Фото: ТОП-5 украинских электромобилей (архивное фото) Автор: Константин Широкун
В сознании многих нынешних водителей эпоха электромобилей началась только вчера – с модных и вожделенных автомобилей с гладким передком, которыми полны наши улицы. Но ведь на самом деле машины на электроприводе создавались на протяжении последних более ста лет. И многие вполне успешные электромобили родились на украинских заводах.
О пяти самых интересных электромобилей, рожденных в ХХ веке на территории нынешней Украины, читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке статьи были использованы публикации изданий «Сигнал», Autocentre и материалы музея «Колеса истории».
История автомобилей, работающих от собственных аккумуляторов, не менее интересна истории машин с ДВС, и точно не короче. Всех деталей не описать в пределах одной статьи, но мы скажем здесь, что в каждый период инженеры разных стран видели в электроприводе свой отличный смысл.
В частности, в середине ХХ века на нынешней территории Украины электромобиль не был средством сэкономить средства на топливе – бензин тогда был дешев и доступен. О загрязнении воздуха тогда тоже всерьез не думали. На первый план тогдашние конструкторы ставили простоту пользования электрическим автомобилем, в частности, комфортность управления и минимум операций по обслуживанию. А еще в реалиях плановой экономики машина с электродвигателем, как более простая конструктивно, служила альтернативой дефицитным бензиновым машинам некоторых классов. ЛАЗ НАМИ-750, -751 (1947–1952 гг.)
>В послевоенный период в типаже моделей отечественной промышленности образовался пробел – отсутствовали машины для локальных перевозок грузоподъемностью от 0,5 до 1,5 тонн. Поскольку свободного завода и надежных поставщиков двигателей для их производства не нашлось, попытались заполнить «дыру» в типаже за счет электромобилей. Институт НАМИ разработал проект двух моделей, а недавно созданный Львовский автобусный завод выпустил опытные образцы (6 шт.) и даже две малые промышленные серии электрофургонов ЛАЗ НАМИ-750 и ЛАЗ НАМИ-751 (20 шт.). Первый имел грузоподъемность 500 кг, второй – 1500 кг.
Это были передовые машины с алюминиевым каркасом, индивидуальным двигателем для каждого ведущего колеса, системой рекуперации энергии при торможении и долговечными никелевыми железо батареями. Реальный запас хода с полной нагрузкой составлял от 50 – 65 км, пустой фургон мог проехать до 80 км. От бытовой розетки 220 В аккумуляторы двух фургонов заряжались соответственно за 4 и 6 часов. Обе модели прошли все испытания, машины первых промышленных партий успешно и отработали по шесть лет в реальных автопарках, но массовое производство решили не запускать.
Электрический родстер (1960-е гг.)
Легкий электрический родстер, созданный в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века, не имел своего имени, но имел вполне оригинальную конструкцию. Как ни странно, эту машину изготовили… дети – школьники одного из технических кружков школы в пгт. Павлыш (Кировоградская обл.), которую тогда возглавлял выдающийся педагог Василий Сухомлинский. Соответственно, родстер рассчитан на двух подростков или на одного взрослого. В конструкции электромобиля использованы узлы и агрегаты серийных автомобилей и мотоциклов. К примеру, в качестве маршевого двигателя использован доработанный электростартер «Москвич-400», роль тяговой батареи играет стартерный аккумулятор емкостью 96 А*ч и напряжением 6 Вольт. Есть кинокадры, свидетельствующие об успешной эксплуатации автомобиля его создателями.
< h2>«Запорожец» ЗАЗ-965 RER (1974 г.)
Конструкторам Запорожского автозавода хватало работы с бензиновыми «Запорожцами», а вот посторонние изобретатели создавали электрические версии «Зазиков». Одним из самых совершенных был электромобиль ЗАЗ-965, созданный на Рижском электромашиностроительном заводе RER. Вообще предприятие специализировалось на скоростных электропоездах, поэтому компактный автомобиль здесь электрифицировали просто играя.
«Горбатый» сохранил вполне целесообразную штатную компоновку: электродвигатель с трансмиссией и электронная система управления поместились сзади – под родным капотом. Данные о типе и емкости аккумуляторов до нас не дошли, но известно, что запас хода был порядка 130 километров – существенная цифра и для многих нынешних электромобилей.
«Запорожец» ЗАЗ-966 СМИ (1973 г.)
Еще один электрический «Запорожец» созданный профессионалами, но за пределами ЗАЗа. На этот раз электропривод поставили на «ушастого», и сделали это на кафедре электрических машин Запорожского машиностроительного института. На машине обкатывалась инновационная система управления – с импульсным преобразователем тока. Такой блок позволял точно дозировать тягу электромотора с минимальными потерями преобразования энергии. По такому принципу работают модули управления двигателями постоянного тока и в настоящее время. Система также наделила «Запорожцу» режимом рекуперации энергии при торможении. Примечательно, что при мощности двигателя ДК-908 только в 4 кВт электрический «Запорожец» — машина довольно тяжелая — разгонялся до приличных 60 км/ч. Кстати, происходило это всего за 8 секунд. Свинцово-кислотные батареи обеспечивали пробег без подзарядки в 100 км. Задолго до Tesla: ТОП-5 украинских электромобилей, о которых вы не слышали src=»https://nk.org.ua/wp-content/uploads/2024/04/5c48ec6d4392e58280f0941af0ad307e.png» alt=» Задолго до Tesla: ТОП-5 украинских электромобилей, о которых вы не слышали » />
< h2>«Таврия» ЗАЗ-1109 (1991–1994 гг.)
Серийная «Таврия» с электроприводом обладала заводским индексом ЗАЗ-1109 и была однозначно удачной моделью. При этом вся электрическая и электронная утварь – преобразователь тока и микропроцессорный модуль управления тягой – бели украинского производства. Цена была доступна – около $8000 в тогдашних деньгах, этого удалось достичь благодаря стандартному кузову и доступной свинцово-кислотной батарее (ее цена, если считать отдельно, составляла эквивалент $2000). Мощность электродвигателя была на уровне 22 – 25 кВт, запас хода составил 130 – 140 км, максималка достигала 100 км/ч. Подзаряжать машину можно было от стандартной бытовой сети 220 В. Интересно, что «ЭлектроТаврия» поставлялась на экспорт, в том числе в Германию и Швейцарию.
Если коротко
Мы отбирали эти пять «электричек» прошлого века в первую очередь по критерию оригинальности. Попутно выяснилось, что все они стали вполне успешными. Но с другой стороны, массовыми и общераспространенными эти модели тоже не стали. И это неудивительно, ведь речь идет о середине-второй половине прошлого века – при том что электромобили и в наше время, в эпоху электроники, нанотехнологий и искусственного интеллекта, все еще не выиграли свое сражение у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Напомним, недавно РБК-Украина рассказывала обо всех «за» и «против» бензиновых и дизельных двигателей в автомобиле.