Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Украины Владимир Зеленский, президент Евросовета Шарль : Getty Images) Автор: Милан Лелич
О том, как далеко за время полномасштабной войны Украина продвинулась на пути евроинтеграции, какими будут ее последующие шаги на пути в ЕС, насколько долгим может оказаться этот путь и с какими проблемами столкнутся Брюссель и Киев. подробнее в материале РБК-Украина.
При подготовке материала использовались публичные заявления чиновников Украины и Евросоюза, официальные сайты ЕС, комментарий исполнительного директора Совета внешней политики» Украинская призма» Геннадия Максака.
Ровно два года назад, 28 февраля 2022 года, Украина официально подала заявку на вступление в Евросоюз. Тогда, на пятый день полномасштабной войны, евроинтеграция в целом не выглядела приоритетом номер один: еще не было полной уверенности в том, что Украина выстоит, на Киев двигалась огромная колонна российской техники, а сам город получил ракетный удар, Франция в тот же день эвакуировала из столицы во Львов свое посольство.
Но президент Владимир Зеленский именно этим и доказывал важность членства Украины в ЕС – Украина в эти дни защищает всю Европу от российских агрессоров. Тогда украинские власти напирали еще и на ускоренный процесс вступления в ЕС по какой-то «специальной процедуре», которую нужно было применить в связи с исключительными обстоятельствами, в которые попала страна.
Впрочем, в Брюсселе и других европейских столицах оперативно дали понять: одно дело – военная и финансовая помощь Украине, а вот принятие ее в европейский клуб – это совсем другое. И никаких исключений для Украины никто делать не будет, Киеву в любом случае придется пройти весь надлежащий потенциальному члену ЕС путь. Украины, а даже о режиме максимального содействия для воюющей страны. А сама заявка надолго останется без движения.
Например, скептически евроинтеграционные перспективы Украины оценивал французский президент Эммануэль Макрон, причем делал это публично. К скептикам относили и Германию с Нидерландами, среди стран, которые могли бы заблокировать предоставление Украине кандидатского статуса, называли и Австрию, и даже Данию со Швецией.
Но реальный евроинтеграционный процесс Украины не просто начался, а пошел на невероятной для самой Европы скорости – хоть и не так быстро, как поначалу хотели в Киеве.
Июньский прорыв
Переломный момент произошел в середине июня 2022 года, когда Киев посетила самая мощная на тот момент европейская делегация во время полномасштабной войны: Макрон, немецкий канцлер Олаф Шольц, премьер Италии Марио Драги и румынский президент Клаус Йоханнис.
Они привезли важную новость – Украина получит статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз. К тому времени Макрон уже радикально изменил свою позицию по этому вопросу, превратившись из скептика в лоббиста евроинтеграции Украины, удалось снять опасения Германии и других стран.
Впрочем, кандидатство Украине выдали в определенной степени авансом, Еврокомиссия добавила к нему семь требований, которые должен был выполнить Киев для дальнейшего прогресса: от судебной реформы до нового законодательства о медиа и национальных меньшинствах.
Украинские власти рапортовали о готовности выполнить требования в кратчайшие сроки, буквально через несколько месяцев. На практике этот процесс затянулся до конца 2023 года.
Последним препятствием на пути к кандидатству оставалась Венгрия и лично премьер Виктор Орбан, который придумывал новые и новые объяснения, почему Украине нельзя предоставлять этот статус. В результате, после планомерного и длительного давления на Орбана со стороны ряда его европейских коллег и лидеров самого Евросоюза, венгерский премьер сдался.
Руслан Стефанчук, Владимир Зеленский, Денис Шмигаль после подписания заявки на вступление в ЕС (фото: president.gov.ua)
>
Дипломатический маневр канцлера Шольца на решающем заседании Европейского совета 14 декабря – когда он предложил Орбану «сходить за кофе», тем самым «удалив» его из зала во время решающего голосования – точно войдет в современную политическую историю. В результате менее чем за два года Украина прошла путь от подачи заявки до обретения кандидатского статуса, на что не особо рассчитывали даже европейские симпатики Киева. Но впереди, очевидно, еще больший путь.
