Украинский военный на зенитной самоходной установке Gepard : Юлия Акимова

Россия увеличила обстрелы украинской энергетики. ПВО Украины продолжает отражать большое количество российских атак, но проблема с нехваткой боеприпасов и самих комплексов явно обострилась. Что происходит с украинским ПВО и так ли критическая ситуация, как ее подают в западных СМИ, – в материале журналистки РБК-Украина Юлии Акимовой.

При подготовке материала использовались информация из открытых источников, а также комментарии военного эксперта Игоря Романенко и военно-политического обозревателя группы «Информационное сопротивление» Александра Коваленко.

Содержание:

  • Какое ПВО сегодня защищает украинское небо
  • Как Россия изменила тактику обстрелов Украины
  • Все так плохо с системой ПВО в Украине< /strong>

Россия взяла курс на террор энергосистемы Украины еще в 2022 году, перед началом зимы, но ожидаемого результата не добилась. Украинская энергетика устояла, а блэкаутов удалось избежать. Ожидалось, что Кремль возобновит свой план по уничтожению критической инфраструктуры Украины до зимы прошлого года, но этого не случилось, по крайней мере, не в прежних масштабах.

Однако уже несколько недель российские воздушные силы активно обстреливают украинские энергообъекты. Попутно Россия методически бьет по приграничным к ней городам. Система противовоздушной обороны Украины продолжает отражать атаки врага, однако на сегодняшний день проблема как с ракетами, так и с самими комплексами стоит остро – об этом говорят как западные медиа, так и украинские политики.

Украинский купол: какое ПВО защищает небо

В Украине за два года полномасштабной войны сумели построить многоуровневую систему воздушной обороны. Это означает, что для защиты неба используются все системы ПВО и ПРО – как самолеты, так и ПЗРК из ЗРК разного радиуса действия. Подобная система позволяет построить защиту от ракет разной дальности и видов, бомбардировщиков и БПЛА.

Сегодня Украина пользуется преимущественно западными системами ПВО, среди которых ЗРК Patriot, Iris-T, SAMP-T, NASAMS. Кроме того, украинские войска ПВО применяют и советские комплексы – С-300, «Бук», разные ПЗРК как иностранного, так и местного производства. Для уничтожения дронов также используются зенитные самоходные установки, например, немецкая Gepard, успешно сбивающая иранские «шахеды».

За два года полномасштабной войны с разными массированными атаками большим количеством ракет и дронов Украина научилась сбивать практически все. Украинские войска достаточно быстро перешли из советских комплексов на иностранные. Они, безусловно, лучше справляются с задачами. Кроме того, западным партнерам проще снабдить их снарядами, а не искать советские боеприпасы к устаревшим системам противовоздушной обороны.

ЗРК Patriot (фото: Getty Images)

Но любая система истощается. Пока в США продолжается предвыборная лихорадка, а в Европе не справляются с масштабными производствами, запасы как ракет для ПВО, так и их носителей уменьшаются. Россия, в то же время, пользуется так называемым «окном» и экспериментирует с разными новыми тактиками, пытаясь обойти или пробить систему защиты, уничтожить важные инфраструктурные объекты и создать в Украине хаос.

Изменение тактики: куда и чем бьет Россия

В течение нескольких недель Россия активно бьет как по приграничным территориям, так и в глубь Украины, пытаясь уничтожить энергетическую инфраструктуру. Сначала Кремль решил устроить украинцам «новогодний» террор, обстреляв украинские города 2 января сотней ракет и дронов. Основной акцент войска РФ делали в Киеве и Харькове. В результате обстрела были повреждены жилые дома, погибли люди.

На время массированные атаки прекратились — Россия собирала ракеты. В марте Кремль с новыми силами принялся уничтожать энергосистему Украины и параллельно с этим бить по приграничным городам – Харькову и Сумам. 22 марта воздушные силы РФ провели одну из самых масштабных атак по объектам инфраструктуры, полностью уничтожив Змиевскую ТЭС и ТЭЦ-5, оставив Харьковскую область без света.

Также российские ракеты серьезно повредили Ладыжинскую ТЭС в Винницкой области, Бурштынскую ТЭС в Львовской области и ДнепроГЭС. 29 марта россияне били по Днестровской ГЭС в Черновицкой области и Каневской ГЭС в Черкасской области. 11 апреля Россия ударила управляемыми авиабомбами по Сумской ТЭЦ и уничтожила ракетами Трипольскую ТЭС в Киевской области.

Трипольская ТЭС (фото: Telegram-канал «Лачен пишет»)< /p>

По словам министра энергетики Германа Галущенко, за последние несколько недель Россия повредила 80% электростанций Украины. Некоторые из них полностью уничтожены и на их восстановление понадобятся годы.

