Эксперт: Валерий Романенко, Константин Криволап

Украина впервые за время независимости получит самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Сегодня правительство Швеции объявило о предстоящей передаче ASC 890, также известной как Saab 340 AEW&C или S-100B Argus. войны, — в материале РБК-Украина.

Содержание

  • Что передаст Швеция и почему это историческое решение
  • Что известно о шведских самолетах ASC 890
  • На что они способны в боевой обстановке
  • Когда Украина может получить шведские AWACS
  • Как этот «геймчейнджер» усилит возможности Украины

Что передаст Швеция и почему это историческое решение

Правительство Швеции объявило о крупном пакете военной помощи на 1,3 млрд долларов. Сообщается, что в него войдут:

  • весь парк бронетранспортеров PBV 302 (239 единиц налицо, по данным The Military Balance)

  • presentation»>снаряды и техническая поддержка ранее предоставленной техники

  • «излишки» танков (без уточнения по типу и количеству)

  • средства в поддержку различных коалиций и инициатив по закупке техники

  • управляемые ракеты Rb 99 (лицензионная версия AIM-120 AMRAAM)

Но главная новость касается самолетов воздушного наблюдения и управления ASC 890. ASC 890 даст Украине абсолютно новые возможности против воздушных и морских целей, ее способности идентифицировать цели на большом расстоянии будут усилены. Они (самолеты, — ред.) будут действовать как мультипликатор силы с появлением F-16″, — отметил министр обороны Швеции Пол Йонсон.

Примечательно, что он использовал само слово «они» во множестве. Как уточняют шведские СМИ, украинская сторона получит два самолета. Сроки передачи пока неизвестны.

 Видят в небе все. Чем уникальны шведские ASC 890, как изменят правила игры и дополнят /p></p>
<p dir=Фото: самолет ASC 890 (flickr.com)

В любом случае речь идет о настоящем историческом событии для Украины.

«В Советском Союзе были самолеты радиолокационного обнаружения, во время распада нам такие машины не достались. Поэтому мы были обречены следить за воздушной обстановкой только с помощью наземных радаров», — объясняет авиационный эксперт Валерий Романенко.

Собственно поэтому российские «шахеды» и крылатые ракеты время от времени поражают объекты, несмотря на то, что их прикрывают зенитные комплексы. Ибо у них при обнаружении целей на малых высотах бывают пробелы.

Самолеты же способны «увидеть» все, что находится в воздухе, и специально на программном уровне приспособлены, чтобы выделять цели на фоне земли . Например, вражеский самолет на расстоянии 200-250 км или ракеты на 150-200 км.

«С получением шведских AWACS мы фактически становимся страной с полноценной противовоздушной обороной», — добавил он в разговоре с РБК-Украина.

Что известно о шведских самолетах ASC 890

Что касается авиационных комплексов радиолокационного обнаружения и наведения, в привычной терминологии используется аббревиатура ДРЛВ, в западной — AWACS.

ASC 890 (Airborne Surveillance and Control) — это бортовая боевая платформа управления и воздушного наблюдения. Представляет собой самолет Saab 340 с длинным радаром на крыше. Кроме Швеции они эксплуатируются в Таиланде и Польше.

Saab 340 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и имеет следующие характеристики:

  • ltr» role=»presentation»>длина — 20,57 м

  • размах крыльев — 21,44 м Высота — 6,97 м

    /p>

  • максимальная взлетная масса — 13 155 кг

  • максимальная скорость — 530 км/ч

  • практический потолок — 7 620 м

  • продолжительность полета — до 7 часов

Сам по себе самолет Saab 340 не является какой-то новинкой для Украины. Гражданские версии использовались, например, авиакомпанией «Мотор Сич», отмечает Романенко.

Но главная «изюминка» в версии для воздушных сил – наличие системы ASC 890, использующей технологию активного электронного сканирования (AESA). Она позволяет динамически регулировать энергию радара в зависимости от ситуации. Радар может охватывать широкую территорию или сосредотачиваться на меньшей приоритетной зоне с высокой скоростью обновления.