35 направлений
На данный момент Украина находится на этапе, предшествующем собственному началу переговоров о вступлении. Европейская комиссия сейчас готовит так называемую «переговорную рамку» и параллельно проводит «скрининг» (анализ) действующего украинского законодательства. Кстати, параллельность процессов для их ускорения – это нововведение, примененное специально в случае Украины, его по-своему и можно трактовать как спецпроцедуру, о которой говорилось два года назад.
Процесс вступления в Евросоюз гораздо более формализован, чем, например, вступления в НАТО. Только политического решения принять новую страну в случае с ЕС недостаточно – она должна адаптировать свое законодательство к праву Евросоюза, иначе на практике членство в ЕС просто не заработает.
Так, Украина должна провести работу сразу по 35 направлениям права (т.н. acquis communautaire), от судебной системы до рыбалки, от образования к внешней политике. По каждому из этих пунктов будут открываться и закрываться переговоры, когда ЕС сочтет, что все поставленные перед Украиной задачи по конкретному направлению уже выполнены. Собственно, переговорная рамка как раз и будет определять формат и темп этого процесса, в частности так называемые » бенчмарки» – результаты, которых нужно будет достичь Украине в изменениях своего законодательства.
Сначала речь шла о том, что переговорная рамка будет утверждена в середине марта, после чего должна пройти межправительственная конференция, де-факто это будет уже начало переговоров о вступлении в ЕС как таковых.
На прошлой неделе много шума наделало заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Она заявила, что переговорную рамку, вероятнее всего, утвердят не в марте, а уже летом после июньских выборов в Европарламент. По информации ряда СМИ, эти слова вызвали серьезное удивление в самом Евросоюзе, аналогичная реакция была и у собеседников РБК-Украина в Киеве.
Впрочем, через несколько дней, во время своего визита в столицу Украины 24 февраля, во вторую годовщину полномасштабного российского вторжения, фон дер Ляйен фактически денонсировала свое предварительное заявление, указав, что Еврокомиссия предложит переговорную рамку в положенные сроки, в середине марта.
>
Ориентир-2030
Собственно, процесс переговоров о вступлении в ЕС – напряженный, но очень бюрократический процесс, содержание которого не так просто будет донести до широкой аудитории, прежде всего в Украине. Единственные понятные «победы», которые смогут выгодно оказать власть – это успешное закрытие очередных глав acquis communautaire.
Однако для этого потребуется единодушное решение всех нынешних членов Евросоюза. Следовательно, у той же Венгрии будет постоянно проявляться право вето – всего за время переговорного процесса более семидесяти раз, предоставляя Виктору Орбану возможность снова и снова шантажировать как Киев, так и Брюссель.
Еще один важный нюанс – хотя в переговорах по вступлению по умолчанию принимают участие две стороны – Украина и сам Евросоюз, их нельзя назвать равноправными участниками. Поскольку Украина хочет присоединения к ЕС, ей в любом случае придется выполнять требования Брюсселя, иначе процесс автоматически остановится. Речь идет о тысячах правовых норм, причем выполнять нужно будет все условия ЕС, выбрать более «выгодные» и проигнорировать остальное не получится.
Очевидно, в ходе процесса будет регулярно возникать недовольство со стороны целых секторов национальной экономики, которым придется адаптироваться к новой, далеко не всегда более прибыльной правовой реальности. Впрочем, такой путь в свое время проходили все присоединявшиеся к Евросоюзу страны – общие выгоды от евроинтеграции в масштабах всей страны все равно превышают затраты.
Начало переговорного процесса приходится не на лучшее в плане политической конъюнктуры время. Главный дестабилизирующий фактор – безусловно, июньские выборы в Европарламент, которые могут принести Украине и самой Европе некоторые неприятные сюрпризы, например рост влияния ультраправых популистов, евро- и украиноскептиков.
После выборов начнется формирование нового состава Еврокомиссии, что также предполагает определенную турбулентность. Хотя на сегодняшний день шансы фон дер Ляйен сохранить свое кресло выглядят достаточно высокими, что для Украины однозначно является положительной новостью – действующая глава Еврокомиссии настроена абсолютно проукраински, причем, по словам общающихся с ней собеседников РБК-Украина, абсолютно искренне.
