Экс-вице-премьер по вопросам восстановления Александр Кубраков (фото: Виталий Носач/РБК-Украина) Автор: Милан Лелич, Ростислав Шаправский
О том, почему свою должность потерял вице-премьер по восстановлению Александр Кубраков, как он попал в немилость к президенту, как планируют переформатировать Минвосстановление и кого рассматривают на вакантные должности в Кабмине – читайте подробнее в материале РБК-Украина.
При написании материала использовались публичные заявления представителей «Слуги народа», результаты голосования Верховной рады, офрекорд-комментарии собеседников РБК-Украина в разных органах власти.
Постоянная затяжка с решением кадровых вопросов – привычная вещь для команды Владимира Зеленского. Министры, стоящие «на вылет», могут продолжать работать во взвешенном статусе даже не месяцами, а годами.
Главные причины – позиция западных партнеров, невозможность найти 226 голосов в сессионном зале , чаще всего – отсутствие соответствующего преемника.
С другой стороны, иногда кадровые решения принимаются настолько внезапно, что становятся сюрпризом для самых непосредственных участников процесса.
Да, в 20-х числах апреля ходили упорные слухи о достаточно масштабных перестановках в Кабмине, о чем тогда подробно писало РБК-Украина. Но в конце концов, к кадровым вопросам дело не дошло.
Во вторник, 7 мая, накануне начала очередной пленарной недели, собеседник издания в «Слуге народа» сообщил, что и сейчас до кадров дело не дойдет, этот вопрос будет перенесен на конец мая.
Тем более неожиданным стало решение внеочередного собрания фракции СН уже на следующий день, в среду 8 мая. Депутаты вернулись к давно обсуждаемому вопросу о разделе Министерства по развитию общин, территорий и инфраструктуры (оно же Минвосстановление) на два: инфраструктуры и региональной политики. И под этим соусом решили уволить главу Минвосстановления, вице-премьера Александра Кубракова.
Уже на следующий день Кубракова достаточно уверенным большинством голосов – 272 «за» уволили с должности. Следом за ним пост потерял и фигурант коррупционного дела, министр агрополитики Николай Сольский.
Какова будет дальнейшая судьба Кубракова, когда разделят Минвосстановление и кто возглавит новые министерства – пока неясно. Но сама эта история очень показательна для сложившейся во власти системы отношений.
Путь в опалу
Кубраков в команде власти долго считался «универсальным менеджером», рядом с вице-премьером Михаилом Фёдоровым. Таким людям президент Зеленский поручает отдельные сложные, но важные проекты, даже если они не всегда соответствуют основному профилю вице-премьера.
До большой войны Кубраков отвечал за президентскую программу «Большая стройка» — сначала как глава «Укравтодора», а дальше — уже как министр инфраструктуры. Во многом это способствовало его продвижению по вертикали властей и, что важно, помогло наладить личный контакт с президентом.
Александр Кубраков (фото: https://www.facebook.com/oleksandr.kubrakov/)
Уже при полномасштабном вторжении команда вице-премьера решала проблемы, связанные с логистикой топлива, поставкой оружия и гуманитарных грузов. Кубраков вместе с военными занимался поиском альтернативы экспорту агропродукции после выхода России из зерновой сделки. Он был одной из главных фигур украинской стороны, задействованных в разблокировании грузовых перевозок на фоне протестов на границе с Польшей.
Заслуги вице-премьера не уберегли его от немилости Банковой. Первые проблемы возникли в конце лета, когда власти отчаянно пытались найти нового министра обороны на смену Алексею Резникову. По информации РБК-Украина, Федоров вышел с идеей поставить на Минобороны Кубракова. Президенту эта идея понравилась, учитывая, что с другими задачами вице-премьер уже неоднократно справлялся, а «скамейка запасных» кандидатов на министерские должности уже давно пуста.
Кубраков был готов согласиться с предложением президента, но при этом попросил карт-бланш по кадровым назначениям. Кроме того, президенту было озвучено, что в Министерстве восстановления должна продолжать работу бывшая команда. Но это, в свою очередь, не устроило уже Банковую, которая придерживается принципа «идя — иди».
Информированные собеседники РБК-Украина во власти тогда рассказывали, что у Кубракова и Зеленского состоялся разговор на повышенных тонах, под время которой глава государства дал понять, что любые условия от подчиненного считают неприемлемыми.
Кадровые ротации с участием Кубракова после этого отложили. Минобороны в итоге возглавил Рустем Умеров. А вице-премьер остался на своем месте, но трещина в отношениях с ОП уже появилась, из круга президентских фаворитов он выпал.
