Рада приняла новый закон о мобилизации, дальше могут быть кадровые вопросы (фото: rada.gov.ua) Автор: Милан Лелич, Ульяна Беспалько

Верховная рада 283 голосами приняла непростой для общества закон о мобилизации. Но такой консенсус в парламенте пока редкость. Следующим дискуссионным вопросом, за который придется голосовать нардепам, могут стать кадровые перестановки. Подробнее – в материале журналистов РБК-Украина Милана Лелича и Ульяны Беспалько. Как Совет принимал новый закон о мобилизации

  • Турбулентность в Раде
  • Перестановки в Кабмине
  • Верховная Рада уже давно не является центром политической жизни. Но многие важнейшие для страны вопросы просто не могут ее обойти. Принятие многострадального законопроекта о мобилизации унесло у парламента несколько месяцев. Впереди у Рады есть новое испытание – утверждение кадровых перестановок в правительстве. В команде Владимира Зеленского решили в очередной раз провести аудит имеющихся ресурсов, накануне новых темных, в разных смыслах этого слова, времен.

    «В условиях кризиса возникает естественное желание сгруппироваться и переписать имеющиеся ресурсы. А команда – это тоже ресурс» , – говорит собеседник в президентском окружении.

    Упомянутый им кризис имеет много аспектов: отсутствие американской помощи и туманные перспективы ее получения, ожидаемое вскоре новое наступление России на фронте, регулярные атаки на украинскую энергетическую инфраструктуру.

    Но было бы странно, как минимум для украинской политики, если бы на эти объективные проблемы еще и не наслоились личные интриги внутри правящей команды и традиционный страх принятия непопулярных решений.

    Как Совет принимал новый закон о мобилизации

    Финальный виток конфликта между Владимиром Зеленским и Валерием Залужным, в результате которого последний лишился должности главнокомандующего, начался именно с темы мобилизации. Ее «непопулярность» в народе почувствовали все участники политического процесса, старательно пытавшиеся переложить друг на друга ответственность за этот – безусловно необходимый – шаг. В результате до финального голосования законопроект пришел в сильно выхолощенном варианте.

    Первая версия, внесенная Кабмином еще 25 декабря прошлого года, вызвала резонанс не только в обществе, но среди народных депутатов. В Раде не были готовы за него голосовать, в том числе из-за достаточно жестких наказаний за неявку в ТЦК и отказ обновлять военно-учетные данные.

    «К нам звонят – просят прокомментировать, а мы в глаза не видели еще этого законопроекта и даже ничего не слышали о его нормах. Коммуникации было ровно ноль, хотя отдельные депутаты вроде бы и были в этой межведомственной группе. Мы должны сами его вычитывать уже после публикации, чтобы хоть что-то обсуждать», – рассказывал один из нардепов в конце декабря .

    Учитывая, как наскоро организовывалась пресс-конференция Валерия Залужного, на которой он должен был рассказывать об этом документе, в президентской команде хотели перевести его публичную коммуникацию на очень популярного, по крайней мере, в то время главкома. Однако и он показательно постарался отмежеваться от законопроекта, как и от якобы просьбы мобилизовать еще полмиллиона человек.

    Один из собеседников в окружении Залужного отрицал, что тот просил дополнительно мобилизовать столько войск. На самом деле цифра была несколько меньше и была рассчитана на весь 2024 год, убеждал источник.

    «У нас на бумаге армия насчитывает миллион. Миллион – это общее количество условных вакансий. А из них заполнено около 800 тысяч. Поэтому , конечно, нам нужны люди на уже существующие должности», – объяснял собеседник.

    У оппонентов Залужного была другая математика. Мол, прежде чем набирать людей, стоит провести ревизию тех сил, которые уже есть.

    «Из общего количества непосредственное участие в боевых действиях на нуле принимает только 30%, а 70% — по состоянию на зиму якобы находились где-то в тыловых частях. Поэтому, может, для начала нужно навести порядок среди военных, которые есть сейчас. А не просить еще собирать людей” – приводил свои аргументы другой собеседник в Силах обороны.