Технология S-диапазона гарантирует высокую производительность в разных погодных условиях. Эффективный диапазон наблюдения включает в себя более 500 000 квадратных километров по горизонтали и более 18 000 метров по высоте. Система обнаруживает и отслеживает такие объекты, как истребители, крылатые ракеты, зависшие в воздухе вертолеты и даже морские цели размером с водный мотоцикл.

Системы начали эксплуатироваться Военно-воздушными силами Швеции еще в 1996, но проходили модернизацию. И считаются достаточно современными средствами дальней разведки.

В 2000-х ходили даже разговоры о том, чтобы установить шведские системы на украинские Ан-140, Ан-148 и Ан-158, рассказывает авиационный эксперт Константин Криволап. Позже говорили о шведских радарах и российском оборудовании, и на этом все закончилось.

«Сам радар, вычислительные возможности и оборудование у ASC 890 достаточно современны. Это хорошая машинка . И она 100% видит цель лучше, чем российские А-50У», — отметил он.

Для сравнения, российская «тарелка» постоянно оборачивается 360 градусов. У шведских самолетов неподвижный радар обеспечивает качественный обзор на 400–450 км на 150 градусов. Единственная проблема – мертвые зоны впереди и позади самолета. Но за счет электронного переключения можно направлять лучи с необходимыми характеристиками, куда надо, добавил Криволап. Собеседники РБК-Украина говорят, что Швеция передает свои самолеты, потому что переходит на новые разработки. Но они не сильно уступают и до сих пор способны на многое.

На что они способны в боевой обстановке

Воздушные радары передают информацию центральным и локальным командным пунктам. А также прямое целеуказание боевым самолетам. В случае с Украиной они по-настоящему раскроют потенциал ожидаемых летом многоцелевых истребителей F-16.

«То есть летчик F-16 не голосом, а на экране тактической обстановки будет видеть, к какой цели направляться, на какое расстояние, какое оружие применить и как лучше подойти к цели — используя активные или пассивные системы. >

Данные передаются через тактическую сеть Link 16, используемую США и странами НАТО. Эта коммуникационная, навигационная и идентификационная система поддерживает обмен данными между командованием, самолетами, кораблями и наземными войсками на ультравысокой частоте.

 Видят в небе все. Чем уникальны шведские ASC 890, как изменят правила игры и дополнят F-16

Фото: самолеты ASC 890 способны передавать целеуказание не только боевым истребителям, но и наземным средствам ПВО (x.com/PlJonson) Условно говоря, информация из Link 16 от самолета ASC 890 передается на истребитель, от него к ракете и «ушло-поехало», говорит Константин Криволап. Такого нельзя сделать с украинскими МиГ-ами, поэтому AWACS более актуальны для F-16.

Причем целеуказание способна принять не только боевая авиация.

«Практически все, что угодно. Ракеты ATACMS (запускаются с РСЗО HIMARS, — ред.), авиационные Storm Shadow, наземные средства противовоздушной обороны и все ракетное вооружение. Америка и Европа вообще без своих AWACS не летают», — подчеркнул он.

Романенко называет шведские AWACS универсальными машинами. Которые позволяют управлять не только зенитными комплексами и ПВО в целом, но и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Когда Украина может получить шведские AWACS

Пока неизвестно, когда Украина получит самолеты ASC 890. Сроки упираются в то, как быстро можно подготовить персонал. Экипаж состоит из шести человек — два пилота и четыре оператора радиолокационной станции.

По мнению Романенко, новость из Швеции означает только начало подготовки.

«Летчиков можно подготовить примерно за 2-3 месяца, потому что у нас много пилотов, летающих на Saab 340. Относительно операционного экипажа, офицеров боевого управления, наверное, достаточно переучить операторов наземных систем. Это может занять 3-4 месяца», — считает собеседник.

