Фото: первые авто с важными опциями (архивное фото) Автор: Константин Широкун
Кому-то будет трудно в это поверить, но Наш «горбатый» «Запорожец» был одной из первых компактных машин в мире, которая имела отопитель салона в базовой комплектации, без доплаты. Оказывается, многие из обязательных ныне автомобильных удобств совсем недавно были доступны только избранным.
О пяти первых автомобилях с привычными сегодня опциями читайте в материале РБК-Украина.
< em>При подготовке статьи были использованы публикации изданий Autocar, Motor и сайтов компаний-производителей.
Автомобилисты со стажем часто с грустью вздыхают: мол, машины теперь не те – слабые, хрупкие, недолговечные, да и вообще – одноразовые. Во многом они правы, но… Обратите внимание – при том, что ценовая доступность (с учетом инфляции) автомобилей из поколения в поколение остается на одном уровне, они становятся все богаче оснащены. И сегодня даже бюджетные модели низших классов имеют функционал, ранее реальный разве что для владельцев суперкаров и пассажиров роскошных лимузинов. Вероятно, приближение к «однократности» и является платой за больший комфорт при пользовании автомобилем.
Так чтобы вы больше ценили достижение нынешнего автопрома и усилия технологов по снижению себестоимости, предлагаем вам увидеть модели, на которых впервые с явились обязательные сегодня выгоды.
Сразу оговорим, что в нашей статье будем считать первыми те авто, на которых та или иная опция появилась в ее нынешнем виде и в массовом порядке. То есть опытные образцы и тюнинговые комплекты в этот раз во внимание не принимаем.
Электростартер. Сadillac Model 30, 1912 г.
Потребность каждый раз при запуске мотора проворачивать двигатель огромной ручкой под названием «кривый стартер» воспитала не одно поколение виртуозов руля – которые умели трогаться, не заглохнув, в самых сложных условиях. И пока водители совершенствовались в ловкости трогания, инженеры бились над проблемой компактного стартового электромоторчика и его соединением с запускаемым бензиновым двигателем.
Команда под руководством американского инженера Чарльза Кеттеринга создала такое устройство по заказу премиального заокеанского бренда Сadillac. Первой моделью, получившей такое суперполезное оборудование, стал Сadillac Model 30. Да, еще с два-три десятка лет стартер включался не ключиком и не кнопкой, как теперь, а отдельной педалью под торпедо. Но все равно это было огромным шагом вперед по сравнению с сомнительным удовольствием каждый раз проворачивать железным «коловоротом» тугой двигатель.
Стеклоочистители. Cadillac V8 Town Sedan, 1922 г.
А вот над конструкцией стеклоочистителей похоже, никто особо не дрался: производители их особо не ждали, потому как с тех пор, как их изобрели, прошло два десятка лет до первого серийного применения. Американка Мэри Андерсон, увидев однажды, как страдает водитель трамвая во время мокрого снегопада, разработала схему «дворника», принцип которого дожил до наших дней. Инженеры знают, что самая большая проблема стеклоочистителя – обеспечить плотное прилегание щетки к стеклу, а привод поводка это уже дело техники.
Так вот госпожа Андерсон (возможно, сама того не понимая) разработала самое главное. Именно то, что нужно: похоже на нынешние резиновое лезвие, которое прижималось к стеклу пружиной на поводке. В 1903 году идею она запатентовала, но покупать право на выпуск никто не захотел: у автопроизводителей тогда были другие проблемы. Действие патента закончилось в 1920 году, но только в 1922-м компания Cadillac начала устанавливать «дворники» подобной конструкции на все свои автомобили как стандартное оборудование.
Отопитель. Nash Ambassador Six, 1938 г.
Способов обогреть небольшой в целом салон авто было множество, особенно на первом этапе автомобилизации: от каретных вариантов типа жаровни с углем и разогретых камней вплоть до паровых котлов, пристроенных на выпускном коллекторе. Но, наконец, вырисовался современный вариант: маленький радиатор, включенный в систему охлаждения двигателя, через который направляют поток воздуха с улицы. Первым авто, где такая система была стационарно вмонтирована в кузов, стал американский Nash – точнее, все его модели образца 1938 года. Комфорт: ручка регулятора оборотов вентилятора, ручка крана радиатора плюс ручка смешивания потоков холодного и теплого воздуха. В принципе, то же самое и сегодня, только вместо водителя ручки крутят сервоприводы климат-контроля.
Коробка-«автомат». Oldsmobile Series 60, 1939 г.
Наверное, ни один агрегат автомобиля не видел столько проб и вариантов, как автоматическая коробка передач (эксперименты, как видим, продолжаются до сих пор). На этом фоне классической можно считать АКП, которая дольше всего задержалась на конвейере и имеет планетарный механизм на несколько ступеней и к нему – гидромуфту (гидротрансформатор).
Впервые такая трансмиссия под фирменным именем Hydra-Matic появилась на Oldsmobile Series 60 1940 модельного года, а впоследствии и на других серийных моделях General Motors: Cadillac и Pontiac. Автоматическое гидравлическое управление учитывало такие факторы, как скорость движения и положение акселератора. За исключением электронного управления, остальные компоненты неизменны и сегодня. Да и вообще, именно этот тип коробок сегодня особенно уважается опытными автомобилистами за адекватность переключений и безотказность. И именно он, а не новомодные CVT и DSG, используется сейчас на уважаемых авто премиального класса.
Кондиционер. Nash Rambler, 1954 г.
Попытки автопроизводителей комплектовать машины кондиционером на конвейере начались еще в довоенный период: первой моделью был американский Packard 1939 года. Но система имела кучу недостатков: невысокая эффективность, неудобство в использовании, занятые оборудованием полубагажника. Да и цена была слишком высокой даже для состоятельных американцев: до трети от цены нового бюджетного авто. Поэтому «паккарды» с кондишеном продавались плохо, так же как и предложенные год спустя Cadillac и Chrysler. Вторая попытка серийного выпуска машин с кондиционерами развернулась в 1950-е, но это тоже был своего рода тюнинг – системы монтировались в багажнике и были отдельными от системы вентиляции и отопления.
И только в 1954 г. появились автомобили Rambler корпорации Nash с кондиционером в том виде, каким мы его теперь знаем. Система была интегрирована в общую климатическую установку вместе с вентиляцией и отоплением и легко управлялась. Причем все компоненты прятались под капотом, а холодный воздух поступал в салон через те же дефлекторы, что и теплый из отопителя. Цена была меньше – «всего» четверть цены, например, самой дешевой на то время модели Ford. С тех пор охладители воздуха обросли датчиками и автоматикой, но принципиально ничего не изменилось до наших дней. Они были первыми: авто, на которых впервые появились важные опции https://nk.org.ua/wp-content/uploads/2024/05/468f92bad880ce7286df214f2a1cc9c2.jpg» alt=» Они были первыми: авто, на которых впервые появились важные опции » />
Если коротко
Как видим, автомобили трансформируются не только согласно прихотям маркетинга, но и в зависимости от развития технологий. Благодаря которым нам становятся доступны еще вчера невиданные блага комфорта. Хотя не будет лишним напомнить об одном «но»: каждое совершенствование влечет удорожание содержания. И об этом стоит помнить, когда мы выбираем машину в «жирной» комплектации, особенно подержанную и с немалым пробегом.
Напомним, недавно РБК-Украина рассказывала обо всех «за» и «против» бензиновых. и дизельных двигателей в автомобиле.