Осужденный Александр ) Автор: Юлия Акимова
Житель Временного Яра Александр Фомич в 2022 году передавал данные о размещении ВСУ россиянам. Его поймали сотрудники СБУ и приговорили к 15 годам тюрьмы. Почему он решил помогать врагу, что делал в 2014 году и как оправдывает Москву – в интервью РБК-Украина.
Россия десятилетиями пыталась внушить украинцам разные комплексы, в том числе комплекс неполноценности. Основной нарратив, который постоянно повторялся, был таким – россияне брать украинцам, причем почему старше. Вдобавок к этому звучали фразы о том, что Украина, по сути, живет за счет России, а современные украинцы практически всем обязаны Советскому Союзу.
Параллельно с этим повестка дня и украинское ТВ заполнялись российским продуктом. Сериалы, фильмы, песни и программы производства РФ плотно засели в украинской телесетке. Произошедшие в 2014 году события заставили многих украинцев пересмотреть свое отношение к России. Она перестала восприниматься как дружественная страна и стала страной-агрессором. Тех, кто до последнего верил в «ополчение» на Донбассе, убедило полномасштабное вторжение российских войск в 2022 году.
Но в Украине даже после начала большой войны с Россией остались люди, верящие в благие намерения Москвы и готовые помогать врагу. Один из них – 35-летний Александр Фомич. В 2014 году он, живя во Временном Яру, решил присоединиться к рядам «ополчения», за что позже отсидел в тюрьме пять лет. В 2022 году он, не меняя своих принципов и убеждений, снова пришел на помощь оккупантам. Через несколько месяцев после вторжения Фомич вместе с супругой передавали данные о размещении ВСУ. За это Александра обвинили в государственной измене и приговорили к 15 годам лишения свободы.
Сегодня Фомич сидит в колонии Запорожской области. Он отрицает тот факт, что Россия убивает мирных людей, а если отрицать уже невозможно – оправдывает. В его парадигме русские солдаты защищают Украину от НАТО, Евросоюза и его самой. РБК-Украина во время поездки Запорожья при содействии спецслужб удалось поговорить с Фомичем о том, как он пришел к тому, чтобы помогать врагу, и какая жизнь его ждет в ближайшей перспективе.
< strong>Плохой Евросоюз и хорошая Россия
Запорожская колония находится недалеко от областного центра – сероватые блоки зданий с колючей проволокой и сторожевой башней. Нас встречает начальник колонии и ведет по коридорам. «Осужден Фомич Александр Витальевич. Чисто идейный парень. Именно такой, какого вы хотели».
В окрашенных в зеленый цвет коридорах пахнет хлоркой, каждый блок заканчивается открывающей решеткой, впускающей нас и сразу же закрывающей. Мы немного ежимся и начальник, похлопав фотокорреспондента по плечу, говорит: «У нас здесь уютно, правда! Мы даже вот розы выращиваем».
Нас заводят в комнату для свиданий. Это светлое помещение, которое разделено на сектора – в каждом секторе стоит мягкий уголок вроде тех, что раньше ставили на кухнях, и стол. Пока мы расставляем камеры, в комнату заводят Фомича. Его взгляд все время блуждает где-то ниже наших лиц, а манеры скованы и скудны. Мы здороваемся, знакомимся и просим его сесть.
— Как проходило ваше детство? — Как у всех. Веселое, увлекательное.
– Учились после школы?
– В училище, на электротехника. У нас все в городе работали в огнеупорном комбинате и мы решили, что будем работать.
– А планировали ли переезжать из города?
– Нет, никогда, меня мой город устраивал.
– В 2014 году, когда начались события, которые делали?
– Работал как и все. Но работал неофициально, комбинат был закрыт. Мотался по Украине – стройки, ремонты.
– Начавшаяся война как отреагировали?
>
– Очень плохо, ничего не подумал. Дело такого рода, что в 2014 году у меня все знакомые пошли за то, чтобы отсоединиться от Украины и создать свою республику. Вот и я решил.
– Надо было создавать свою страну и развивать свою страну, если мы считаемся независимыми, то надо отвечать, развивать свое. Не смотреть, как говорят… Знаете, у нас в поселке пожилые люди говорили – вот что ты соседу в город смотришь, да не в чужой смотри, а в свой. Вот так и нам нужно у себя в стране смотреть в свою страну, что у нас творится вообще со времен 90-х годов, когда развалился Союз, была куча республик.
Вот оно все развалилось и что с нашей республикой стало? Что произошло? Руины, развал, все ушло из государственного имущества в частные руки. Мы пришли к чему? В буржуазию. Если взять историю почитать, тех же писателей – Грабовский, Котляревский, они высмеивают это все. В историю мы уже ушли, надо что-то свое строить, а не смотреть вправо или влево. Вот поэтому мы и решили. То есть, нас эта страна тянет ко дну, а чего мы должны падать ко дну?