Однажды готовить самолеты к работе в украинских условиях не надо. Их системы интегрированы с натовскими, и в случае с западными образцами техники и тех же F-16 дополнительно дорабатывать ничего не нужно, говорит Криволап.

«Но я не думаю, что ASC 890 появятся очень скоро. Все-таки нужно научить экипаж, нужно время, чтобы освоить эксплуатацию радара. Не знаю, как это будет, но такие самолеты нам очень необходимы», — добавил эксперт. /p>

Как этот «геймчейнджер» усилит возможности Украины

Опрошенные РБК-Украина эксперты приводят несколько вариантов того, как будут применять ASC 890. И прежде всего речь идет о постоянный мониторинг украинского неба.

К примеру, при массированной атаке «шахедов» сигналы от самолетов дальнего обнаружения позволят оперативно реагировать мобильным группам, чтобы сбить ударный дрон с пулеметов, а не дорогими ракетами. То же с крылатыми ракетами. Самоходные зенитные комплексы смогут через полчаса переместиться на десяток километров и сбить ракету. «Это открывает новые возможности для нашей ПВО», — говорит Романенко.

По его словам, есть мнение, что шведские AWACS не будут базироваться на территории Украины.

«По крайней мере, такой момент обсуждается. Потому что россияне не пожалеют никаких ракет, чтобы их уничтожить. Потому что это «геймчейнджер», который полностью меняет правила игры. Тем более, если речь идет о двух самолетах. Два самолета. полностью покрывали бы южное и юго-восточное направления, откуда больше всего летит ракет и «шахедов», — рассказал эксперт.

 Видят в небе все. Чем уникальны шведские ASC 890, как изменят правила игры и дополнят F-16

Фото: шведские самолеты могут стать настоящим «геймчейнджером» в российско-украинской войне (flickr.com)

Что касается авиации, то ASC 890 способен обнаружить и дать целеуказание на российский тактический самолет в 300 км. А это значит, что нужно подойти на 250 км к линии фронта, поскольку вражеские Су-34 запускают КАБы с 50 км.

Проблема в том, что российские зенитные комплексы могут стоять примерно на одних и тех же позициях. Что практически гарантирует поражение ASC 890 наземным и средствами ПВО.

«То есть по самолетам с КАБами они работать все равно не смогут. А вот усилить наше ПВО — да .Мы перейдем на качественно новый уровень. С их помощью процент уничтожения дронов и ракет приблизится к 100. Кроме баллистики, по баллистике они беспомощны», — добавил Романенко.

Константин Криволап считает, что применять ASC 890 будут очень осторожно, чтобы их не достали С-400 и авиационные ракеты с заявленной, но не подтвержденной дальностью 300-400 км. «Как с этим быть? Пожалуй, наши специалисты найдут тактические приемы, чтобы обеспечить безопасность и подобраться поближе к фронту, чтобы лучше видеть ситуацию», — добавил эксперт.

По его расчетам, ASC 890 условно над Черкасской областью будет просматривать всю линию столкновения. Если над Одесской, то где-то на половину вглубь оккупированного Крыма. Вряд ли будет очень приближаться к фронту из-за высокого риска поражения.

Если выходить из безопасного радиуса 400 км, то этого хватит, чтобы увидеть российские самолеты не только, когда они взлетают с аэродромов «Балтимор» (Воронежская область), Курская или Белгород. А когда они еще находятся на аэродромах.

«Конечно, самим ASC 890 нечем поражать российские Су-34 с КАБами. Но они дадут целеуказание для F-16, чтобы те запустили приведенные на аэродромах». вражескую авиацию ракеты, не заходя в их зону видимости», — подытожил Криволап.

При подготовке материала использовались: информация из открытых источников, заявление шведского премьера Пола Йонсона, комментарии бывшего инженера по испытаниям «Конструкторского бюро Антонов» Константина Криволапа и ведущего научного сотрудника Национального авиационного университета Украины Валерия Романенко.

Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram .

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 29 мая 2024