    Уже в конце января Кабмин внес в парламент второй – несколько сглаженный вариант документа, хотя и к нему нардепы имели вопросы. Два месяца профильный комитет рассматривал, группировал, принимал и отклонял почти 4,3 тысячи поправок.

    В ходе рассмотрения закона о мобилизации в Раду пришли руководители Генштаба и военные (фото: Facebook, Игорь Копытин)

    Ко второму чтению убрали два важных и самых резонансных момента: почти все ограничения для тех, кто уклоняется от мобилизации, кроме запрета на вождение, и обязательную регистрацию в электронном кабинете военнообязанного, куда бы могли посылать повестки.

    < Однако буквально накануне запланированного голосования в Раде главком Сырский и Кабмин попросили исключить еще одну важную норму – о демобилизации и ротации военных – и вынести ее позже в отдельный законопроект. Это норма, которой ожидали немало военных, которые уже третий год непрерывно несут службу на фронте.

    В этот же вечер на заседание фракции «Слуги народа» пришли начальник Генштаба ВСУ Анатолий Баргилевич и командующий Объединенными силами Юрий Содоль, чтобы донести депутатам важность принятия законопроекта и почему военное руководство просит пока отложить тему демобилизации.

    «Один из них, выступая, сказал: «Единственная страна в истории, которая проводила демобилизацию во время войны – это была УНР»… И все мы помним ее дальнейшую судьбу… Для нас это сейчас будет прямым путем к капитуляции .И мало кто бы мог или решился поспорить с его аргументами. Многие еще на этапе разработки закона понимали, что сейчас демобилизацию провести проблематично, но тогда никто не захотел взять на себя ответственность, чтобы сразу не давать людям напрасную надежду», — отметил один из депутатов от СН.

    Представители Генштаба объясняли нардепам, что сейчас подразделения очень недоукомплектованы. И что в условиях, когда Россия готовится к новому наступлению и планирует мобилизовать сотни тысяч солдат в этом году, мы просто не можем позволить себе демобилизацию, ведь армии придется одномоментно освободить очень много военных, которых никому сейчас заменить.

    Приблизительно такие же тезисы повторил генерал Содоль, выступая перед парламентом 11 апреля. Вместе с ним в зале присутствовали главком, генерал Баргилевич, министр обороны и еще 16 комбригов, специально приглашенных с фронта, чтобы «отрезать любые пути для отступления у депутатов», пояснил один из них.

    Накануне нардепы до глубокой ночи отклоняли около 4200 поправок, не поддержанных комитетом – как того требовала процедура. И уже к 11 часам дня парламент принял весь законопроект 283 голосами «за».

    Турбулентность в Раде

    Двое представителей «Батькивщины» уже после голосования написали заявления об отзыве своих «за» поправку об отмене демобилизации. В то же время три члена «Слуги народа» попросили, чтобы их голоса засчитали постфактум, поскольку у них не сработала кнопка. Правовых последствий это не имеет, однако показывает, что у президентской фракции каждый голос на счету. К тому же – в случае непопулярных, но необходимых властям решений.

    Дефицит голосов в очередной раз стал проявляться в «Слуге народа» еще где-то за месяц-два до этого голосования. Если раньше самостоятельно фракция президента могла собрать около 180 голосов, а остальное добавляли «дружеские» группы, то теперь постоянное «ядро» составляет примерно 150 человек. И этого даже вместе с «группами поддержки» уже не всегда достаточно, особенно при ключевых, «идеологических» голосованиях.

    «Буквально в конце марта из 13 простых ратификаций в зале собрала голоса только одна. Голоса набирают только эти вопросы Депутаты очень обижены на Офис из-за того, что сейчас их роль полностью нивелирована – как никогда раньше.С Кабмином тоже нормальной коммуникации нет, только из-за каких-то своих лично налаженных контактов и связей с отдельными министрами», – объяснил один из источников в СН.