– А Евросоюз – это дно?
– Конечно, это дно. Как бы там хорошо ни жили, вот в Киеве хорошо живут, а поезжайте в глубинку, там, как говорится, все плохо. Руины, люди уезжают, люди бегут в большие города. Села развалили, колхозы развалили, за 30 лет мы не построили ничего нового. Вот мы и так решили.
При этом о жизни в «молодых республиках» Фомич высказывается с теплом в голосе. Там с 2014 года начали «запускать» шахты и заводы, восстанавливать мосты и целые экономические отрасли. Как доказательство Александр приводит пример – цены на коммунальные услуги на подконтрольных территориях и цены в оккупации.
– В 2014 году вы решили создать республику и что вы конкретно начали делать ?
– Именно тогда я поехал в Славянск и все увидел своими глазами, не с телевизора смотрел, а наблюдал своими глазами.
– И что увидели?
– Ужас.
< strong>– Туда, насколько я помню, зашли русские войска?
– Не знаю, я там русских войск не видел, я видел преимущественно пацанов, которые не обстреляны.
– А знаете, кто такой Гиркин?
– Какой-то Стрелков, конечно, знаю. Ну так это отставной полковник РФ.
– А что он делал в Славянске?- Он командовал сбродом и стаей невежественных неуков. , вы поехали туда посмотреть своими глазами, а дальше что?
– Приехал к себе в город. Там тоже ребята начали собирать какой-нибудь ополченский отряд. Я решил поучаствовать там. Мы построили блокпост, стояли на блокпосту въезд, выезд, чтобы в город не ввозилось оружие. Далее Украина пошла в наступление, выбили Славянск, Краматорск…
Рассказ Фомича очень знакомый и банальный – «ополчение» брало оружие в воинских частях, россиян на территории никаких не было, люди решили «самоопределиться», а им запретил «киевский режим». Выговорившись на этот счет, Александр с выдохом делает неутешительный вывод – никакой свободы слова в Украине нет, ведь жителям Донбасса не дали возможности отделиться.
После того, как Фомич решил принять участие в создании ДНР, его осудили на пять лет лишения свободы. Александр ожидает статью, по которой его арестовали – создание военных формирований, не предусмотренных Законом Украины. В 2019 году он вышел из тюрьмы, а через три года началась полномасштабная война. И в голове Фомича причины вторжения – это целый отдельный мир, где незнающему человеку разобраться довольно трудно.
– 2022 год, 24 февраля, что происходит?
– Все видят по-разному. Я вижу, что один человек наговорил кучу дел, нарушил все законы… Определенный президент сейчас (Владимир Зеленский – ред.) нарушил все, что было подписано по Конституции.
< em>– А что он нарушил?
– Он сказал – в блок вступаем, хотя в Конституции прописана внеблоковость, сказал, что вернем ядерное оружие – это два. Он говорил, что будет возвращать ядерное оружие в Украину и будет вступать в блок НАТО, хотя Кучма прописан, законы есть, это все прописано в Конституции – внеблоковость, нейтральный статус и безъядерный статус.
– Допустим, а при чем здесь Россия?
– В этом случае Россия была гарантом нашей независимости, нашей свободы и всего остального. А когда мы все это нарушили…
– Что нарушили, независимость тем, что захотели в НАТО?
– Ну, то есть нарушили все подписанные бумаги.
– И Россия пришла нас защитить сюда?
– Россия вступила, конечно, в конфронтацию, это были нарушения против нее.
– Не могу понять. Допустим, мы нарушили законы, которые мы прописали, а Россия здесь при чем?
– Это они гаранты. Они, Америка и Великобритания. Бумаги были подписаны о том, что мы соблюдаем эти три условия и тогда на нас не нападают…
– А мы нарушили, и они имели право напасть?
– Выходит так.
– А мы перед Россией подписывали бумаги?
– Вместе с Россией.
– Да нет. Не было такого.
Александр, очевидно, и сам до конца не может понять, о чем говорит. Конституция, ядерное оружие, права украинцев, НАТО, гаранты и Великобритания –все смешалось в его голове в одну запутанную историю. Он даже не спорит о том, обстреливает ли Россия города, но активно утверждает, что Украина «напала на Донбасс». Россия стреляет по Киеву и Львову, потому что Украина обстреливает Курск и совсем неважно, что эти два события произошли в обратном хронологическом порядке. Если что-то не совпадает с логикой Александра, он говорит универсальную фразу – его там не было, и он не видел. – С Мариуполем почему россияне так поступили? Они же Донбасс защищали.
– Ну, не только они. Есть видео, где украинские танки также бьют по домам. У меня куча знакомых в Мариуполе, которые рассказывают, как там сверяли «азовцы», как стреляли в людей, как перестреливали колонны, чтобы люди не ехали от обстрелов.
