Сергей Марченко, Денис Шмигаль, Андрей Пышный (коллаж: РБК-Украина) Автор: Руслан Кисляк
Что будет до конца года с курсом гривны, зарплатами украинцев, ценами на продукты, государственными финансами, условиями ведения бизнеса, налогами, а также с экономическими реформами и коррупцией, и как на все это будет влиять война – читайте в экспертных прогнозах, собранных финансовым редактором РБК-Украина Русланом Кисляком.
Содержание
- Все с курсом гривны, ценами и доходами населения
- Что будет с налогами и бизнесом
- Что будет с валютными ограничениями и поступлениями валюты в Украину?
- Что будет с инвестициями и страхованием военных рисков
- Что будет с банками, кредитами, депозитами и ОВГЗ
- Что будет с экономическими реформами и как это повлияет на каждого украинца
Экономическое прогнозирование в условиях неопределенности войны кажется делом не слишком надежным. РБК-Украина попыталась добавить определенности по поводу нашего будущего на ближайшие полгода, собрав эксклюзивные и публичные ожидания экспертов, а также прогнозы Национального банка.
Что будет с курсом гривны, ценами и доходами населения?
НБУ традиционно не дает курсовых прогнозов. В то же время сохранение устойчивости валютного рынка остается задачей регулятора. Речь идет о такой динамике обменного курса, которая не будет угрожать сохранению инфляции на умеренном уровне в 2024 году (несмотря на ожидаемое ускорение) с последующим ее снижением до 5%.
Накопление значительного уровня резервов, положительные сдвиги в сохранении финансовой поддержки США и успешное прохождение четвертого пересмотра программы с МВФ, политическое заявление стран G7 о выделении Украине средств под залог обездвиженных активов РФ, подписание кредитного соглашения к Ukraine Facility усиливают возможность НБУ обеспечивать контролируемую ситуацию на валютном рынке .
НБУ и дальше будет покрывать структурную нехватку валюты на рынке, чтобы обеспечивать колебания курса в обе стороны: не только в сторону девальвации, но и в сторону ревальвации.
По прогнозу заместителя директора Национального института стратегических исследований Ярослава Жалило, курс останется в предполагаемом диапазоне. Достаточный приток внешней помощи стабилизирует девальвационные ожидания и позволит покрывать отрицательное сальдо внешней торговли. Оптимистические прогнозы по урожаю плюс ожидаемые положительные тренды в транспортировке товаров по Черному морю позволят увеличить экспорт во втором полугодии, что улучшит предложение на валютном рынке, и традиционная осенняя волна девальвации может быть слабее, или не произойдет.
Положительная тенденция последних месяцев – умеренная и контролируемая девальвация гривны. Она необходима для того, чтобы снизить очень высокий дефицит внешней торговли, объясняет глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук. Он прогнозирует курс на конец года на уровне 42,3 грн/доллар.
Экспертные* ожидания курса гривны к доллару на конец 2024 года
нажмите для увеличения
Президент Киевской школы экономики, экс-министр развития экономики (2019-2020) Тимофей Милованов констатирует: рынок труда демонстрирует признаки постепенного обновления, но все еще далек от довоенных показателей. Количество новых вакансий стабилизировалось на уровне около 90% от среднего показателя 2021 года, а уровень безработицы, хотя и снижается, остается высоким – 15,3% в мае 2024 года. Ожидается, что в течение следующих шести месяцев этот показатель может снизиться до 14-14,5%.
Доходы населения демонстрируют номинальный рост: средняя зарплата в июне 2024 составляет 20,5 тыс. грн, что на 23% выше, чем в 2023-м. До конца года ожидается ее рост до22-23 тыс. грн. Однако реальная покупательная способность остается под давлением из-за инфляции, которая, хотя и прогнозируется на уровне 6,4% в 2024 году (по сравнению с 12,9% в 2023), все еще оказывает существенное влияние на реальные доходы. Об экономических трудностях свидетельствует и то, что 17,4% населения вынуждены экономить на еде.
По прогнозу исполнительного директора, руководителя Центра исследований современного общества Института экономических исследований и политических консультаций Оксаны Кузяков, нехватка персонала на рынке труда будет сохраняться и, вероятно, будет усиливаться. На сегодняшний день это еще не драматичная проблема для бизнеса и государства, поскольку сократилась и сама экономика. Но со временем, если экономика начнет расти более быстрыми темпами, дефицит персонала может стать ощутимой проблемой. К слову, уменьшение экономики может повлечь снижение ее инновационности.