    Народные депутаты недовольны тем, что их роль на сегодняшний день нивелирована (фото: GettyImages)

    Самое заметное недовольство проявляется среди депутатов-мажоритарщиков. Еще с начала своей каденции большинство из них вынужденно вступили в «войну» с мэрами своих городов, которые не являлись представителями «Слуги народа». А с начала широкомасштабной российской агрессии у мажоритарщиков испортились отношения и с руководителями ОВА, которые хотя и являются ставленниками центральной власти, однако увеличили свое влияние в регионах.

    «Если у тебя есть какой-то вопрос, например, относительно канализации, то до мэра тебе вообще не достучаться и на прием не попасть. А теперь и главы ОВА стали такими себе царьками, у которых нардепов ни за что. Ну как это, когда из каких-то общих мер с председателем ОВА депутата просто обрезают с фото?» – рассказывает один из парламентариев.

    По его словам, в последние недели руководство Рады и фракции начало поочередно собирать отдельные группы из «Слуги народа», на которые они были поделены еще в начале созыва. В ходе этих встреч выслушиваются замечания и предложения нардепов. «Но пока это выглядит так – поговорить о поговорить», — отметил собеседник издания, присутствовавший на одной из таких встреч.

    Перестановки в Кабмине

    В преддверии итогового голосования за мобилизацию Россия в очередной раз обстреляла украинскую энергетику, разрушив полностью Трипольскую ТЭС. На фоне таких новостей депутаты большинством голосов в этот же день вызвали в Раду для отчета вице-премьера по восстановлению Александра Кубракова и главу госагентства по восстановлению Мустафу Найема, но оба были в командировках.

    По словам собеседника РБК-Украина в Минвосстановлении, парламент, безусловно, имеет право заслушать министра и главу агентства. «Но ни для кого из них не должно быть секретом, как и для коллег из других ведомств, только благодаря укрытиям для трансформаторов, которые строило агентство в Харькове, Николаеве и Одессе, эти города сейчас с электроэнергией», — отмечает собеседник. На объекты укрытий в этих городах были атаки, но они не смогли их выдержать. «Сейчас в Раде просто начали искать виновных», – добавляет один из депутатов от «Слуги народа».

    Тем не менее, возможные перестановки в секторе инфраструктуры и восстановления и даже его реогранизация могут произойти уже в 20-х числах апреля, когда Совет соберется снова. Хотя они не наиболее вероятны.

    По состоянию на 12 апреля в главном центре принятия решений, на Банковой, еще нет итоговой схемы перестановок и слияний/ликвидаций в Кабмине. Но основные тренды уже просматриваются.

    Скорее всего, наконец-то решится судьба министерства культуры и информполитики и министерства спорта, оба из которых уже долгое время руководствуются исполняющими обязанности. По всей вероятности, в результате они будут ликвидированы как таковые, а их функции передадут другим органам. Впрочем, возможно и создание отдельного министерства пропаганды, которое будет бороться с российской агрессией в информационной сфере, такую ​​идею уже давно вынашивают на Банковой.

    «Но у нас обычно как происходит – только какое-то министерство собираются ликвидировать, сразу в защиту поднимаются люди: спортсмены, звезды культуры, аграрии и т.д. Все хотят иметь «своего» человека в Кабмине, к которому они могли бы обращаться. И хоть в тех же звезд политического влияния нет, но аудитория в соцсетях у них огромная. Поэтому посмотрим», — говорит опытный «Слуга народа». РБК-Украина. Судьба его председателя, вице-премьера Ирины Верещук, пока неизвестна – как вариант, называют должность посла или работу во главе какой-нибудь из ОВА.

    В таком случае кому придется передать направление внутренне перемещенных лиц, которых насчитывается несколько миллионов. О создании отдельного ВПО министерства речь не идет, но возможны несколько вариантов, о которых услышало издание.

    ВПЛ могут передать к тому же Минвосстановление (оно также занимается инфраструктурой и развитием территорий), но при этом убрать оттуда собственно тематику восстановления. И возглавить такой орган якобы может заместитель главы Офиса президента Алексей Кулеба, отвечающий на Банковой за региональную политику. Впрочем, ряд собеседников сомневается, что Кулеба сам заинтересован поменять Банковую на Грушевского (в неформальной властной иерархии должности в ОП стоят гораздо выше, чем в Кабмине).

