Фото: Наталия Шамрай, ЦНАП Гончарова
Как проходит обновление данных в ЦНАПах, когда детям нужно оформить паспорт и какие услуги станет проще получить ветеранам –в интервью для РБК-Украина.
С 18 мая 2024 года центры предоставления административных услуг по всей Украине начали принимать военнообязанных, обновляющих свои данные. Это требование закона о мобилизации. Больших очередей в ЦНАП для обновления пока данных нет. Часть людей решила сделать это через мобильное приложение Резерв+.
Впрочем, в ЦНАПах во время войны продолжают предоставлять почти 450 видов услуг: от оформления паспортов и помощи при рождении ребенка до комплекса услуг ветеранам, которые с помощью ЦНАПов можно сделать по одному заявлению. Сейчас участник боевых действий может получить 38 видов услуг, но по упрощенной процедуре для этого не нужно подавать 38 комплектов документов.
Директор департамента предоставления административных услуг КГГА Наталья Шамрай рассказала РБК-Украина, как украинцы обновляют учетные данные через ЦНАПы, когда нужно обращаться в ТЦК и как проще получить комплекс льгот прошедшим войну.
< – С 18 мая военнообязанные должны обновить свои данные в ТЦК, приложении Резерв+ или в центрах предоставления административных услуг. Как этот процесс происходит в ЦНАПах?
– Прием администратором ЦНАПа длится 7-10 минут, дальше еще придется подождать некоторое время, пока данные обновятся. После этого человек получает выписку об обновлении данных. В зависимости от технической способности системы, ждать придется от 10 минут до нескольких часов.
Если выдержка не сформировалась сразу, мы издаем человеку описание принятых документов. Это подтверждением того, что человек пришел в ЦНАП, сделал заявку на обновление данных и ждет результат. Даже если самого подъемника еще нет. А когда все готово, в смс-сообщении приходит уведомление, и распечатанный администратором с проставленной печатью и подписью выписку можно забирать.
В первый день работы утром все шло быстро. Первому мужчине, пришедшему обновить данные в 9 утра, в 9.20 уже выдали подъемник. Он сам не ожидал, думал, надо будет приходить отдельно. Но ему пришло сообщение, и он вернулся забрать документы.
Фото: Почти 7 тысяч военнообязанных обновили данные через ЦНАПы к концу мая, – Наталья Шамрай (Виталий Носач/РБК-Украина)
Но хочу обратить внимание, что в обновлении данных в некоторых случаях могут быть отказы. ЦНАПы не имеют полномочий и возможностей изменять данные системы. В случаях отказов человеку нужно идти в ТЦК и СП. Потому что это единственный орган, который принимает решения по этой теме.
– Сколько людей обновило данные через ЦНАПы по состоянию на данный момент?
– Есть актуальные данные по столицы. По состоянию на 27 мая 6 804 человека обновили свои учетные данные в Киеве именно через ЦНАП (в мобильном приложении Резерв+ – более 1 миллиона человек – ред.). в ЦНАПах и код с ТЦК – это равнозначные документы?
– Да, это равнозначный индивидуальный номер, который отражен либо в подъемнике полученном в ЦНАП, либо в Резерв+, либо это штрих-код, вклеенный в военный билет. Как в приложении, так и в подъемнике из ЦНАПа, есть уникальный номер. Такой же есть и в военном билете. По ним идентифицируют военнообязанного. И, обновив данные одним из трех способов (в приложении Резерв+, в ТЦК или ЦНАПе), военнообязанный выполнил требование закона и не получит штраф за то, что этого не сделал.
– Можно ли оформить отсрочку от мобилизации в ЦНАПах?
– Нет, в наши полномочия именно внесение определенных данных не относится. По таким вопросам следует обращаться уже в территориальные центры комплектования.
Когда человек обновил данные, то увидел отображение сведений о нем, и эта информация может быть не полной. Например, есть бронирование, но данные об этом отсутствуют, то отдел кадров, его бронировал, при следующей сверке по документам в ТЦК обращает внимание на это. И такая информация вносится, а через день-два она отобразится в системе.
Фото: В ЦНАПах предоставляют более 450 услуг (Виталий Носач/РБК-Украина)
– Выдают ли повестки тем, кто обновил данные через ЦНАП?
– После обновления военнообязанных данных при личном приеме в ЦНАП повестки не разглашают. Хочу подчеркнуть, что повестки выдает только ТЦК. И отправлять на ВЛК тоже могут только территориальные центры комплектования и социальной поддержки. Нам как ЦНАПам такие полномочия не предоставляли.
Обновление данных военнообязанных – это новая функция и для самих ЦНАПов. Ранее в этих учреждениях военнообязанные данные не обновлялись, и это можно было сделать только в ТЦК и СП. Но я подчеркиваю, что обновление данных – это только одна из функций ЦНАПов. Между тем, мы предоставляем 450 видов различных административных услуг, и мы не прекращаем их предоставлять и сейчас.