Несмотря на все настроения бизнеса до конца года – удивительно положительные. Руководители предприятий планируют расти и увеличивать производство. Да, темпы роста, возможно, будут сокращаться, но это будет рост.
Что будет с налогами и бизнесом
Украина готовится к изменениям в налоговой системе из-за необходимости дополнительного финансирования военных нужд. Правительство планирует увеличить военный сбор с 1,5% до 5%, распространив его на ФЛП и повысить НДС на 2-3%. Эти изменения могут принести бюджету до 200 млрд. грн. в год (2,5-2,7% ВВП), но этого недостаточно для покрытия военных расходов, оцениваемых в 400-500 млрд. грн. Ожидается, что новые ставки налогов заработают не раньше сентября 2024 года.
Повышение налогов является частью обязательств Украины перед международными партнерами в рамках плана Ukraine Facility, который может обеспечить финансирование в 3 млрд. долларов от ЕС, США и МВФ. Это особенно важно, учитывая прогнозируемое уменьшение международной финпомощи Украины в 2025 году, отмечает Милованов. Параллельно планируется реформа налоговых и таможенных органов для ограничения их вмешательства в деятельность бизнеса и восстановления доверия налогоплательщиков.
Украина стоит перед сложным выбором между необходимостью увеличения поступлений в бюджет и риском чрезмерного налогового бремени на экономику, которая все еще восстанавливается от последствий войны. Альтернативой повышению налогов является эмиссия гривны, но это рассматривается как крайняя мера из-за риска ускорения инфляции и девальвации гривни.
Бизнес продемонстрировал высокую адаптивность и будет продолжать работу. В структуре движителей экономической динамики вероятно уменьшение доли внутреннего потребления и усиление экспортного фактора, расходов сектора государственного управления посредством военных закупок и инвестиций на восстановление. Это повлияет на изменения в экономике – увеличение доли ОПК, производства стройматериалов и строительства. Розничный сегмент и сфера услуг могут сократиться, прогнозирует Ярослав Жалило. Этому будет способствовать и распределение ресурсов между секторами: энергетических и человеческих.
Наибольшим препятствием для ведения бизнеса в Украине остается физическая опасность, констатирует Оксана Кузяков. Однако, как ни странно, на фоне опасности ухудшения деловых настроений не наблюдается. Бизнес, очевидно, адаптировался к рискам войны.
Лучше всего чувствует себя средний бизнес и большой. Малому и микробизнесу приходится труднее, но и здесь есть положительные ожидания.
Что будет с валютными ограничениями и поступлениями валюты в Украину?
В НБУ отмечают, что валютная либерализация остается одним из приоритетов регулятора. Внедрение валютных ограничений и фиксация обменного курса в начале полномасштабной войны были важными решениями, которые позволили предотвратить панику и сохранить бесперебойную работу финансовой системы. В то же время такие мероприятия эффективны на коротком промежутке времени. Именно поэтому НБУ постоянно отмечал, что эти решения временные.
В прошлом году вместе с экспертами МВФ была разработана Стратегия смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращение к инфляционному таргетированию .
Стратегия содержит Дорожную карту смягчения ограничений, состоящую из трех этапов. Сейчас большинство шагов первого этапа смягчения ограничений выполнено: множественность курсов – минимизировано, возможности для торговых операций бизнеса – увеличены, возможность погашать новые кредиты и частично репатриировать новые дивиденды обеспечено. В то же время, некоторые операции можно осуществлять только в пределах лимитов. Следовательно, реализация первого этапа еще продолжается.
Параллельно начата реализация второго этапа валютной либерализации. В частности, регулятор предусмотрел возможности для бизнеса частично обслуживать «старые» кредиты, полученные от нерезидентов, а также переводить средства за границу по лизингу/аренде.
В НБУ отмечают, что дальнейшие либерализационные шаги будут учитывать этапность, определенную Дорожной картой смягчения валютных ограничений.
По мнению Ярослава Жалила, запущенный НБУ тренд валютной либерализации остановить достаточно тяжело, поскольку он завязан на обязательства перед МВФ. Улучшение ситуации с внешними поступлениями позволит поддерживать нужный уровень интервенций для стабилизации курса даже в условиях повышения спроса на валюту из-за либерализации.
