Владимир Зеленский и Дональд Трамп (фото: коллаж РБК-Украина) Автор: Милан Лелич

Вне своей воли, Украина и лично Владимир Зеленский все глубже втягиваются в предвыборную гонку в США. О том, как это произошло, и почему Трамп внезапно решил таки встретиться с Зеленским. в колонке заместителя главного редактора РБК-Украина Милана Лелича.

 

«Любая страна, которая слишком тесно связывается с Украиной, постепенно сама превращается в Украину», – однажды сказал РБК-Украина один из представителей нынешней власти. Несмотря на очевидную иронию, в этой фразе есть доля истины. Достаточно взглянуть на то, во что в последнее время превратилась политика Соединенных Штатов и насколько сильно она напоминает украинский – конечно, «довоенных» времен: безумный популизм, подмена смыслов высмеиванием оппонента и даже штурм парламента.

Что можно сказать точно – так это то, что США действительно тесно связаны с Украиной, и эта связь становится все более тесной. Кроме очевидных контактов по линии предоставления разнообразной помощи, Украина снова становится субъектом, но скорее объектом уже чисто внутренней политики США. Причем уже второй раз за время каденции Владимира Зеленского. Причем снова против воли самого Киева.

Буквально в первые месяцы своего президентства, в 2019 году, Зеленский был вовлечен в историю с импичментом Дональда Трампа, спровоцировавшей их телефонный разговор. И хотя тогдашний президент Америки удержался в своем кресле, по многочисленным свидетельствам, он зачаял на Украине и Зеленском лично глубокое оскорбление. Далекая, совершенно непонятная Трампу страна стала для него источником многомесячных неприятностей.

Сейчас на кону – для Украины – гораздо больше. Сталкиваясь с новыми и новыми вызовами в связи с российской агрессией, Зеленский ехал в США, прежде всего, для того, чтобы презентовать американским элитам свой «план победы Украины». Но у элит оказалась своя логика, полностью заточенная на президентские выборы, до которых осталось полтора месяца. И на фоне скандала, устроенного республиканцами и лично Трампом, сам «план победы» заметно отошел на второй план.

Встреча Зеленского с американскими сенаторами (фото: Офис президента)

Спустя два с лишним месяца после выдвижения Камалы Гаррис как кандидата в президенты Трамп все никак не может нащупать линию атаки на демократический лагерь. Большинство американских аналитических центров, опираясь на социологию, оценивают его шансы на победу на выборах ниже 50%, пусть и ненамного – но ниже. После того, как электорату откровенно «не зашли» его нападки на расовую принадлежность Гаррис и истории о мигрантах, которые едят кошек и собак, штаб республиканцев, очевидно, решил активизировать новую тему – американская помощь Украине и выделяемые на нее средства.

В последние несколько недель стало заметно, что Трамп и его окружение перестали имитировать хотя бы нейтральное отношение к Украине. Сам Трамп на дебатах избежал прямого ответа на вопрос, хочет ли он победы Украины в войне. А сразу после этого его кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс обнародовал собственный «мирный план», фактически сводящийся к капитуляции Украины без какой-либо компенсации.

Очевидно, несмотря на показательную готовность к встрече с Зеленским, Трамп и его окружение заранее планировали использовать украинскую тему. Им нужен был только повод.

И такой повод был найден – Зеленский в начале своего визита посетил военный завод в Скрентоне, штат Пенсильвания. Сам факт такого визита выглядит вполне логичным – посетить предприятие, производящее вооружение для Украины и поблагодарить его сотрудников.

Но оказалось сразу несколько «но». Во-первых, Пенсильвания – один из ключевых, если не самый главный штат для результата выборов. Вполне возможно, что набравший больше голосов здесь выиграет и выборы в целом. Разрыв Гаррис и Трампа в рейтингах минимален, все может решить 10-20 тысяч голосов, если не меньше, поэтому оба штаба уделяют Пенсильвании максимальное внимание. Кроме того, в штате проживает значительная польская и украинская диаспора.

Во-вторых, как оказалось, среди сопровождавших Зеленского не было ни одного республиканца, сплошь демократы во главе с губернатором Джошем Шапиро, который долгое время был фаворитом на роль напарника Гарриса на выборах.

Республиканцы разглядели и обрушились на Зеленского с многочисленными обвинениями в подыгрыше их конкурентам. Да, возможно, и украинская сторона не до конца продумала все риски – наверное, можно было начать визит с какого-то другого, не столь важного штата, или, как минимум, не из родного города Байдена. И позаботиться о том, чтобы Зеленского сопровождали политики-республиканцы.

