Фото: у водителей чаще будут проверять наличие «автогражданки» (facebook.com/kyivpatrol) Верховная рада во втором чтении одобрила реформу автострахования, которая вступит в силу с 1 января 2025 года. Она касается так называемой «автогражданки», страховых сумм, выплат, расширяет использование европротокола и приводит сферу к европейским стандартам.
РБК-Украина разбиралось в новациях законопроекта №8300 и в том, что изменится для водителей.
>
Содержание
- Каковы будут страховые выплаты
- Что будет с ценами на «автогражданку» «
- Отмена франшизы в договорах «автогражданки»
- Как изменяются условия для льготных категорий
- Прямое урегулирование всем. Как повлияет на сроки выплат
- Что с начислением страховой выплаты
- Отмена страхового лимита по европротоколу
- Наличие «автогражданки» будут проверять чаще
Каковы будут страховые выплаты
Новый закон вводит постепенное повышение лимитов страхового возмещения в европейские минимальные страховые суммы в несколько этапов.
На сегодняшний день в Украине они составляют 160 000 гривен за поврежденное в ДТП имущество на одного пострадавшего (800 000 гривен на ДТП) и 320 000 гривен за причиненный вред здоровью на одного потерпевшего.
С 1 января 2025 года соответственно лимиты составят 250 000 гривен 25 млн гривен на ДТП) и 500 000 гривен (5 млн гривен на ДТП).
С 1 января 2026 года (но не ранее отмены военного положения) суммы по вреду жизни и здоровью увеличиваются до 1 млн гривен на потерпевшего и 20 млн гривен на страховой случай. Относительно имущества на потерпевшего ограничений нет, а только 2 млн гривен на случай.
Следующие этапы повышения — после вступления Украины в ЕС. По закону через пять лет после вступления лимиты должны достичь европейских отметок. То есть:
-
вред жизни и здоровью — не менее 1,3 млн. евро на потерпевшего и не менее 6,45 млн. евро на страховой случай (независимо от количества пострадавших)
-
ущерб имуществу — не менее 1,3 млн евро на страховой случай (независимо от количества пострадавших)
Предусмотрено постепенное повышение на первый, второй и третий год после вступления Украины в ЕС
Что будет с ценами на «автогражданку»
Существенное повышение лимитов повлияет на цену полисов автогражданки. На сколько именно, пока сложно сказать. В том числе и потому, что вводится свободное ценообразование.
Пока цены регулируются:
-
на полис ОСАГО — умножением значений базового платежа (устанавливает Нацбанк по предложению МТСБУ) на поправочные коэффициенты< /p>
-
на полис «Зеленая карта» (для поездок за границу) — согласно единым размерам, установленным МТСБУ
По новому закону страховые компании получат право самостоятельно устанавливать цены на каждый страховой продукт и для каждого клиента индивидуально.
По словам начальника юридического управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Романа Роменского, свободное ценообразование расширит выбор для страхователей и будет стимулировать компании создавать оптимальные продукты под каждого клиента.
< strong>«Все это сможет органически «рыночным» методом предоставлять более качественные услуги для конечных потребителей», — добавил он.
Отмена франшизы в договорах «автогражданки»
В настоящее время водители могут выбирать франшизу — сумму ущерба, которую платит виновник ДТП и не покрывает страховая. Размер устанавливается при заключении договора, но не может превышать 2% от суммы, в пределах которой возмещается вред имуществу потерпевшего.
Новый закон запрещает применение франшизы.< /p>
Как изменяются условия для льготных категорий
Отдельные категории граждан освобождены от страхования ответственности водителя. Возмещение пострадавшим оплачивает МТСБУ. Это участники боевых действий, пострадавшие участники революции достоинства, лица с инвалидностью в результате войны и лица с инвалидностью I группы.
Некоторым категориям дают скидку 50% при заключении договора ОСАГО. Это участники боевых действий, Революции достоинства, пенсионеры, лица с инвалидностью ІІІ группы, чернобыльцы І и ІІ категорий.
Новый закон предлагает только скидку 50% для всех льготников. То есть освобожденных от страхования ответственности водителя не будет.
Прямое урегулирование всем. Как повлияет на сроки выплат
В настоящее время участие страховых компаний в системе прямого урегулирования добровольно. Она работает с 2016 года, но только 11 страховщиков проводят расчеты в этой системе.