Валютные поступления в Украину в обозримой перспективе ожидаются нестабильными, но с положительными краткосрочными прогнозами, констатирует Тимофей Милованов. После резкого падения объема иностранной помощи до 20 млн долларов в мае 2024 года, что стало самым низким показателем с начала полномасштабного вторжения, ситуация существенно улучшилась. Поступление в Украину транша от ЕС в размере 1,9 млрд евро и ожидания в ближайшее время 2,2 млрд долларов от МВФ должны временно стабилизировать финансовое положение страны.
Однако общая картина остается сложной. Потребность Украины во внешнем финансировании на 2024 год составляет 38 млрд. долларов, из которых по состоянию на конец мая было получено лишь 11,8 млрд. Это указывает на необходимость постоянной и существенной поддержки от международных партнеров.
Поступление международной помощи остается ключевым фактором, на котором держится макроэкономическая стабильность, говорит Виталий Ваврищук. После одобрения пакета помощи от США можно ожидать, что Украина получит необходимые ресурсы, которые позволят НБУ увеличить резервы и позволят полностью нивелировать риски на валютном рынке.
Ярослав Жалило констатирует, что финансирование дефицита поступлениями от партнеров в текущем году обеспечено. Благодаря решениям по использованию доходов от арестованных российских активов формируется финансовая подушка и на 2025 год. Зато средства от работников продолжат тренд на уменьшение из-за выезда за границу семей, которые были получателями. Теперь приток по этой статье содержится благодаря поступлению волонтерской помощи, она тоже вряд ли будет расти. Наверное, уменьшится отток средств на оплату расходов с карточных счетов украинцев за рубежом – уточнение целесообразности социальных выплат и уменьшение возможностей работать дистанционно за рубежом. Хотя можно предположить увеличение перечислений семьям со стороны военнослужащих, численность которых и доходы увеличиваются.
В НБУ отмечают, что ситуация с внешним финансированием пока выглядит существенно лучше по сравнению с апрелем, в частности, учитывая успешный четвертый пересмотр программы с МВФ и утверждение политического заявления стран G7 о выделении Украине 50 млрд евро под залог обездвиженных активов РФ.
Подписание кредитного соглашения к Ukraine Facility позволит привлечь в 2024-2027 годах до 27 млрд евро для поддержки государственного бюджета из общего объема в 50 млрд евро этого инструмента ЕС.
НБУ ожидает, что в целом в текущем году Украина получит около 38 млрд долларов от международных партнеров. По состоянию на 24 июня получено около 11,9 млрд. долларов. Международные резервы по итогам 2024 года прогнозируются на уровне 42-43 млрд долларов.
Международная финансовая помощь Украине, млрд долл.
нужен из-за дополнительных расходов на оборону. Однако в случае положительного развития ситуации в экономике это можно будет сделать, удержав установленный размер дефицита бюджета, который по итогам года еще может быть недовыполнен.
Что будет с реальным сектором
Пока неплохие показатели демонстрирует агросектор, констатирует Жалило. В то же время, удорожание и усложнение доступа к энергии может привести к уменьшению производства в осенне-зимний период – в животноводстве, тепличном хозяйстве и т.д. Будет расти строительство, производство в ОПК и сопутствующих секторах для нужд Сил обороны. Энергоемкие сектора – металлургия, химия – окажутся в сложном положении. Однако их производство уже сильно упало из-за влияния войны.
Два месяца подряд наблюдается определенное оживление в области производства строительных материалов, говорит Оксана Кузяков. Дальнейшая тенденция будет зависеть от политики государства и коммунальных властей на местах. Пока речь не идет об инвестиционном строительстве, а прежде всего — о восстановлении за государственные средства.
Неплохо чувствует себя текстильная отрасль.
Можно ожидать, что в дальнейшем будут приоритетно развиваться отрасли, ориентированные на внутренний спрос, например пищевая промышленность.
>
Вместе с тем неопределенность из-за ситуации в энергетике продолжит негативно влиять на бизнес. Больше всего будет страдать средний бизнес.
Ожидается, что в Украине значительный рост и диверсификация военного производства, прогнозирует Милованов. Планируются существенные инвестиции в отрасль: в 2024 году Украина намерена потратить около 1,4 млрд долларов на приобретение и разработку оружия внутри страны, что в 20 раз превышает довоенные показатели. Финансирование исследований и разработок вырастет в 8 раз — до 1,3 миллиарда долларов. Ожидается расширение сотрудничества с международными партнерами. Уже создано пять совместных оборонных предприятий с западными оружейными производителями, и планируется увеличить это количество до десятков. Такие компании, как Rheinmetall и Baykar, строят заводы в Украине, а другие западные производители рассматривают подобные соглашения. Это будет способствовать трансферу технологий и модернизации производства.