Зеленский на заводе в Скрентоне (фото: Управление президента)

Но обвинения Трампа и Ко выглядят натянутыми. Во время предыдущего визита Зеленский посетил республиканский штат Юта, и тогда Трампа это не возмутило (как и, например, Байдена). К самому Трампу в гости приезжают лидеры других стран мира, а венгерский премьер Виктор Орбан агитирует за республиканца фактически не стесняясь – и это никто не трактует как «вмешательство во внутренние дела». А заявления Зеленского в интервью The New Yorker, в которых он скептически оценил «мирные инициативы» Трампа и Венса, и которые также возмутили республиканцев, по сути, были обычными ответами на вопросы журналиста, точно не переходящие какие-то «красные линии».

Впрочем, подобные мелочи никогда не смущали ни Трампа, ни тем более его поклонников. Решение в лоб атаковать Украину и персонально Зеленского было принято, и Трамп уверенно начал наращивать градус своей риторики, дойдя до того, что в «Украине разрушены все города, кроме Киева», Зеленский только и думает, как выманить деньги у американских налогоплательщиков на продление войны, а в украинской армии служат сплошь старики и дети, потому что других не осталось — «миллионы» погибли, а остальные поехали в Польшу и почему в Венгрию.

И пусть однажды, за словам Трампа, Зеленский каждый раз «вывозит» из США шестьдесят миллиардов долларов, а в следующем оказывается, что уже целых сто – как минимум, ядерному электорату республиканца это явно «заходит».

В апреле, когда Трамп после многомесячной волокиты все же дал добро своим однопартийцам голосовать за пакет помощи Украине, его убедили в том, что иначе он может выглядеть лузером, виновным в том, что американский архирог – Москва – может одержать свою величайшую победу за десятилетие. По-видимому, его убедили в другом – что всю вину можно свалить на Байдена-Гаррис-Зеленского.

Во всяком случае, вплоть до наступления пятницы по киевскому времени казалось, что ответ на злободневный вопрос – «Кто лучше для Украины: Харрис или Трамп» – наконец-то найден. И что размыта, слишком общая, но все-таки проукраинская позиция Харрис все же лучше, чем открытые призывы Трампа к «худшему (для Украины) соглашению». В определенной степени, очевидно, украинское руководство и самое большее тяготело к демократке, в значительной степени – его к этому подтолкнули агрессивные действия Трампа, не оставив другого выбора. Словом, казалось, что ставки сделаны.

Владимир Зеленский и Джо Байден (фото: Офис президента)

Но Трамп еще раз доказал, что умеет удивлять. На пятницу он внезапно анонсировал встречу с Зеленским – когда, казалось, все мосты уже сожжены и встречаться уж точно никто не будет, после всего ранее сказанного.

Что побудило республиканца пойти на этот шаг – пока неизвестно. Самый очевидный вариант – оперативно проведенная штабная социология показала, что такая резкая антиукраинская риторика больше отталкивает, чем привлекает электорат, в том числе убежденных республиканцев, среди которых немало искренних симпатиков Украины. Или постарается выбить из Зеленского какие-то уступки или оправдания, чтобы потом представить их как свою победу – Трамп ведь любит представлять себя как политика, которого все боятся или, как минимум, слушаются.

Даже саму встречу Трамп обставил так, чтобы было ясно: это он здесь диктует правила. В своей соцсети Truth Social республиканец запостил сообщения от украинского дипломата с просьбой Зеленского о встрече, а само мероприятие пройдет на его территории – в нью-йоркском небоскребе Trump Tower.

Во всяком случае, не стоит делать поспешных выводов о том, что Трамп в очередной раз переобулся в воздухе, и теперь занял проукраинскую позицию. Во-первых, по итогам разговора он может сказать, что нормального разговора не вышло и его аргументы не услышали. Во-вторых, он может поступить еще более по-трамповски: после окончания переговоров с Зеленским заявить, в своем фирменном стиле, о том, что это был «отличный разговор», «лучший разговор», «лучший разговор в истории человечества». А уже на следующем митинге обрушиться на Зеленского с новыми, еще более абсурдными обвинениями.

Пока понятны две вещи. Первая – сегодня Зеленский должен пообщаться с одним из самых непростых собеседников за всю свою недолгую, но сверхнасыщенную политическую жизнь. Вторая – и республиканцы, и демократы до последнего дня перед голосованием будут эксплуатировать тему войны в Украине и попытаться вовлечь украинское руководство в американские выборы все глубже. Но ставки, похоже, все равно сделаны, и одна-единственная встреча вряд ли что-нибудь изменит.

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 27 сентября 2024