ТЦК и СП играют ключевую роль в обеспечении мобилизационной готовности страны (фото: facebook.com/CherkasyTCK) Автор: Ирина Костенко, Ольга Маджумдар
Эксперт : Сергей Савинский

Территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП) выполняют чрезвычайно важные функции в системе обороны Украины, однако нехватка информации об их полномочиях часто становится причиной недоразумений.

Об этом в комментарии РБК- Украина рассказал адвокат и советник Gracers Law Firm Сергей Савинский.

Содержание

  • Что регламентирует права и обязанности ТЦК и СП во время войны
  • Роль ТЦК и СП в процессе мобилизации в Украине
  • Какие меры имеют право осуществлять ТЦК и СП
  • Полномочия ТЦК и СП в Украине: полный перечень
  • Как можно уменьшить количество недоразумений между ТЦК и гражданами

Регламентирующее права и обязанности языки ТЦК и СП во время войны

Список полномочий ТЦК и СП был утвержден постановлением Кабинета министров №154 от 23 февраля 2022 года «Об утверждении Положения о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки».

Некоторые полномочия предусмотрены также:

    < li>постановлением КМУ №560 от 16 мая 2024 года «Об утверждении Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период»
  • законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации»
  • < /ul>

    «ТЦК и СП играют ключевую роль в обеспечении мобилизационной готовности страны. Их полномочия и функции урегулированы рядом нормативно-правовых актов… Однако из-за сложности законодательства многие граждане не в полной мере понимают функции ТЦК, что приводит к недоразумениям и проблемам при взаимодействии с этими учреждениями», — рассказал эксперт.

    Роль ТЦК и СП в процессе мобилизации в Украине

    По словам Савинского, основная функция ТЦК — не только набор и отправка военнослужащих на службу, но и широкий спектр социальной поддержки для военнообязанных, резервистов и их семей.

    «ТЦК фактически является «первой инстанцией» в вопросах мобилизации, ведения военного учета и предоставления информационной и социальной помощи», — отметил адвокат.

    Он уточнил, что с началом военной агрессии РФ против Украины, их значение существенно возросло, ведь теперь ТЦК отвечают не только за мобилизацию, но и за обеспечение эффективного взаимодействия между государством и гражданами в сфере обороноспособности. /h2>

    Согласно информации юриста, в целом ТЦК и СП имеют право на осуществление различных мер.

    Уведомление и призыв граждан (кроме военнообязанных и резервистов СБУ и разведывательных органов):

  • на военную службу по призыву лиц офицерского состава
  • на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период (причисленных к военному оперативному резерву)
  • на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (независимо от места их пребывания на военном учете)

«ТЦК организуют мероприятия по призыву на военную службу лиц офицерского состава, резервистов и граждан под время мобилизации Важно отметить, что призыв осуществляется независимо от места, где лицо находится на военном учете.

Проверка военно-учетных документов(в период проведения мобилизации).

Юрист уточнил, что во время мобилизации ТЦК проверяют военно-учетные документы у мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.

«Эта процедура вызывает немало вопросов среди граждан, ведь многие не всегда осознают необходимость постоянного обновления информации о военном учете», — отметил он.

Вручение повесток(резервистам и военнообязанным — в пределах административной территории, на которую распространяется полномочия соответствующего ТЦК и СП).

«Одним из наиболее распространенных вопросов является вопрос вручения повесток. ТЦК имеет право вручать повестки резервистам и военнообязанным, независимо от того, находятся ли они в конкретном месте на учете. Это часто приводит к путанице и стрессу среди граждан, поскольку не все знают, как правильно реагировать на такие действия», — рассказал адвокат.

Фиксация процессов(фото- и видеофиксация процесса проверки военных документов или вручение повесток) — с использованием соответствующих технических приборов, средств или специализированного программного обеспечения с доступом к соответствующему реестру (исключение составляют сотрудники СБУ, разведывательных органов Украины, а также находящиеся военнообязанные и резервисты, которые находятся у них на военном учете).