>
Еще один потенциально проблемный фактор – во втором полугодии 2024-го председательствовать в Совете ЕС будет, пожалуй, наименее удобен для нас его член, та же Венгрия, что позволит Орбану, как минимум, активнее влиять на общеевропейскую повестку дня.
Здание Еврокомиссии (фото: Getty Images)
По мнению исполнительного директора Совета внешней политики «Украинская призма», Геннадия Максака вполне реально, чтобы и утверждение переговорной рамки, и первая межправительственная конференция прошли уже в марте-апреле. Впрочем, говорит эксперт, риск того, что конференция будет оттягиваться и состоится уже после общеевропейских выборов.
Что касается самого переговорного процесса, то Максак видит серьезную потенциальную проблему в самой методологии оценки выполнения страной необходимых условий, которую обновили в 2020 году. «Новая методология так построена, чтобы не способствовать процессу переговоров, а наоборот, ставить определенные препятствия», – говорит эксперт. В частности, речь идет о, пожалуй, самом важном кластере acquis communautaire, так называемых «основах», включающих нормы, связанные с базовыми правами человека, правосудием, безопасностью и т.д.
Уточнить методологию, в частности, поставить исчерпывающие критерии выполнения Украиной нужных параметров (чтобы после проведения определенных реформ в этих сферах не оказалось, что на самом деле Брюссель хотел от Киева чего-либо другого) – одна из ключевых текущих задач Еврокомиссии в рамках подготовки переговорной рамки.
< В целом, кроме выполнения собственно "домашней задачи" по реформам, Украине для итогового успеха необходима будет и политическая воля в странах самого ЕС, чтобы они не затягивали нашу евроинтеграцию искусственным путем. Как считает Геннадий Максак, нельзя сказать, какая из этих двух составляющих – реформы в самой Украине и добрая воля в ЕС – может стать для нас большей проблемой.
«Я думаю, мы можем реально быстро имплементировать европейские нормы, но будут возникать и подводные камни, которые сразу для нас не будут видны. Кроме того, в процессе быстрой имплементации важно не потерять связь с нашим же обществом – с тем, что оно может что-то потерять в процессе, а ему об этом не сказали, например, это касается доступа к определенным рынкам», – считает эксперт.
Отраслевые протесты против новых норм и регуляций Евросоюза регулярно вспыхивают по всему ЕС даже в тех странах, которые входят туда десятилетиями. Что уж говорить о стране, которая только начнет процесс глобальной трансформации.
Нынешние акции протеста польских фермеров и блокирование ими границы с Украиной – это, возможно, только демо-версия того, что может ожидать Украины, когда начнется реальный переговорный процесс о вступлении в ЕС. А разные восточноевропейские политики-популисты еще и получат отличный повод для спекуляций: мол, после вступления Украины в ЕС предназначенные для условной Варшавы или Братиславы деньги пойдут в Киев. Собственно, венгерский Орбан этим аргументом уже активно пользуется.
Таким образом, путь к конечной цели Украины – полноценному членству в Евросоюзе – отнюдь не выглядит легким. И вряд ли будет скорым. Ранее в украинских властях озвучивали срок в два года, после которых страна будет готова к членству в ЕС. В последнее время такие однозначные прогнозы звучат уже реже.
А на европейской стороне в целом к любым конкретным срокам относятся максимально аккуратно – так президент Евросовета Шарль Мишель осторожно заявлял, что Украина может стать членом ЕС в 2030 году. , но только если «обе стороны выполнят свое домашнее задание».
Очевидно, как и в других аспектах украинской жизни, крайне важным фактором для евроинтеграции станет окончание войны (конечно, с учетом условий, на которых она состоится) . Мнение о том, что воюющую Украину нельзя брать в ЕС, в европейском медиапространстве звучит часто. Однако методическая адаптация украинского законодательства к европейскому – абсолютно посильная для власти задача даже в текущих условиях.