Денис Малюска, Денис Шмигаль (фото: Почему нужно перезапустить Бюро экономической безопасности уже через три года после старта, что не так с правительственным законопроектом по реформе БЭБ и какую альтернативу предлагают на рассмотрение, – в материале журналистки РБК-Украина Юлии Акимовой.

При подготовке материала использовались комментарии пресс-службы БЭБ, народного депутата Ярослава Железняка, пресс-службы Европейской бизнес-ассоциации, собеседников РБК-Украина, а также информация из открытых источников.

>

В 2014 году Украина, взяв курс на евроинтеграцию, обязалась провести несколько ключевых реформ. Одна из них касалась борьбы с коррупцией, поэтому была создана НАБУ, НАПК, Антикоррупционный суд, а впоследствии и САП. Еще одна реформа проходила параллельно первой и касалась создания благоприятного инвестиционного климата.

Для этого необходимо было сделать так, чтобы бизнес – как украинский, так и зарубежный, не испытывал давления со стороны государства. И если антикоррупционные органы, пусть и со скандалами, создали в течение года после Революции, то с ведомствами, которые должны улучшить сотрудничество бизнеса с властями, тянулись довольно долго.

Бюро экономической безопасности было запущено в 2021 году, когда стало очевидным, что НАБУ, НАПК и САП с ВАКС не способны единолично решить проблему давления на бизнес. Предприниматели постоянно жаловались на другие правоохранительные органы, обвиняя их в неправомерных действиях и шантаже.

Совет даже проголосовал за ряд законопроектов, назвавших «маски-шоу стоп». В конце концов, за создание органа, способного взять на себя борьбу с экономическими преступлениями, выступили западные партнеры Украины, включая Международный валютный фонд.

Ожидалось, что БЭБ станет альтернативой Налоговой милиции, которая, как и многие правоохранительные органы, дискредитировала себя. Однако сегодня, спустя три года после открытия Бюро, бизнес заявляет, что БЭБ не решило проблему давления и орган нужно реформировать или «перезапустить».

После многочисленных встреч с предпринимателями в Офисе президента также заявили о необходимости реформирования БЭБ, после чего в Кабмине вышли с законопроектом о реформе Бюро. Попав в руки народных депутатов, он был раскритикован некоторыми из них. Против правительственного проекта выступили разные бизнес-ассоциации, а доработать его предложили послы G7.

Новая налоговая

Первоначально Бюро экономической безопасности предполагалось как крупный аналитический центр, который, скорее всего, должен расследовать дела без стандартной атрибутики следственных органов — обысков, допросов и вещдоков. Львиная доля расследования должна была ограничиваться аналитическими процессами – анализом различных баз, поиском информации, работой с банковскими системами. Изучив всю «теорию» и подготовив необходимую фабулу, детективы БЭБ, как это предполагалось, должны были отдавать в руки государственного обвинителя практически готовый приговор нерадивому бизнесмену.

На самом деле этого не произошло. Несмотря на еженедельные отчеты о том, сколько бюджетных денег удалось сохранить или вернуть в государственную казну, у БЭБ недостаточно высок процент раскрытия дел и доведение их до суда. По состоянию на лето 2023 года из 2 тысяч открытых уголовных производств только 54 было передано в суд.

Кроме того, Бюро страдает финансовыми проблемами и кадровым кризисом. Сначала ведомство возглавил бывший начальник налоговой полиции и руководитель ГФС Вадим Мельник. Его кандидатуру критиковали бизнес-ассоциации, отмечая, что БЭБ должно было заменить «налоговиков», а не стать под их управление. В апреле 2023 года Кабмин уволил Мельника, временным руководителем Бюро стал Эдуард Федоров – бывший заместитель начальника Киевской таможни и председатель Управления СБУ в Сумской области. Его заместителем стал Виталий Гагач – прокурор из Запорожья.

 Перезагрузка "налоговой полиции". Зачем нужна реформа БЭБ и что не так/что> </p>
</p>
<p dir=Вадим Мельник (фото: Getty Images)

Федоров с Гагачем проработали всего три месяца. Сначала они оба ушли в отпуск, а затем подали в отставку. С того момента до сих пор Бюро руководит Андрей Пащук – при Федорове он был его заместителем. В интервью Forbes Пащук, в ответ на критику работы ведомства, заявил, что у БЭБ большие кадровые и финансовые проблемы. На 2024 год, по его словам, Бюро необходимо 4,5 млрд гривен.

