Политическое представление Орбана и Путина из-за нефти и санкции провалилось (фото: Getty Images) Автор: Юрий Дощатов

< b id="docs-internal-guid-a8dbf232-7fff-27e4-1d8a-1fecdf62fa2f">Почему Москва и Будапешт только сейчас испугались украинских санкций в отношении "Лукойла", хотя они действуют уже больше года. Насколько реальны и страшны угрозы Венгрии для Украины и чем угодничество Путину опасно для Орбана. Подробнее – в материале спецкора РБК-Украина Юрия Дощатова.

Содержание

  • Почему новые санкции Украины не влияют на транзит нефти
  • Как «Лукойл» обходит санкции Украины
  • Почему транзит нефти продолжается, несмотря на санкции ЕС
  • Насколько реальны угрозы Будапешта в адрес Киева
  • В чем причина скандала с транзитом

Во второй половине июля начался скандал по поводу украинских санкций в отношении российского «Лукойла». Нефть этой компании, как и других российских поставщиков идет транзитом на переработку в Венгрию и составляет около половины всех поставок российской нефти через Украину. Остальные – для Словакии, где расположен НПЗ венгерской компании MOL.

О проблемах с транзитом первым сообщил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто после встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. «Сейчас в Украине сложилась правовая ситуация, на основании которой «Лукойл» пока не поставляет продукцию в Венгрию», — процитировало Сийярто 18 июля агентство Bloomberg.

Причиной проблем со снабжением были названы санкции, введенные Украиной в отношении «Лукойла» в конце июня указом Владимира Зеленского по решению СНБО. Ими предусмотрен запрет на транзит нефти «Лукойла» по нефтепроводу «Дружба».

Интересно, что заявление о проблемах с поставкой нефти было сделано почти через три недели после вступления в силу санкций, которые действительно предусматривают ограничение или запрет на транзит для компании «ЛУКойл». И – по итогам встречи с главой МИД РФ.

Почему новые санкции Украины не повлияли на транзит нефти

Первые санкции в отношении «Лукойла» были введены еще в 2018 году и у них не было никаких ограничений транзита. Первые транзитные санкции появились 1 июля 2023 года. Они касались не основной компании — ПАО «Лукойл», а некоторых входящих в его состав компаний, например, «Лукойл-Волгограднефтепереработка», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и др. Но эффективность этих мер была практически нулевой – эти компании не работали с Украиной.

Транзит нефти через Украину в Венгрию и Словакию в последний год шел без сбоев и в соответствии с 10-летним контрактом, подписанным «Укртранснефтью» и российской «Транснефтью».

 Буря в стакане. Зачем Путин и Орбан устроили политический спектакль из-за нефти и санкции

>Нефтепровод «Дружба» (фото: Getty Images)

Через Украину ежегодно транзитом проходит около 12-13 млн тонн нефти. Около 5 млн тонн из них получает Венгрия, для которой этот объем составляет почти 70% от импорта. Доход российской «Транснефти» от поставок нефти в Европу через Украину, по информации Bloomberg, составляет 6 млрд долларов в год.

В июле перечень ограничений был откорректирован – запрет на транзит нефти был распространен и на центральную компанию – ПАО «ЛУКойл». До сих пор такие ограничения не применялись, чтобы дать возможность соседним европейским странам продолжать получать необходимое сырье, пока они не найдут альтернативных источников поставки.

Но с конца прошлого года Венгрия начала активно вставлять Украине «палки в колеса», блокируя финансовую помощь, что и заставило Киев прибегнуть к ответным мерам. Следует напомнить, что намеки от украинской стороны о возможности прекращения транзита нефти Будапешт получал еще с 2022 года. Впервые об этом публично заявила Лана Зеркаль, которая в то время была советницей министра энергетики Украины. Ее слова вызвали серьезную обеспокоенность Будапешта. Однако до последнего времени Киев не решался предпринимать резкие шаги в отношении соседей, политика которых мешала получать поддержку Запада для борьбы с агрессором.

Но этим летом Украине надоело терпеть проделки венгерского премьера Орбана, и было решено расширить санкции таким образом, чтобы они затронули Будапешт. Источники издания, знакомые с процессом принятия решения, подтвердили, что ограничение транзита было шагом Киева в ответ на поведение Будапешта, в частности, на попытки блокировать военную помощь. Правда, официально в ОП заявили, что санкции в отношении «Лукойла» никоим образом не следует рассматривать как инструмент против Венгрии. Так сказал глава ОП Андрей Ермак в интервью «Европейской правде».