Реакция Банковой не задержалась. В ходе подготовки проекта бюджета на 2024 год Минвосстановление и Госагентство по восстановлению, возглавляемое Мустафой Найемом, буквально обделили – им урезали практически все капитальные расходы.
Еще одна показательная и в определенном смысле роковая история произошла в ноябре прошлого года. Публично раскрылись два скандала, связанных с депутатом от «За будущее» Сергеем Лабазюком и «слугой народа» Андреем Одарченко. Оба обратились к Кубракову и Найему с коррупционными предложениями – но чиновники сообщили об этом НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуре. Депутаты были схвачены с поличным, а за Кубраковым закрепился статус обличителя.
После этого отношение к Кубракову резко ухудшилось и в депутатском корпусе, прежде всего – в правящей партии. Рядовые нардепы из СН уже давно чувствуют паранойю по поводу действий НАБУ и САП, которые уже открыли массу производств против их коллег (пусть и не безосновательно).
Особенно после истории с Одарченко в «Слуге народа», как рассказывают собеседники издания, многие начали переживать и вспоминать свои предыдущие контакты с Кубраковым и Найемом: не было ли в этих разговорах чего-то, что могло бы вызвать интерес со стороны НАБУшников?
“С Лабазюком тема мутная. Но Одарченко нужно получить деньги на восстановление университета в Харькове после российских обстрелов. Он просил Кубракова помочь, очевидно, не без энтузиазма. Но тот не отказался, а отправил Мустафе, который месяц документировал их общение. Он мог просто отказать, а в результате «настучал» в НАБУ», — возмущается в разговоре с РБК-Украина один из «слуг народа».
Между тем, Кубраков, не получив адекватного финансирования на 2024 год, начал больше сближаться с западными партнерами и договариваться о целевых кредитах и грантах на проекты восстановления. Банковую и депутатский корпус начали раздражать его тесные контакты с донорами, особенно с США, в лице посла Бриджит Бринк.
Во власти это восприняли как привычную практику украинских чиновников, которые чувствуют, что их позиции пошатнулись, бежать за защитой к главным партнерам Украины. Впрочем, в окружении Кубракова есть другое объяснение. В условиях отсутствующих бюджетов никаким реальным восстановлением страны заниматься просто невозможно, а деньги можно получить только на Западе, прежде всего, у самих американцев.
“Кубракова назвали чуть ли не американским агентом. Но главная задача этих контактов – выбить деньги на проекты, пользующиеся всей стране, а не одного Кубракова. А обижаться на истории со взятками, которые он не захотел брать, это уже на грани здравого смысла”, – объясняет собеседник в окружении бывшего вице-премьера.
Однако в широких депутатских массах статус Кубракова как «американского агента» все же быстро закрепился. Этому способствовали и его тесные контакты с НАБУ и САП, которые считаются (во многом преувеличены) подконтрольны Вашингтону.
Банкова, как рассказывают собеседники РБК-Украина, оперативно объявила общую мобилизацию нардепов для голосования по Кубракову уже на утро. четверга, 9 мая, причем не только от власти. Но в целом многие депутаты с облегчением отправили вице-премьера в отставку, чему подтверждением результат на табло – голосов набралось с запасом в целых полсотни.
Александр Кубраков, Владимир Зеленский и премьер Греции Кириакос Мицотакис в Одессе, март 2024г (фото: Офис президента Украины)
При этом показательно, что времени пообщаться с Кубраковым не нашли ни премьер Денис Шмигаль, ни президент Владимир Зеленский.
Банкова при этом от процесса формально самоустранилась – согласно принятой при Зеленском практике, топ-чиновников увольняют после того, как они сами, пусть даже после убедительной «просьбы», пишут заявления об увольнении. В этот раз ОП решил разобраться с вице-премьером руками недовольных им депутатов.
Премьеру Шмыгалю увольнение Кубракова объективно на руку, но он тоже формально в нем не участвовал – хоть и присутствовал на заседании фракции СН, где обсуждался этот вопрос.
По сути, такая оперативная и показательная «взбучка» служит двум целям. Первая – дать понять Кубракову: мы тебе не доверяем, ты начал выносить сор из избы, а без доверия ничего не будет работать. Вторая – сигнал всем остальным, кто захочет «сдать» любых членов команды в НАБУ – такое поведение будет иметь негативные последствия.
Кандидаты взамен
В результате, чем закончится история с Кубраковым и разделением Минвосстановления, пока неясно. По процедуре сначала Кабмин должен ликвидировать одно министерство и создать два отдельных – инфраструктуры и региональной политики. На заседании правительства в пятницу, 10 мая, не было вынесено постановление о том, кто будет за это отвечать и в какие сроки, как положено в таких случаях.
