюрократический круг. Не нужно было получать кучу разрешений, десятки подписей на что-то. Эксперимент закончился еще при предыдущем и.о. президента ФЛАУ. Когда я стала исполняющим обязанности президента федерации, Вадим Гутцайт, тогда министр, предложил вернуть эксперимент, но я отказалась, чтобы не обременять себя государственными средствами. Мне неинтересно доказывать, что полученные деньги пошли именно туда, куда они были направлены. Я заботлюсь о своей репутации, о репутации федерации, поэтому мы вообще не трогаем государственные средства. Государство само через соответствующие структуры финансирует подготовку сборных и ряд календарных соревнований. Мы же стараемся привлекать средства извне, за счет спонсоров. Берем кейсы наиболее успешных стран…
Матвей Бедный
В каких реформах нуждается украинский спорт. В кулуарах говорят о переходе на клубную систему по западному образцу. Кто должен отвечать за введение изменений: НОК или Минмолодежьспорта.
Конечно, Министерство молодежи и спорта должно быть инициатором этих процессов. Я знаю, что уже есть новый закон о физической культуре и спорте, который министр Матвей Бидный должен представить депутатам. Детали я пока не знаю, потому что еще не видела его. Сейчас наблюдаем за реорганизацией спортивных учреждений, но понимаем, что процесс тормозит бюрократия.
С принятием спортивных законов сейчас сложно, ведь на повестке дня важнее. Однако мне очень интересно увидеть новый спортивный закон.
Возьмем у вас комментарий, когда вы ознакомитесь с ним.
Да, без проблем. Знаю, что там будет много интересного. Очевидно только, что мы должны двигаться в сторону европейской системы, а там увидим. Хочется еще, чтобы приняли закон о меценатстве, как и в других странах. Суть в том, что бизнес, инвестирующий в спорт, платит меньше налогов. Он пока на паузе, но надеемся, что скоро заработает.
Как вы оцениваете деятельность главных спортивных функционеров Украины Вадима Гутцайта и Матвея Бедного?
У меня хорошие рабочие отношения с обоими. Они постоянно находятся на комитетах, подкомитетах ВР. Я вижу системные перемены благодаря их работе. Надеюсь, что дальше будет только лучше. Надеюсь также, что министерство останется самостоятельным, и его никуда не присоединят. Спорт должен быть самостоятельной единицей, потому что министр может отстаивать наши интересы в парламенте. Важно также, что между главными институтами есть здоровый диалог. Хочу также отметить НОК, выдвигающий крутые инициативы. Недавно, например, была панель спортивного права. Я считаю, что это очень важно в современном мире. Особенно в условиях войны против России.
Кроме того, в Украине значительно улучшился коэффициент гендерного равенства. В 2019 году у нас не было ни одной женщины во главе федерации. Сейчас нас трое. НОК организовал мощный форум о роли женщин в спорте, и это было очень важно. Это все шаги в правильном направлении.
А чего стоил Украинский дом в Париже во время Олимпиады? НОК и Минмолодежьспорта показали, что такое спортивная дипломатия. Спорт должен работать на Украине. А после нашей победы он будет развиваться безумными шагами.