«Это добавляет прозрачности процесса и позволяет снизить возможные недоразумения или случаи неправомерных действий. Однако это нововведение может вызвать определенный дискомфорт среди граждан, которые не всегда готовы к такой публичности», — пояснил юрист.

Административные меры и ответственность. Речь идет, в частности, обращение ТЦК в органы полиции для:

  • проведение административного задержания
  • доставка резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения (предусмотрены статьями 210 и 211 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) в соответствующие центры или органы

Важно, что административное задержание таких лиц осуществляется независимо от их места нахождения на военном учете (в таком случае лицо доставляется в ближайший ТЦК и СП).

Кроме того, ТЦК могут (при необходимости) выписывать постановление о привлечении военнообязанного к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении:

  • по статье 210 КУоАП — «Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета»
  • по статье 210-1 КУоАП — «Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации»
  • по статье 211 КУоАП — «Испорчение военно-учетных документов или утрата их по неосторожности»
  • < /ul>

    «В случае нарушения требований по военному учету, ТЦК имеют право инициировать административную ответственность. За определенные нарушения военного законодательства, такие как избегание мобилизации, военнообязанные могут привлекаться к административной ответственности без составления протокола», — уточнил Савинский.

    < Взаимодействие с органами местного самоуправления. Речь идет о том, что ТЦК сотрудничают с местными органами власти в вопросах военного учета, призыва, бронирования военнообязанных и предоставления им льгот. Также они организуют отбор кандидатов на военную службу по контракту и выполняют агитационные мероприятия, направлены на привлечение добровольцев», — добавил эксперт.

    Полномочия ТЦК и СП в Украине: полный перечень

    Исходя из вышесказанного, ТЦК и СП в Украине во время войны имеют следующие полномочия:

    • выполнение решений призывных комиссий< /strong>о направлении граждан Украины для прохождения базовой военной службы — при содействии местных госадминистраций и исполнительных органов городских советов
    • взаимодействие с местными госадминистрациями — по вопросам привлечения граждан на военную службу и прохождение гражданами альтернативной (невоенной) службы
    • ведение военного учета призывников, военнообязанных и резервистов
    • ведение учета граждан Украины, заключивших контракт добровольца территориальной обороны, ветеранов войны и военной службы, других лиц (имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»)
    • ознакомление граждан Украины с их правами и обязанностями — при взятии на военный учет, направлении для прохождения базовой военной службы, призыва на военную службу и прохождения собраний, а Центральное управление и региональные органы СБУ, соответствующие подразделения разведывательных органов Украины — во время призыва на военную службу и прохождение собраний
    • оформление и выдача военно-учетных документов призывникам, военнообязанным и резервистам
    • взаимодействие с местными госадминистрациями, другими государственными органами, органами местного самоуправления — по вопросам военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, бронирование военнообязанных на период мобилизации и военное время
    • проведение агитации, отбора, изучения, оформления документов кандидатов на военную службу по контракту (в том числе лиц офицерского состава) и их направление в воинские части, учебные воинские части (центры)
    • оповещение и призыв граждан (кроме военнообязанных и резервистов СБУ и разведывательных органов) — на военную службу по призыву лиц офицерского состава, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период (причисленных к военному оперативному резерву), на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (независимо от места их пребывания на военном учете)
    • выявление и предварительный отбор кандидатов для направления к поступлению на обучение в высших военных учебных заведениях или военных учебных подразделениях высшего образования
    • предоставление информации командирам воинских частей — о военнозобов' находящихся на военном учете (в целях подбора граждан для прохождения службы в военном резерве и военной службы по контракту)
    • разработка планов проведения мобилизации человеческих и транспортных ресурсов, усовершенствование системы оповещения, сбора и поставки указанных мобилизационных ресурсов на соответствующей территории
    • ведение на соответствующей территории учета предприятий, привлекаемых к выполнению мобилизационных задач, а также учета человеческих и транспортных ресурсов, предназначенных для удовлетворения потребностей обороны государства
    • контроль за проведением на предприятиях, в учебных заведенияхработы по ведению военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, бронирование военнообязанных на период мобилизации и военное время
    • рассмотрение обращений военнослужащих, работников и членов их семей, а также граждан по вопросам, относящимся к компетенции ТЦК и СП
    • ведение приема граждан, обращающихся по указанным вопросам, выдача необходимых справок и других документов
    • ведение учета лиц, уволенных с военной службыиз ВСУ в запас или в отставку, проживающих на соответствующей территории — для оформления документов, прилагаемых к пенсионному делу в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»
    • < strong>выдача справок гражданам о прохождении военной службы, в частности о периоде участия в боевых действиях (для учета в стаж)
    • изучение вопросов о необходимости комплектования штатных должностей ТЦК и СПвоеннослужащими, государственными служащими и работниками, а также внесение предложений по их подготовке и повышению квалификации, проведению работы с персоналом
    • обращение в Национальную полицию или ее территориальные подразделения — по предоставлению сведений о призывниках о привлечении к уголовной ответственности, отсутствии (наличии) судимости
    • обращение в органы Национальной полиции (в установленном законом порядке) — о доставке в ТЦК и СП лиц, совершивших административные правонарушения (предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП)
    • рассмотрение дел (круглосуточно во время проведения мобилизации и//или в период военного положения) об административных правонарушениях и наложение административных взысканий — соответственно и с соблюдением КУоАП