«Это если мы говорим о полноценной укомплектации штата, включая региональные подразделения. Это 3000-3500 человек. А также о внедрении единой аналитической системы», — заявил Пащук.

В самом БЭБ отмечают, что доказали свою эффективность, а с разблокировкой вопроса о финансировании могут показать еще лучший результат.

«Простая статистика красноречива: в прошлом году возмещено в бюджет 2,2 млрд грн во всех уголовных производствах, из них 544 млн грн в завершенных уголовных производствах, объявлено о подозрении 507 человек, это почти в 10 раз больше, чем в 2022 году. 342 дела. направлены в суд, в 2022 – 29. В 2023 году БЭБ не допустило хищения 8,8 млрд грн госсредств», – отмечают в пресс-службе БЭБ в комментарии РБК-Украина.

На мнение экспертов, Бюро действительно заработало лучше, но не принципиально. Старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский, опираясь на оценки Института социальной и экономической трансформации, заявил, что после реформы БЭБ мог бы перекрывать крупные мошеннические схемы, пополняя государственную казну на 100-200 млрд гривен ежегодно.

«Доля тени на подакцизных товарах растет, конвертационные центры работают. Делаем выводы, что БЭБ не выполняет своих функций. Ключевая идея создания БЭБ заключалась в том, чтобы насквозь пропитанная патронажными сетями налоговая милиция была ликвидирована», — заявил Дубровский.

При этом, несмотря на кадровые и финансовые проблемы, о которых говорит руководство ВЭБ, Бюро «покушается» на крупные уголовные производства. В декабре 2023 года сотрудники ВЭБ провели обыски в компаниях известного бизнесмена Вадима Альперина, участвовавших в следственных действиях в отношении бывшего народного депутата Сергея Пашинского. Наиболее показательным в этой связи стал кейс олигарха Игоря Коломойского. Первыми подозрения ему вручили именно сотрудники БЭБ, буквально «перехватив» его у НАБУ. Собеседники РБК-Украина во власти отмечают, что Бюро была поставлена ​​задача «завязать» на себе олигарха.

«БЭБ — это с самого начала «проект» Олега Татарова (замглавы Офиса президента — ред.). Топ-менеджмент Бюро — это его креатура, он их контролирует», — отметил источник РБК-Украина во власти, пожелавший остаться неназванным.

Учитывая большой объем работы и ограниченный ресурс – как кадровый и финансовый, подобные «многотомные» кейсы, за которые берутся в БЭБ, выглядят как минимум странно. Особенно, если учесть тот факт, что Коломойского достаточно длительное время уже «разрабатывало» НАБУ.

В любом случае, точечные громкие дела, в которых проявляется БЭБ, не влияют на авторитет Бюро – его критикуют как бизнесмены, заявляя о том, что «маски-шоу» продолжаются, так и отдельные представители власти, отмечая, что «скелет» в Бюро – это те же «налоговики». В какой-то момент запрос на перезагрузку БЭБ достиг того критического предела, когда бездействие стало бы преступным.

Рестарт

Когда речь заходила о реформе БЭБ, критика касалась двух основных вещей – руководители Бюро назначаются не по конкурсу, а большинство следователей – бывшие сотрудники органов, улучшенным аналогом которых и планировало стать Бюро. Поэтому предполагалось, что в правительственном законопроекте о перезапуске БЭБ эти вещи будут учтены. И их действительно учли, но то, как они прописаны, вызвало удивление бизнеса и некоторых народных депутатов.

В конце января Кабмин внес в Раду законопроект о реформе БЭБ. В нем говорится, что на должность директора Бюро будет проводиться конкурс. Сама конкурсная комиссия должна состоять из шести членов – три украинских делегата и три международных. Формат похож на формирование Совещательной группы экспертов, избирающей судей Конституционного суда.

Переаттестация в проекте также учтена, но проходить ее сотрудники Бюро должны будут только через год после отмены военного положения. При этом те сотрудники, которых примут в Бюро уже после вступления закона в силу, не должны проходить переаттестацию. Сами сроки этой процедуры в законопроекте не зафиксированы.