< em>– То есть, по логике ваших знакомых до 24 февраля все было хорошо, а 24 февраля мы решили сами обстрелять свои города, включая Мариуполь?
– Не знаю, что там обстреливали.
– Ну вы говорите, что украинцы стреляли по своим домам. strong>
– Это в Мариуполе было.
– А зачем ?
– Потому что там была российская армия.
– А что делала российская армия в украинском городе?
– Ну, там частично были российские войска, можно так сказать. /em>
– Зачем?
– Я же говорю, Украина хотела напасть на Донецк. И вот они ввели свои войска.
– В Мариуполь?
– Да.
– Понятно.
Александра посадили год назад. По информации следствия, он вместе с женой передавал информацию о локации военных, техники и ПВО у себя во Временном Яру. В диалоге с нами он, конечно, все отрицает. «Было несколько фотографий, снимавших с женой обломки», – говорит Фомич, пожалуй, даже не думая о том, насколько комично звучат его оправдания. На вопрос о том, хотел бы он обмена, Александр оживает.
Времени Яр после полномасштабного вторжения РФ (фото: Getty Images)
– А если бы была возможность обмена, поехали бы?
– Двумя руками за.
– Несмотря на то, что Россия на нас напала?
– Нет! У меня там куча знакомых, у меня родственники. Я не вижу ничего в этом плохого. Я же говорю.
– Вы их врагами не считаете?
– Нет, для меня они братья, а тот, кто считает их врагами, пусть считает. Все когда-нибудь изменится одинаково. – Смотрите, за день до нашего приезда в Запорожье ракета попала по жилому дому. Это сделала Россия. Они брать после этого?
— Ну, у меня отец погиб. Моему отцу в дом прилетело три ракеты, его засыпало.
– А кто это сделал?
>
– Не знаю, кто это сделал.
Свою войну он не считает и говорит, что ни с кем не воюет. Более того – удивляется, почему его просто не отдадут России.
– Хорошо, вот вы говорите, что россияне – братья…
– Ну а что не брать? Вот скажите, сколько вы знаете стран в мире славян? Вот именно славян? Я знаю три.
– Это не отрицает того, что одни славяне напали на нас.< /p>
– Они защищают свои интересы.
– У нас в стране? strong>
– У нас в стране. А ничего, что у нас есть общая история?
– Это не имеет никакого значения, мы – независимое государство.
– Мы никогда не были независимым государством. Мы постоянно зависели то ли от Запада, то ли от России. Как ни крути, оно так. Вы посмотрите вокруг, когда Украина завод построила? Все, что у нас есть – это наследие Советского Союза.
– И это дает им право убивать нас? Потому что мы решили войти в НАТО?
– Здесь спорный вопрос с этой войной, один видит так, другой видит так, я вот вам сейчас интервью дам, наговорю кучу на себя, приедут и пожизненное будет.
Почему «брать» стреляют зачем сбрасывают КАБы на города, ради которой цели убивают мирных –Александр не знает. Все, что идет вразрез с его логикой, сразу отвергается. Это либо неправда, либо мы просто неправильно поняли. Для Фомича или Россия, или Советский Союз – почти украинская колыбель, откуда мы все появились. Если отбросить все лишнее, в сухом остатке выходит самый посредственный и банальный нарратив – Украина, по мнению Александра, просто не имеет никаких прав.
– Война должна закончиться примирением? А кто с кем должен помириться?
– Наши народы должны помириться. Всегда так происходит. После любой войны есть мир. Ну, мы же немцам простили все, что они сделали с Советским союзом? – Да, Германия проиграла и через 20 лет они извинялись. А россияне будут извиняться?
– Конечно, и мы будем просить прощения.
– А мы за что?
– За то, что мы не туда пошли. Будет примирение.
– Мы должны извиняться за то, что «ушли не туда»?< /p
– Необязательно. Но чтобы примириться, что мы должны сделать? С вашей стороны, как? Одна сторона должна мириться, а другая враждебно смотреть?
– Ну, на нас же напали.
– Ну надо же как-то примиряться.
– А они извинятся?
– Конечно.
– А за что, они нас защищают?
– Не знаю, посмотрим. Жизнь покажет.
***
Из колонии мы выходим уставшими. Начальник, усмехаясь, провожает нас на выход. «Я же говорил, вам понравится. Отбит человек».
Подобные Александру давно определили для себя свою сторону и упорно ее защищают, даже когда он убивает их родителей и детей. Причина проста – принять реальность трудно, придется буквально отказываться от всего, что по какой-то причине любишь, разочаровываться и принимать очень неудобные решения. Гораздо проще и дальше следовать своей логике. Благо для подобных людей российская пропаганда каждый день составляет все новые и новые легенды и они с лихвой закрывают все выползающие наружу нестыковки