– Какие из этих услуг сейчас наиболее востребованы?< /p>
– Одна из услуг – получение паспорта. К примеру, паспорт гражданина Украины в форме ID должны получить в 14 лет. Но не все родители помнят об этом, потому что они сами получали свой первый паспорт в 16 лет. Но для того, чтобы сдать НМТ(национальный мультипредметный тест – ред.), необходимо иметь ID. И родители упоминают об этом в последний момент.
То, за какими услугами обращаются чаще, зависит от периодов времени, от разных ситуаций. Регистрируют приобретаемое в собственность имущество или которое необходимо внести в реестр, права на которое получено до 2013 года. Также очень многие вынуждены были изменить место жительства из-за войны и теперь им необходимо зарегистрироваться и получить помощь.
Кстати, мы оформляем водительское удостоверение за 15 минут, регистрируем транспортные средства. Вообще водительские права выдают сервисные центры МВД. А мы в ЦНАПО взяли эту функцию для того, чтобы ввести комплексность услуг. Например, когда мы выдаем свидетельство о браке, женщине при смене фамилии надо изменить все остальные документы.
Фото: По упрощенной процедуре, ветераны уже могут получить 38 различных услуг (Виталий Носач/РБК -Украина)
К примеру, когда женщина переехала в Киев из другого региона и зарегистрировалась по новому адресу, то у нас она может кроме паспорта получить и водительское удостоверение. Если она хочет иметь на авто номерной знак киевского региона, его тоже можно у нас получить. Техталон стоит 405 гривен. Это не обязанность. Можно и старый номерной знак оставить. Но, думаю, будет полезно знать, что весь этот комплекс документов в ЦНАПах теперь можно оформить за 15 минут. У нас есть взаимодействие с сервисными центрами МВД, и они быстро рассматривают все поступающие в системе заявки.
– Что изменилось за время большой войны в оказании услуг переселенцам?
– С самого начала вторжения РФ это регистрация и оформление пособий внутренне перемещенных лиц. Сама процедура приема бывает несколько медленная, потому что так работает единая информационная система социальной сферы. В нем происходит определенная верификация, и часто задерживается процесс приема документов и не отвечает стандартам обслуживания в ЦНАП, которым предусматривается обслуживание заявителя через 15 минут.
Сейчас мы работаем с Министерством социальной политики над тем, чтобы переформатировать работу этой системы, однако процесс обслуживания одного заявителя может затягиваться до получаса и даже до часа и это создает очереди.
Бывает, что внутренне перемещенные лица обращаются за помощью сначала в один ЦНАП, а затем в другой, в соседнем районе. Но надо понять, что все работают в единой системе, и лишние заявки только перегрузят систему.
– Стало больше услуг, которые вы предоставляете ветеранам?
– Услуги для ветеранов сейчас очень актуальны. Мы работаем над комплексом услуг для них. Когда человек получает статус участника боевых действий и приходит забирать удостоверения, то сможет подать одно заявление на 38 различных услуг. Это будет целый комплекс услуг. А раньше для этого нужно было писать отдельное заявление на каждое из них, то есть 38 заявлений! А еще – 38 комплектов документов подать, и по каждой услуге ожидать ответа. В ближайшее время запустим по всем ЦНАП Киева.
Фото: С началом великой войны переселенцы активно оформляют в ЦНАпах помощь от государства (Виталий Носач/РБК-Украина)
И скоро будет так, что под это комплексное заявление мы будем оформлять один комплект документов, а дальше будем отслеживать, чтобы соответствующие органы не нарушали сроки рассмотрения, чтобы безосновательно не отказывали. Чтобы материальная помощь, например, точно поступила.
– Когда ветеранам можно будет получать такой комплекс услуг по всей Украине?
– Мы постоянно сотрудничаем с Министерством в делам ветеранов, потому что для введения этих изменений еще предстоит внести изменения в соответствующие постановления Кабинета Министров Украины. И тогда такой комплекс услуг можно будет предоставлять не только в киевских ЦНАПах, но и по всей Украине.
В разных регионах это будет работать по-своему, где-то это уже запустилось, исходя из тех возможностей, которые есть в регионах. В Днепре, Житомире, Ровно. Но чтобы все работало все равно, нужно менять постановления Кабмина. Например, отказы от органов могут возникать из-за того, что от человека поступило заявление неустановленного образца. Выходит, этот орган прав, потому что есть постановление, которым этот орган руководствуется.
Оптимизация процесса – это тяжело, потому что нужно и работать и законодателем, и также технически все и услуги свести вместе. Надеемся, запустимся с этими комплексными услугами уже в ближайшие дни. Но главное, чтобы ветераны вообще знали, что они имеют право на те или иные услуги, и мы это им рассказываем.
Центры предоставления административных услуг – это прежде всего физический доступ к различным услугам. Но мы также думаем о том, чтобы многое можно было сделать в электронном виде.
Профильные ведомства работают над созданием электронного кабинета ветерана. Ожидается, что он будет реализован через портал «Действие». Там должно быть и удостоверение ветерана в электронном виде, в дополнение к привычной бумажной книжечке. А физическое пластиковое удостоверение, как планируется, мы будем печатать по аналогии с водительским удостоверением.
www.rbc.ua