Что касается персоналий, то шансы Кубракова сохраниться в правительстве, как уже рядового министра инфраструктуры, без вице-премьерского статуса, выглядят очень невысокими. В его окружении говорят, что он и сам пока не хочет на это соглашаться. К тому же даже в случае внесения его кандидатуры он, наверное, не прошел бы через сессионный зал. «Кто его будет назначать? Те же депутаты, которые его и уволили? Нет, это нереально», – сказал один из собеседников издания.
Утрата вице-премьерства – это, прежде всего, вопрос не статуса, а распределения полномочий внутри самого правительства. Вице-премьер имеет возможность собирать правительственный комитет, куда входят представители различных министерств, что значительно облегчает проведение через Кабмин необходимых нормативных актов. По крайней мере, об этом можно сказать партнерам. А потом, мол, что вы от нас хотите, он сам не соглашается”, – размышляет один из функционеров во власти.
Увольнение Кубракова раскритиковали антикоррупционные активисты, трактовав его как «плевок» в лицо западным партнерам Украины. По крайней мере, публично ограничились серией постов в соцсетях, в которых послы ключевых стран подчеркнуто положительно отзывались о сотрудничестве с уже бывшим вице-премьером.
Как преемника Кубракова в должности министра инфраструктуры информированный источник издания назвал экс-главу Хмельницкой ОГА Сергей Гамалий – был уволен в марте прошлого года после скандала с ездой в нетрезвом состоянии. Но финального решения по этому министерству не принято. Скорее сам Гамалий больше заинтересован в этой должности, чем ему реально планируют ее предложить. Другой собеседник издания категорически отрицает возможность его назначения, именно из-за скандала.
Интрига есть и с главой будущего министерства региональной политики. Провал работы по этому направлению, среди прочего, тоже вменяли Кубракову, и даже как едва ли не главную причину отставки. В его окружении эти обвинения отрицают, указывая на то, что региональная политика в каденцию Зеленского всегда была прерогативой не правительству, а Офису президента.
“У Кубракова неплохие отношения с мэрами крупных городов, поскольку через министерство проходят многие проекты. Но его общие фото, например, с Виталием Кличко, очевидно, вызывают нездоровую реакцию у людей, которые везде видят политический подтекст”, — добавляет собеседник из окружения бывшего вице-премьера.
Кроме того, по его мнению, в условиях полномасштабной войны существование отдельного министерства по делам общин и территорий может выглядеть нерациональным. Ведь ключевые проблемы для многих городов и областей, и не только прифронтовых, связаны с восстановлением инфраструктуры после российских обстрелов.
Другой источник издания отрицает: в условиях войны необходим отдельный человек, курирующий глав областей, в частности с вопросов мобилизации и строительства фортификаций А несмотря на то, что ключевые решения по региональной политике принимаются на Банковой, их реализация все равно проходит на правительственном уровне.
В любом случае, на должность главы Минрегиона, по информации РБК-Украина, рассматривается экс-замглавы этого министерства, в свое время уволен Кубраковым – Вячеслав Негода. В настоящее время он возглавляет Офис Конгресса местных и региональных властей при президенте, органе, созданном Банковой в противовес Ассоциации городов Украины, главой которой является Кличко.
Против Ненастья играет в частности его возраст – чиновнику скоро исполнится 67 лет, тогда как в команде власти предпочитают младших и, соответственно, бывших энергичных управленцев, говорит информированный собеседник издания. Как возможного главу Минрегиона он называет Алексея Кулебу, который сейчас занимается региональной политикой в должности заместителя председателя ОП.
В кулуарах также активно говорят об амбициях главы «Нафтогаза Украины» Алексея Чернышева, ранее руководившего Минрегионом, а сейчас якобы хочет вернуться в правительство. Но ему, во всяком случае, интересен не простой министерский портфель, а вице-премьерский статус.
Глава «Нафтогаза» Алексей Чернышев (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Ранее в кулуарах кабинетов власти говорили о том, что он присматривается к должности вице-премьера и министра экономики, которую занимает Юлия Свириденко. А тома, говорят собеседники РБК-Украина, Чернышев якобы был заинтересован, чтобы Свириденко вернули на работу заместителем председателя ОП, откуда она перешла в Кабмин. Окончательное переформатирование Минвосстановления, как и поиск кандидатов на вакантные должности, по словам собеседников РБК-Украина может длиться даже несколько недель. При этом возможны разные варианты: вплоть до того, что Мининфраструктуры как отдельный орган и вовсе не будет создано, а его функции перейдут в министерство экономики. «У нас может произойти все, что угодно», – универсально подытожил ситуацию собеседник издания во власти.