На первый взгляд, запрет на транзит нефти выглядит достаточно резким шагом, но на самом деле он сделан достаточно аккуратно и фактически не повлиял на процесс поставки российской нефти. Она как шла, так и идет по украинской ветке нефтепровода «Дружба». Правда, в июле объем поставок на несколько дней немного снизился – это было связано с «некоторыми технологическими моментами», сказал собеседник в отрасли. Таким образом, это санкционное решение можно рассматривать не как экономический шаг, а как достаточно четкий упреждающий политический сигнал Будапешта.

Как «Лукойл» обходит санкции Украины

У «Укртранснефти» нет никаких контрактов с отдельными нефтедобывающими компаниями РФ. Она предоставляет услугу по транзиту нефти, поставляемую «Транснефть» независимо от продавца. «В свою очередь, «Транснефть» заключает контракты на транспортные услуги с «Лукойлом», «Роснефтью», «Сургутнефтегаз» и другими. То есть «Укртранснефть» не имеет никаких правовых отношений с российскими нефтедобывающими компаниями», — сказал в комментарии РБК-Украина директор энергетических программ «Центра Разумкова» Владимир Омельченко.

Единственное неудобство, возникшее для россиян от новых санкций – для чистоты юридических условий процесса «Лукойла» сейчас приходится переоформлять нефть на трейдеров, среди которых Litasco SA – международная маркетинговая и торговая компания, основанная самим «Лукойлом» в Швейцарии в 2000 году. Фактически можно считать, что «ЛУКойл» использует инструмент обхода санкций.

Скрин с сайта Linkedin

Litasco SA работает не только не только в Европе, но и в США. Санкции в отношении нее не были введены ни в одной стране, в том числе и в Украине. То есть «Лукойл» сейчас формально не владеет транзитной нефтью и реальными препятствиями для ее прохода в Венгрию через Украину нет. Это подтверждают в Министерстве энергетики Украины.

«Санкции СНБО касаются только коммерческой деятельности компании «ЛУКойл» на территории Украины и не препятствуют санкционному исключению, установленному для Венгрии и Словакии (на транзит нефти по трубопроводному транспорту)», — заявила замминистра энергетики Светлана Гринчук.

< strong>Почему транзит нефти продолжается, несмотря на санкции ЕС

Нефтяные санкции в отношении российской нефти были введены в ЕС в конце 2022 года. Тогда запретили снабжение нефти морским путем, а получать сырье из РФ трубопроводным транспортом, в виде исключения, разрешили Венгрии, Словакии и Чехии. Они более полугода блокировали введение санкций, требуя сохранить поставки.

Выторговать льготы этим странам удалось. Чехии дали право получать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба» до июня 2024 года, а Венгрии и Словакии – до конца 2024 года. Чехия уже практически прекратила получать нефть через Украину, заменив маршрут поставки трубопровода «Adria», которым управляет хорватская компания Janaf. В Венгрию и Словакию транзит через Украину должен прекратиться с 2025 года. И пока никаких подтверждений того, что льготный период планируют продлить, РБК-Украина найти не удалось.

После громких заявлений о якобы прекращении поставок нефти, Венгрия и Словакия, которой в случае реального отсутствия нефти придется снижать производство нефтепродуктов на НПЗ в Братиславе, пожаловались Европейской комиссии. Но их жалобы по существу были отвергнуты.

 Буря в стакане. Зачем Путин и Орбан устроили политический спектакль из-за нефти и санкции Премьер-министры Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо (фото: Getty Images)

Будапешту и Братиславе ответили, что украинские санкции никак не влияют на транзит нефти, если ее владельцем не является «ЛУКойл». К тому же в ЕК напомнили обеим странам, что они должны были найти альтернативные поставки сырья, приведя пример Чехии. Но в этом направлении они практически ничего не сделали. В ответ Сиярто заявил, что Хорватия не является надежным поставщиком, чем вызвал негодование Загреба.

Какими будут дальнейшие действия Венгрии и Словакии, предположить трудно. Однако ясно, что эти страны очень заинтересованы в поставках российской нефти. В первую очередь потому, что РФ дает настолько большие политические скидки, что закупка нефти остается выгодной даже после повышения Украиной почти вдвое тарифа на транзит нефти в апреле прошлого года.