    Другой сценарий предполагает дальнейшее усиление первой вице-премьера и министра экономики Юлии Свириденко – она может забрать на себя еще часть инфраструктурной тематики и даже «кусок» Минэкологии. Свириденко называют креатурой главы ОП Андрея Ермака, который в таком случае еще больше усилит свое влияние после того, как он окончательно зачистил Банковую от альтернативных источников влияния на президента.

    Примечательно, что в кулуарах ходит и прямо противоположный слух – якобы Свириденко может вернуться на работу в Офис президента, тогда как вице-премьером станет глава «Нафтогаза» Алексей Чернышев. В 2020-22 годах он уже возглавлял Минрегион и продолжает активно участвовать в мероприятиях по теме регионального развития уже на нынешней должности. Кроме этой сферы, по словам собеседников во власти, Чернышев якобы хотел бы курировать еще и энергетику с экологией. но сейчас об этом речь не идет. Все собеседники издания уверяют, что регулярные слухи об отставке Дениса Шмыгаля оснований под собой не имеют и в большинстве своем запускаются скрытыми претендентами на его должность.

    Председатель «Нафтогаза» Чернышев может вернуться в Кабмин Шмыгаля (фото: Facebook, Алексей Чернышев)

    Кроме того, среди многих депутатов от СН, прежде всего, мажоритарщиков, созрело недовольство вице-премьером по восстановлению Кубраковым (что и выразилось в голосах за его вызов в Совет для отчета). Собеседники издания называют разные причины: якобы он слишком мало времени уделяет теме региональной политики, но главное – парламентариям не нравится его тесное сотрудничество с Национальным антикоррупционным бюро.

    В конце прошлого года произошла громкая история с неудачной попыткой дать вице-премьеру многомиллионную взятку, делом занимаются НАБУ и Специальная антикоррупционная прокуратура. И теперь многие рядовые нардепы опасаются, что антикоррупционные структуры возьмутся (или уже взялись) и за них, особенно если депутат раньше «интересовался» инфраструктурной тематикой.

    Согласно теории одного из собеседников издания, если на Банковой решат снять Кубракова, то попытаются использовать недовольство части депутатского корпуса. При этом у Кубракова сложились хорошие отношения с западными партнерами Украины. Кроме того, он входит в условную «пожарную команду» власти, которую отправляют решать конкретные задачи, независимо от того, насколько они соответствуют формальному профилю министра. То ли топливный кризис, то ли экспорт зерна, то ли логистика вооружений, то ли строительство укрытий для энергообъектов.

    Еще один участник пожарной команды – вице-премьер Михаил Федоров, который сейчас занимается самыми разными темами – от диджитализации и дронов до реформы образования.

    Депутатов во фракции «Слуги народа» предупредили, что в 20-х числах апреля планируется рассмотрение в Совете кадровых вопросов. Но не сообщили, каких именно.

    «Это уже обычная практика. Нам Арахамия не говорит и не анонсирует кадровые вопросы очень заранее, чтобы это все не мусолилось в сети и чтобы публично все это время до голосования не перемывали кости кандидата. Вероятно, конкретика появится примерно 17-18 апреля» , – отметил один из собеседников в СН.

    При этом на Банковой есть желание успеть разобраться с наибольшим количеством кадровых вопросов в это парламентское окно. Ведь как показывает практика действующей власти, если их не решить сразу, то они могут зависнуть на месяцы, а в некоторых случаях даже на годы.

    ***

    Нынешний кризис, постигший Украина в целом и ее правящая команда в частности, имеет четкий таймлайн, который определяется президентскими выборами в США. После вероятной победы Дональда Трампа начинается терра инкогнита – никто не берется прогнозировать его политику, в частности, и в отношении Украины. окружении.

    www.rbc.ua

    Раздел

    Технологии,

    Обновлено: 12 апреля 2024