 Перезагрузка "налоговой полиции". Зачем нужна реформа БЭБ и что не так с идеей власти

Советы)

К законопроекту после публикации возникло множество вопросов. Критика касалась преимущественно двух позиций – конкурсной комиссии и переаттестации. Кроме того, бизнес-ассоциации настаивают и на том, чтобы в БЭБ занимались аналитической работой, которая в законопроекте прописана недостаточно четко.

«Важно, чтобы в конкурсных комиссиях и в наблюдательном совете при отборе руководителя БЭБ были иностранные представители и представители институтов общественного общества. Важно, чтобы старые кадры прошли четко регламентированную процедуру переаттестации. экономическими преступлениями», – отметили в Европейской бизнес-ассоциации в комментарии РБК- Украина.

Раскритиковали проект и международники. 21 февраля в медиа опубликовали письмо от послов G7, отмечающих, что законопроект должен быть прозрачным. «Отмечаем, что принятие любого законопроекта без этих элементов окажет негативное влияние на фискальную стабильность страны и выполнение ею условий программы МВФ и евроинтеграции», — говорится в письме послов G7.

Через некоторое время в Раде были зарегистрированы и другие альтернативные законопроекты. Один из противников правительственного документа, народный депутат Ярослав Железняк, выступил со своим предложением. Согласно его проекту, в конкурсной комиссии большая часть голосов остается за международниками, переаттестация должна начаться через полтора года после избрания руководства, и эту процедуру должны пройти все кроме тех, кого уже выберут по конкурсу.

В БЭБ, комментируя ситуацию вокруг правительственного законопроекта, отметили, что послы G7 его не критиковали, а лишь указали, что в нем и так есть «в том или ином виде» – прозрачный конкурс, периодический аудит работы и переаттестация всех работников БЭБ. Но проект Кабмина в Бюро все же считают более «практичным».

«Кабминовский (проект, — ред.) более практичен для применения, ведь предусматривает обновление состава Бюро без блокирования его работы, которое фактически внедряет проект Железняка. Ведь невозможно одновременно эффективно работать и проводить переаттестацию, надо набирать новых работников по новым правилам, а существующих просеять , когда уже будет кому работать», – заявили в Бюро.

Железняк в ответ на это заявил, что БЭБ выгодно работать по правительственному законопроекту, потому что его якобы писали в Офисе президента. «Я вижу проблему с формированием комиссии, что там нет большинства голосов международников. Второе – они хотят провести перезагрузку через год после войны. Через год после войны уже давно Татарова, наверное, в стране и не будет. И, конечно, им нравится законопроект, по которому их оставляют на своих должностях. Это очевидно. А законопроект (речь о проекте Железянка, — ред.) как раз и предусматривается таким, который им не понравится, потому что мы хотим их уволить», – сказал Железняк в комментарии РБК-Украина.

Кабминовский проект активно продвигает министр юстиции Денис Малюска, защищая его на собрании Комитета по вопросам финансов. Но неожиданно перед самым пленарным заседанием Рады, которое состоялось 23 февраля, Малюска, находясь на заседании комитета, заявил, что проект Кабмина действительно недоработан, однако голосовать все равно предложил за него.

«( Малюська – ред.) пришел на комитет, говорит: «Оказывается, здесь такая проблема, международники не поддерживают, отметили проблемы, чтобы мы их решили, потом поддержат. Я сказал, что мы это уже сделали в своем законопроекте. Он говорит – нет» , давайте проголосуем за наш закон, а потом доработаем», – рассказал Железняк.

В пятницу, 23 февраля, нардепы не поддержали правительственный законопроект в первом чтении, отправив его на доработку. Торопит нардепов и президент Владимир Зеленский, который 26 февраля призвал их проголосовать за проект и запустить реформу БЭБ. Правда, какой именно законопроект он подразумевает – неясно.

«Очень хочется, чтобы закон был проголосован в ближайшее время. Все ждут. И очень важно, что все ждут в Украине», — сказал он во время форума-презентации Всеукраинской экономической платформы «Сделано в Украине».

Учитывая общественный интерес к реформе БЭБ и тот факт, что его перезагрузка важна для продления иностранной помощи Украине, не исключено , что в правительстве решат пойти на уступки и доработать их законопроект с учетом критики Еще один вариант – попытка «продавить» его без учета мнения бизнеса и международных партнеров. В этом случае вопрос снова затянется и «реформа БЭБ» возникнет в один ряд со множеством долгоиграющих «перезапусков» правоохранительных и других украинских ведомств.

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 27 февраля 2024