Фото: как работают лазерные фары на авто (audi-mediacenter.com) Автор: Константин Широкун
Ночью вероятность аварий выше, а последствия их тяжелее. Повысить безопасность могло бы лучшее освещение дороги, и конструкторы постоянно работают на этом. Однако одна из наиболее эффектных инноваций – лазерные фары – почему-то не находят широкого применения.
О том, чем так хороши лазерные фары и почему они не используются на массовых автомобилях, читайте в материале РБК-Украина.
При подготовке публикации были использованы материалы изданий Autobild и Avtocentre.
Если говорить о лазере как об источнике света, то он имеет принципиальные отличия от всех традиционных для автомобиля ламп. Из того, что будет полезно водителю – высокая интенсивность света. Лазерный источник света на порядок сложнее любой лампы. Имеет вид осоилвой конструкции из трех составляющих – рабочее тело (кристалл, газ или жидкость), источник энергии (накачка лазера) и система зеркал (оптический резонатор), которая смешивает рабочее тело продуцировать луч.
Лазерные фары – что это?
В каждой лазерной фаре устроена отдельная лазерная установка. И светится в ней не лампочка, а специально подобранное вещество, на которое влияют электрическим разрядом или другим видом энергии. Яркость лазерного света может в два раза превосходить яркость светодиодной либо ксеноновой фары. Следовательно, типичная лазерная фара бьет в длину на 600 метров.
Фары на основе лазеров греются меньше диодных, а срок службы – как у LED-оптики, а она, напомним, на сегодняшний день является рекордсменом долговечности. Еще одна особенность, которую можно записать в актив лазеров – эти фары могут быть маленькими в пересечении, что открывает новые возможности для дизайнеров. Да, в целом преимущества существенны. Но лазерные фары сложны, содержат специальные материалы и высокоточные элементы, и потому очень недешевы – на момент их появления на автомобилях стоили несколько тысяч долларов.
Почему лазерные фары не получают распространение
Лазерные источники света в фарах на товарных образцах машин появились десять лет назад почти одновременно на премиальных моделях Audi и BMW. Но с тех пор о распространении этой технологии на массовые машины ничего не слышно. Понятно, что поначалу дело было в высокой цене и технической сложности таких систем. Тем более что параллельно развивались светодиоды, которые становились более яркими и более дешевыми.
А потом сработал еще один фактор: конструкторы светодиодных систем создали матричную оптику. То есть фары, которые сами «видят» впереди встречную или попутную машину и вырезают (затемняют) ту часть своего луча, которая может ослепить ее водителя. То есть получается, что чуть ли не постоянно матричные LED-фары могут быть включены в режиме «дальнего».
Таким образом была решена вторая после дальнобойности проблема фар – ослепление встречных водителей. Ведь в теории несложно установить на машину прожектор с длиной луча хоть три километра. Но пользоваться им водитель сможет совсем нечасто, только когда впереди него на расстоянии этих трех километров не будет никакой другой машины – все водители, и встречные, и попутные, будут ослеплены. Преимущество матричных LED-фар здесь несомненно – при том что они тоже недешевы.
Кратко
Вышеупомянутые матричные LED-фары можно считать одним из важнейших автомобильных изобретений наших дней. Они существенно повышают безопасность движения в темное время суток, ведь постоянно включенный дальний свет дает водителю дополнительные несколько секунд для реагирования на препятствие впереди. Возможно, со временем что-то подобное придумают и для лазерных фар.
А пока большинство из нас пользуются обычными рефлекторными или линзовыми фарами, нам остается другой инструмент безопасности – снижение скорости движения к обеспечению тормозного пути не дольше, чем луч нашего «ближнего». Возможно, этот способ не так инновационный, как LED-матрицы и лазеры, однако он очень надежен.
Напомним, недавно РБК-Украина рассказывала о ТОП-5 резонансных авариях с электромобилями Tesla.