В прошлом году Россия в основном била по распределительным и трансформаторным подстанциям, но погрузить Украину в холод и тьму Кремлю так и не удалось. Учитывая «ошибки», в этом году РФ бьет уже непосредственно по самим ТЭС и ГЭС, понимая, что их восстановление гораздо продолжительнее и затратнее. Это один из элементов изменения тактики российских обстрелов. Второй элемент состоит в том, чтобы не бить непосредственно по Киеву, а наносить удары по тем городам, которые менее защищены, например, те регионы, в которых из-за близости к фронту нельзя полностью закрыть небо, отмечает военный эксперт Игорь Романенко.

>

«Если бить по объектам, которые у нас защищены от ракет, это, например, Киев, там можно и не добить, потому что мы можем сбивать их ракеты. Если бить по другим объектам, как они делают, это к вопросу, почему уменьшилось количество сбитых ракет», — отмечает Романенко в комментарии РБК-Украина.

Сегодня Россия пытается реализовать план, который собиралась осуществить еще в феврале 2024 г. – накопить достаточное количество ракет и массированно атаковать объекты критической инфраструктуры. Однако в феврале ВСУ успешно сбили несколько самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, которые помогали россиянам наводить цели. Поэтому основные атаки пришлись уже на март и апрель. Нынешний план Кремля намного эффективнее, о чем говорит украинский военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко.

«Они за этот год все это проанализировали, сделали выводы и сами поняли, как повысить эффективность ударов по энергетической инфраструктуре. Просто бить по этим областям, где нечем перехватывать «Кинжалы» и «Искандеры». А это почти все кроме Киева», — отмечает Коваленко.

Помимо смены тактики, Россия продолжает экспериментировать с ракетами. По данным некоторых СМИ, российские войска уничтожили Трипольскую ТЭС новыми ракетами Х-69. Это крылатые дозвуковые ракеты для самолетов тактической авиации. В Воздушных силах Украины отметили, что Х-69 – это улучшенный аналог Х-59 и в ВС сейчас только изучают, как можно ей противостоять, хотя, по мнению спикера ВС Ильи Евлаша, ЗРК Patriot справится и с ней.

< p dir="ltr">Еще одна «новинка» от россиян – ракета ОМ22 «Циркон», которыми ВС РФ, вероятно, ударили по Киеву 25 марта. Это гиперзвуковая ракета, как утверждают в Defense Express, в отличие от той же Х-47 «Кинжал». Что примечательно – и у Х-69, и в «Цирконе» нашли детали 2023 года производства, причем в «Цирконе», по информации собеседников РБК-Украина, нашли комплектующие из США. Это говорит не только о том, что в западных санкциях продолжают существовать бреши, но и о том, что Россия производит ракеты прямо «из колес».

Паника через ПВО: или все так плохо

После нескольких массированных атак западные медиа подняли тему о том, что не так с украинской системой противовоздушной обороны. Аналитики ISW (Институт изучения войны – ред.) назвали украинскую ПВО «деградированной», Bloomberg сообщил, что Украина сегодня находится в наиболее хрупком положении за последние два года, в том числе из-за критической нехватки боеприпасов для противовоздушной обороны.

Самое громкое заявление сделал журналист немецкого издания Bild Юлиан Репке. Он сообщил, что в Украине больше нет ракет для ЗРК Patriot и Iris-T. Комментируя это громкое заявление, спикер Воздушных сил Украины Илья Евлаш отметил, что Украина действительно нуждается в большем количестве ракет.

«Мы должны понимать, прежде всего, что Украина не производит самостоятельно данные системы (Patriot и SAMP/T — ред.) и боеприпасы для них. Поэтому, конечно, нам нужно больше ракет», — отметил Евлаш.

< При этом он призвал не поддаваться панике и отметил, что Украина, несмотря на заявления немецкого журналиста, все же отразила очередную атаку россиян. "Мы сбили 16 из 20 ракет Х-101, Х-555. Также в том числе сбиты были почти все 40 дронов. Две из четырех ракет Х-59. Конечно, "Кинжалы" сбивать сложно", - добавил Евлаш.

>

ЗРК Patriot (фото: Getty Images)

Затем на заявление журналиста отреагировали в Офисе президента. По словам советника главы ОП Михаила Подоляка, ракеты для Patriot Iris-T еще есть, но они дефицитны. «Система перегружена. Теперь мы должны понять, сможем ли мы сохранить систему, нужны ли нам дополнительные системы ПВО, особенно против гиперзвуковых баллистических ракет, и сможем ли мы восстановить разрушенные объекты», — пояснил Подоляк The Guardian.