Это означает, что потерпевший может обращаться к своей страховой, а не к той, с которой заключил договор виновник ДТП. . Новый закон предусматривает, что все страховые должны работать в системе прямого урегулирования убытков. Что является удобной для водителей нормой.
Но есть несколько условий:
-
если ДТП с участием только двух автомобилей с «автогражданкой», или «автогражданка» на авто пострадавшего и машина повреждена или уничтожена
-
обратившись к своей страховой, потерпевший потеряет право обратиться к страховому виновнику в ДТП и наоборот
При прямом урегулировании страховая потерпевшего обращается с обратным требованием к страховому виновнику ДТП.
Подавать заявление можно в течение года, если авто повреждено. И в течение трех лет, если причинен вред жизни или здоровью. Крайний срок принятия решения в страховой – 60 дней, если документы в порядке. И 90 дней, если изучаются обстоятельства и заказывается экспертиза.
В среднем выплата при прямом урегулировании производится за 32 дня, при обычном — 73 дня. Таким образом, новый закон существенно сократит срок рассмотрения.
Что с начислением страховой выплаты
Выплаты на лечение начисляются исходя из расходов на доставку в больницу, размещение, диагностику, лечение, уход и лекарства. Минимальный размер – 1/30 актуального размера минималки за день лечения. Выплачивается максимум 120 дней.
Выплаты в связи с утратой трудоспособности начисляются с недополученной средней зарплаты. Для ФЛП – недополученный доход, для неработающих – 1/30 актуального размера минималки за день нетрудоспособности.
Если потерпевший стал лицом с инвалидностью, то устанавливается выплата 12-18-36 размеров минималок в зависимости от группы. Выплата за моральный ущерб — 10% от страховой выплаты на лечение и потерю трудоспособности.
Если потерпевший скончался в результате ДТП или в течение года, деньги выплачиваются родственникам Размер не менее 36 минимальных зарплат в день страхового случая. Супруги, дети и родители имеют право на не менее 25 минималок на возмещение морального вреда.
Выплата за повреждение авто устанавливается представителем страхового, оценщиком или судебным экспертом. Если машина не старше пяти лет и на гарантии, стоимость деталей на ремонт не меньше новых (ремонт в сервисном центре производителя). Если старше – стоимость аналогичных оригинальных деталей.
Потерпевший должен выбрать СТО из перечня, определяемого страховой. Но только если не менее трех находятся в 150 км от места жительства. Если расстояние больше, выбирает сам.
Выплата при уничтожении авто — это разница между рыночной стоимостью до ДТП и после плюс затраты на эвакуацию. Размер устанавливает оценщик, судебный эксперт или страховщик. По согласию на отчуждение страховой — выплачивается рыночная стоимость на день ДТП и расходы на эвакуацию.
Отмена страхового лимита по европротоколу
В настоящее время страховая выплата в случае ДТП, оформленного по европротоколом, ограничена лимитом в 80 000 гривен. С 1 января 2025 года лимит возмещения будет в пределах страховой суммы. Если регулятор — Нацбанк — не установит максимальный размер выплат.
Отметим, европротокол оформляется участниками ДТП без участия полиции. Бланк выдается при заключении договора со страховой. После оформления европротокола и его передачи в бумажной или электронной форме страховой водитель может оставить место ДТП. Но применяется он в следующих условиях:
-
контактное ДТП
< /li>
-
два участника с полисами «автогражданки»
-
ущерб нанесен только автомобилям
-
у водителей нет признаков опьянения
-
водители согласны на европротокол
Наличие «автогражданки» будут проверять чаще
По новому закону, полиция имеет право проверить наличие полиса при контроле дорожного движения (в том числе путем автофиксации), при составлении протокола за нарушение ПДД и оформление ДТП.
До этого было только при составлении протоколов о нарушении ПДД и оформлении ДТП.
Пограничники будут проверять в местах пограничного контроля независимо от места регистрации авто. Ранее проверка проводилась только при пересечении границы. Также проверку наличия «автогражданки» теперь будет проводить Укртрансбезопасность.
При подготовке материала использовались текст законопроекта №8300 и разъяснение начальника юридического управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Романа Роменского.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.