Насколько реальны угрозы Будапешта в адрес Киева< /strong>

Пока Венгрия решила перейти к угрозам. Будапешт пообещал блокировать выделение Украине 6,5 млрд евро из Фонда мира на оружие и боеприпасы, пока Киев снова не позволит транзит нефти. Но по факту транзит идет, поэтому основания для такой блокады не совсем ясны. Тем более, Венгрия блокировала эту помощь и до того, как началась история с «Лукойлом».

Кроме того, Венгрия уже намекнула, что может прекратить экспорт электроэнергии. Но это совершенно нереально, сказали несколько источников на энергорынке. «Прежде всего, поставка электроэнергии – это не решение какой-то отдельной страны, а решение европейской сети операторов ENTSO-E. И в этом вопросе позиция отдельной страны не может изменить ситуацию со снабжением электроэнергией», – сказал один из собеседников. Но даже если предположить, что на линии с Венгрией неожиданно возникнут какие-то технические неполадки, то поставки все равно будут идти по другим маршрутам (Словакия, Румыния, Польша).

Еще один шаг, который Венгрия может сделать «на месть» – ограничить поставки нефтепродуктов. Но, во-первых, это маловероятно, во-вторых абсолютно безопасно для Украины, считает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. «Я считаю, что (ограничение поставок нефтепродуктов, – ред.) будет ничем иным как блефом. Мы покупаем у них топливо по рыночным ценам, а иногда даже и повыше. Для венгров это хорошие деньги. А если даже и будут какие-то ограничения поставок, то мы легко сможем их заместить», – сказал он в комментарии РБК-Украина.

По данным А-95, за 7 месяцев текущего года поставка дизеля из Венгрии и Словакии составила всего 7% от общего импорта. «Для нас это не составляет никакого труда — заместить эти объемы. Контракт с Венгрией достаточно дорог, поэтому мы не почувствуем дискомфорта ни в цене, ни в объемах», — сказал Куюн. Он также отметил, что Венгрии выгодно будет поставлять Украине дизель, даже если их НПЗ переориентируются на поставки нефти через Хорватию.

Третьим шагом может стать ограничение поставок газа. Но Украина уже вторую зиму намерена пройти без импорта. А если закупки и придется производить, то объемы будут незначительными (по оценкам экспертов, до 1 млрд. кубометров). В этом случае Венгрия, которая до сих пор не была основным направлением для поставки газа в Украину, будет не столь важна, как Словакия, через которую шла большая часть импорта.

Со Словакией, кстати, ведется «конструктивный» диалог, в том числе и по транзиту нефти. Именно так охарактеризовал результат нескольких телефонных переговоров с Робертом Фицо украинский премьер Денис Шмигаль. Он заверил словацкого коллегу, что Украина остается надежным транзитером для всех стран, которые ценят свободу и верховенство права. Таким же надежным партнером Украина считает и Словакию, и не ждет от нее «шантажа или угроз».

Информации о переговорах с Венгрией пока нет. Но в последние дни Будапешт не поднимает тему транзита.

В чем причина скандала с транзитом

Владимир Омельченко из Центра Разумкова считает, что весь скандал с транзитом нефти был раздут с подачи Кремля, чтобы создать мнимый конфликт и таким образом оправдать блокаду военной помощи Украине. «Думаю, что Путин с Орбаном разыграли такую ​​театральную постановку именно для этого», – сказал он в комментарии изданию.

Однако в результате Венгрия может с помощью РФ остаться в абсолютном проигрыше. В Евросоюзе, похоже, терпение уже прервалось – там больше не намерены мириться с проделками Будапешта. Последней каплей стало решение Венгрии упростить условия въезда для граждан России и Белоруссии для тех, кто планирует работать в Венгрии. В Европарламенте уже требовали за это исключить страну из Шенгенской зоны.

В настоящее время Орбан немного успокоился. Тем не менее, нет никаких гарантий, что через некоторое время Будапешт не вернется к теме транзита нефти, поскольку возможность ее поставки через Украину прекратится в конце 2024 года. Пока никаких договоренностей по альтернативным путям поставок у Будапешта нет, а альтернативой может быть только Хорватия, с которой отношения уже испорчены. Таким образом, Орбану придется добиваться продолжения права получать нефть по трубе через Украину, что в нынешних условиях выглядит практически нереальным.

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 15 августа 2024