Украина стремится не только увеличить объем производства, но и освоить новые типы вооружений, в частности, боеприпасы стандартов НАТО. Хотя есть определенные ограничения, связанные с доступом к сырью и технологиям, эксперты прогнозируют потенциальный бум внутреннего производства оружия. В перспективе это может превратить Украину в важного поставщика вооружений для стран НАТО, особенно учитывая уникальный боевой опыт, полученный во время войны.
Экспорт товаров в 2024 году несколько выше прогноза благодаря большим объемам отгрузок зерновых и масла в условиях высокого спроса со стороны Китая и Индии. Ожидается, что в 2024 году экспорт товаров вырастет на 16% до 40,2 млрд долларов, прежде всего, благодаря увеличению поставок руды и металлов на фоне отладки логистических путей.
Импорт товаров, как и экспорт, превысил ожидаемые значения прежде всего из-за высшего Спрос на продукцию машиностроения. Среди других причин это было обусловлено обстрелами энергетической инфраструктуры. Ожидается, что в 2024 году импорт товаров вырастет на 8% до 68,3 млрд. долларов. Такой рост произойдет по широкой номенклатуре товаров в результате повышения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Что будет с инвестициями и страхованием военных рисков Украина активно работает над созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Ключевым инструментом в этом направлении является Ukraine Investment Framework в рамках программы Ukraine Facility от ЕС с бюджетом 9,3 млрд. евро. Эта инициатива демонстрирует серьезность намерений страны по привлечению иностранного капитала, говорит Милованов.
Ожидается, что в ближайшее время будут внедрены новые механизмы поддержки инвесторов, включая гранты, понижение процентных ставок и специальные программы для критической инфраструктуры и деоккупированных регионов. Особое внимание будет уделяться проектному финансированию, поддержке стартапов и расширению возможностей для средних по размеру инвестиционных проектов. Несмотря на текущие вызовы, связанные с войной, перспективы привлечения иностранных инвестиций в Украину выглядят обнадеживающе.
Динамика прямых иностранных инвестиций будет существенно зависеть от ситуации безопасности в Украине, констатирует Ярослав Жалило. Однако заинтересованность инвесторов будет расти, и прежде всего – в оборонной промышленности, проектах восстановления, энергетическом машиностроении, производстве. Потенциально интересны для инвестирования — хранение и переработка агросырья.
Дальнейшее развитие страхования возможно путем расширения международных программ страхования. Возможности Экспортно-кредитного агентства по страхованию военных рисков инвесторов в текущем году ограничены бюджетным финансированием агентства.
Что будет с банками, кредитами, депозитами и ОВГЗ
Устойчивая доходность способствует наращиванию капитала банками. Ключевые свойственные банковской деятельности риски остаются умеренными, а запас капитала и ликвидности гарантируют непрерывность работы банковской системы даже в условиях затяжной войны. Кредитование не прекращалось с первых дней войны, и в последний год кредитный портфель растет. Условия кредитования улучшаются, в том числе дешевеют ссуды: за год ставка по новым кредитам бизнеса снизилась почти на 4 в. п. – до около 16%. Улучшается качество кредитного портфеля.
Банки ожидают роста объемов кредитования бизнеса и населения в течение следующих 12 месяцев и прогнозируют повышение качества кредитного портфеля. Несмотря на положительные тенденции, банки еще полноценно не приспособили кредитование к условиям военной экономики. В то же время спрос на кредиты подавлен, поскольку из-за более высокой интенсивности боевых действий, разрушения энергетической инфраструктуры и нехватки кадров ожидания бизнеса ухудшились.
Значительная потребность во внутренних заимствованиях будет сохраняться, а проинфляционные тренды будут побуждать НБУ и дальше поддерживать пирамиду депозитных сертификатов, уверен Жалило. Это обеспечит хороший уровень доходов банковской системы, но сохранит низкую заинтересованность банков в кредитовании экономики. Попытки НБУ ограничить масштаб программы «5-7-9» могут оказаться удачными, однако синхронного увеличения рыночного кредитования ожидать не стоит.