< p dir="ltr">Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба в очередной раз попросил у западных партнеров дополнительные установки ПВО, отметив, что его команда нашла около ста «свободных» ЗРК в других странах. Президент Владимир Зеленский на фоне всех заявлений сообщил, что для того чтобы полностью закрыть Украину, нужны 25 систем Patriot по 6-8 батарей в каждой. Министр инфраструктуры Александр Кубраков, в свою очередь, заявил, что единственное, что сможет защитить критическую инфраструктуру Украины – это система противовоздушной обороны. Других методов еще не изобрели.

«В мире нет готовых решений для защиты объектов энергетики кроме средств ПВО. Те проекты строительства, которые мы реализуем сейчас, разрабатывали вместе с украинскими, американскими, британскими, японскими и немецкими военными и энергетиками с нуля», — написал Кубраков у себя на странице в Facebook.

Украинские политики не зря подчеркивают противоракетную оборону конкретно, а не противовоздушную в целом. Россия начала бить баллистическими ракетами, которые можно сбить зенитно-ракетными комплексами, в частности, тем самым Patriot.

«Европейские страны смотрят на это, но пока оставляют эти комплексы у себя. Американцы пытаются в чем-то помогать, выделили деньги на модернизацию комплексов HAWK. Но они старые. Ситуация сложная, нужно бороться и за боеприпасы для ПВО, нужно бороться за увеличение количества средств» , прежде всего, противоракетной обороны. Мы видим, что баллистические ракеты достигают своей цели по районам, где нет ПРО», – отмечает Романенко.

Например, тот же Харьков, по которому Россия в последнее время бьет с особой жестокостью, испытывает удары от баллистики и авиабомб. Соответственно, для того чтобы закрыть город и область, необходимы иностранные ЗРК от баллистики и истребители F-16 от КАБ. Но здесь возникает другая сложность – размещать сами комплексы Patriot вблизи фронта небезопасно. Та же ситуация с Сумской областью, которая методично уничтожается авиаснарядами.

На самом деле подобная ситуация далеко не нова и в разное время как представители Воздушных сил, так и украинские политики неоднократно заявляли – Украине никогда не хватало как ракет, так и самих комплексов. Боеприпасы ПВО и ПРО необходимы всегда и их нужно много, потому что Россия не останавливается – ВПК РФ, несмотря на санкции, продолжает производить то количество ракет и дронов, которое позволяет россиянам совершать как точечные удары, так и массированные атаки по украинским городам. В то же время и самих комплексов нужно гораздо больше, чтобы закрыть важные критические объекты.

Сегодняшняя ситуация, когда Россия смогла повредить 80% электростанций Украины, связана не с тем, что у украинской системы ПВО больше вообще нет ракет. Это связано с тем, что Россия изменила тактику и теперь больше бьет по тем местам, которые раньше не были полностью покрыты такими мощными системами, как Patriot.

«В принципе те ракеты, которые мы не сбиваем, в тех областях, где они прилетают, мы их и не сбивали, потому что нет таких систем. Поэтому и количество результативных попаданий больше, потому что россияне начали наносить удары по тем областям, той ракете .-компонентой, которую там нечем сбивать Систем Patriot нет там, куда прилетают «Кинжалы» или «Искандеры». При этом западные медиа, подняв тему о критической нехватке или полном отсутствии боеприпасов к ПВО, сыграли Украине на руку. Их громкие заявления позволили украинским политикам еще раз напомнить западным союзникам о том, что полномасштабная война продолжается уже более двух лет, а небо над Украиной так и не закрыто. Кулеба, например, заявив о необходимости ПВО и ПРО, добавил, что «мягкая и тихая дипломатия не сработала».

Реакция западных политиков не заставила себя ждать. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что Варшава может передать Украине советские ракеты ПВО. Кулеба сообщил, что уже ведет переговоры о передаче двух ЗРК Patriot и одной SAMP/T. А Зеленский 13 апреля заявил, что Германия даст Украине еще один комплекс Patriot, а также речь идет о возможной передаче системы Iris-T. «Лидерство Германии действительно чувствуется, и благодаря такому лидерству мы сможем сохранить тысячи жизней и сможем дать Украине больше защиты от российского террора», – добавил Зеленский.

Очевидно Кремль, пытаясь уничтожить гражданскую инфраструктуру новыми массовыми атаками, имеет более глобальную цель – сломить сопротивление и заставить Киев идет на переговоры на максимально выгодных для Москвы условиях. Украинские политики снова получили шанс быть услышанными западными партнерами, которые готовы предоставить больше систем ПВО. Хотя и цена за столь положительное для Украины решение снова оказалась достаточно высокой.

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 15 апреля 2024