    Как можно уменьшить количество недоразумений между ТЦК и гражданами?

    По словам Савинского, одной из главных проблем, с которыми сталкиваются ныне граждане, является недостаточная осведомленность людей о правах и полномочиях ТЦК.

    «Люди не всегда знают, как правильно реагировать на вызовы, повестки или проверки документов. Часто это вызывает страх, что может негативно повлиять на процесс мобилизации», — пояснил он.

    Эксперт отметил, что основная причина таких недоразумений — недостаточное информирование населения о юридических аспектах мобилизации и правах ТЦК.

    «Даже те, кто проходит службу по контракту или был мобилизован раньше, не всегда имеют четкое понимание своих прав и обязанностей перед государством. Многие сталкиваются с тем, что не знают, как действовать в случае получения повестки, или как правильно вести себя под время проверки военно-учетных документов Это приводит к ситуациям, когда граждане боятся обращаться за консультацией или пытаться выяснить свои права и обязанности», — рассказал юрист.

    По его словам, для уменьшения количества недоразумений и стрессовых ситуаций во время мобилизации необходимо проводить масштабную информационную кампанию — с целью повышения осведомленности граждан.

    Адвокат уточнил, что речь идет о:

    • разъяснение прав и обязанностей
    • оказание юридической поддержки

    «Информационные материалы, публичные консультации и семинары для граждан могут существенно снизить уровень тревожности. Люди должны знать, что повестка или проверка документов не всегда означает немедленный призыв или какие-либо санкции», — отметил он.

    Кроме того, по мнению Савинского, граждане должны иметь доступ к профессиональным юридическим консультациям — для правильного реагирования на действия ТЦК. «Например, адвокаты могут помочь выяснить, правильно ли была вручена повестка, отвечает ли это действие законодательным требованиям», — уточнил он.

    В конце юрист отметил: важно, чтобы каждый гражданин понимал свои права и обязанности, а государство обеспечило эффективную коммуникацию между ТЦК и населением.< /p>

    «Юридическая осведомленность и правильное взаимодействие с этими органами помогут избежать лишних конфликтов и будут способствовать более эффективной мобилизации», — подытожил он.

    Напомним, раньше мы рассказывали об алгоритме действий после того, как человек нашла повестку в почтовом ящике, а также можно ли не идти при этом в ТЦК.

    Читайте также, можно ли подать в суд на ТЦК, если человеку отказали в отсрочке.

    Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.

    www.rbc.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 26 сентября 2024