Принимая июньское решение о снижении учетной ставки на 0,5 п.п. до 13% НБУ учел, что номинальные ставки банков по депозитам также продолжат снижаться. Регулятор рассчитывает, что ставки по срочным гривневым депозитам и ОВГЗ будут и дальше перекрывать инфляцию. Следовательно, население сможет защитить свои сбережения от инфляционного обесценения.
В свете возможного ускорения инфляции НБУ вряд ли пойдет на заметное понижение учетной ставки, отмечает Жалило. Это будет удерживать достаточно высокие ставки доходности по ценным бумагам, а также высокую стоимость кредитов, что может сдержать тренд снижения депозитных процентов.
Виталий Ваврищук ожидает, что до конца года НБУ пересмотрит учетную ставку до 11 ,5–12%. Доходность ОВГЗ также отреагирует и может стать ниже 14% по годовым бумагам в конце года.
Что будет с государственным долгом и выплатами по нему
Украина стоит перед сложной задачей реструктуризации внешнего долга в 20 млрд долларов. Действующее соглашение о приостановлении выплат по долгу истекает в августе 2024-го, и без новой договоренности страна рискует оказаться на грани дефолта, констатирует Тимофей Милованов. Ситуация усложняется необходимостью балансировать между требованиями МВФ по реструктуризации долга и сохранением доступа к международным рынкам капитала. Двусторонние союзники, включая G7, оказывают значительную финансовую поддержку, но не желают, чтобы эти средства использовались для выплаты долгов частным кредиторам.
Будущее госдолга будет зависеть от результатов переговоров с кредиторами, дальнейшей международной поддержки и способности страны восстановить экономику в условиях продолжающегося конфликта. Эта ситуация будет иметь долгосрочные последствия для финансовой репутации Украины и ее способности привлекать инвестиции в будущем. Владельцы облигаций, однако, оптимистично настроены по поводу финансовой стабилизации в Украине, ссылаясь на увеличение иностранной помощи и рекордно высокие валютные резервы.
Как планируют финансировать дефицит госбюджета, млрд грн
Источник: Госказначейство, расчеты НБУ (Серая заливка – внешние привлечения, грантовые средства и другое финансирование)
Что будет с экономическими реформами и как это повлияет на каждого украинца
Экономические реформы в Украине будут продолжаться по нескольким ключевым направлениям, ожидает Милованов. В сфере управления госсобственностью необходимо значительное сокращение количества государственных предприятий — с более чем 3 тысячи до примерно 100 — из-за приватизации и ликвидации. На стратегических госпредприятиях будут внедряться принципы корпоративного управления по стандартам ОЭСР, включая создание независимых наблюдательных советов.
Развитие предпринимательства предполагает расширение финансовой поддержки бизнеса через программы микрогрантов и «Доступные кредиты 5-7-9%». Планируется обеспечить доступ украинских предпринимателей к европейским инструментам поддержки бизнеса и продолжить цифровизацию административных услуг. На рынке труда ожидается запуск полноценной системы компенсаций работодателям за трудоустройство уязвимых категорий населения с целью трудоустройства 60 тысяч человек.
В сфере публичных закупок продолжится гармонизация законодательства с требованиями ЕС и развитие системы электронных закупок. Реформа правовой охраны интеллектуальной собственности предполагает дальнейшую адаптацию законодательства к стандартам ЕС, перезагрузку работы Национального органа интеллектуальной собственности и запуск новых механизмов регулирования в сфере авторского права.
Украинцы показывают высокую адаптивность к вызовам войны. Поэтому ухудшение потребительских настроений и ожиданий не должно быть значительным, надеется Ярослав Жалило. Как это уже было год назад, «дно» ожиданий может прийтись на сентябрь-октябрь. Реальные доходы большинства населения не растут, а покупательная способность будет в стагнации. Это может ухудшить качество жизни многих рядовых украинцев. Впрочем, надлежащее функционирование системы выплат бюджетникам и социальных выплат, а также «различие» по экономике денежных выплат военным будет ограничивать негативные тренды в благосостоянии.
При подготовке материала использованы публичные прогнозы Центра экономической стратегии, а также эксклюзивные комментарии экспертов Национального банка, заместителя директора Национального института стратегических исследований Ярослава Жалила, президента Киевской школы экономики, экс-министра развития экономики Тимофея Милованова, исполнительного директора, руководителя Центра исследований современного общества Института экономических исследований и политических консультаций Оксаны Кузяков, главы департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталия Ваврищука.