В Москве еще раз грозят ядерным ударом по Украине. О чем говорит шаг Путина относительно подписания измененной ядерной доктрины, какой реакции от Запада следует ожидать и повлияет ли это на ход войны, – в материале РБК-Украина.

Меньше чем за месяц до тридцатой годовщины со дня подписания Будапештского меморандума Россия заявила, что может стрелять ядерным оружием по неядерным государствам, очевидно, имея в виду Украину. Это заявление стало ответом на разрешение Украины бить по территории России западными ракетами большой дальности.

Владимир Путин в очередной раз решил сыграть своим «ядерным» козырем – его функционеры в Кремле заявили, что он, наконец, подписал обновленную ядерную доктрину. В ней говорится, что Россия оставляет за собой право применить на территории неядерного государства свое ядерное вооружение в ответ на атаку конвенционным, то есть обычным оружием. По всей видимости, в Москве ожидали, что толкнут Запад в состояние паники и в Вашингтоне сразу отменят свое разрешение Киеву бить по России ракетами ATACMS. Но, похоже, сегодня ядерная «истерия» России уже мало кого пугает.Россия далеко не в первый раз грозит Украине применением ядерного оружия. Каждый раз, когда Киев просил у Запада что-то, что может повлиять на ход войны, помочь ВСУ перехватить инициативу на фронте, в Москве сразу же намекали, или же открыто давали понять, что применят ядерное оружие, если Украине будет оказана та или иная существенная помощь.

Фактически с начала великой войны при любых сложностях на фронте Россия шантажировала Украину и Запад ядерным оружием. Еще в мае 2022 года председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил о ядерном ударе «как ответ» на атаку. В этот же период на возможное использование ядерного оружия намекнул глава российского МИДа Сергей Лавров. Все это звучало на фоне постоянных угроз из уст российской пропаганды «стереть в радиоактивный пепел» всех, кто помогает Украине, и особенно Украину.

Один из пиков ядерной «истерии» произошел в сентябре 2022 года после успешного контрнаступления ВСУ в Харьковской области. Россия не только пригрозила использовать ядерное оружие, но и сообщила, что Киев делает так называемую «грязную бомбу». При этом Кремль хорошо известен тем, что обвиняет других в том, что он делает сам. Поэтому западные союзники Украины достаточно остро отреагировали на эти заявления, ведь если бы в Москве сообщили, что Киев применил «грязную бомбу», то фактически бы развязали себе руки.

В тот период, как стало известно позже, США оценивали риски начала ядерной войны 50/50. Чтобы утихомирить Россию, западные страны подключали различные инструменты влияния, в том числе Китай. В результате всех дипломатических закулисных убеждений лидер КНР Си Цзиньпин откровенно заявил о том, что «ядерные войны начинать нельзя». Его слова были расценены как максимально однозначный сигнал России. С тех пор градус ядерного шантажа со стороны Кремля заметно спал, но Путин не упускает шанса периодически вытащить эту карточку на стол.

Сегодня же в Кремле начался новый виток шантажа ядерным оружием, на этот раз, подкрепив его указами и подписями. За три недели до этого, 25 сентября, Путин заявил о расширении доктрины ядерного сдерживания. Он сообщил, что ядерный ответ последует за «достоверной информацией о старте в сторону России средств воздушно-космического нападения», имея в виду самолеты, крылатые ракеты, беспилотники. После этого на Россию не раз совершались атаки, как минимум, дронами, но никакой реакции не последовало. Когда об этом спрашивали пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, он посоветовал «чрезмерно не апеллировать к доктрине».

Теперь, когда Украина получила возможность избивать западное оружие по территории РФ, Путин неожиданно подписал доктрину, после чего в Кремле вышли с заявлениями разной степени угрозы. Примечательно, что российский диктатор подписал документ меньше, чем за месяц до тридцатой годовщины меморандума Будапештского. 5 декабря 1994 года Россия, Украина, Великобритания и США подписали документ, согласно которому Украина гарантирует сохранение ее суверенитета и безопасности вместо отдаваемого ею ядерного оружия. В результате Россия, получив запасы ядерного вооружения, через 30 лет, грозит им же Киеву.

Обновленная доктрина – что стоит за угрозами Кремля?

За три года великой войны Запад неоднократно заявлял о страхе перед эскалацией конфликта. Этим союзники Киева аргументировали разные отсрочки в принятии важных решений, промедление в поставке оружия и отказ от его применения по территории РФ. Слово «эскалация» употреблялось каждый раз после того, как Москва хотя бы намекала на возможное использование ядерного оружия.

Между тем, Россия продолжала откровенно и нагло нарушать все законы и обычаи войны, декларации ООН и другие важные для мирового сообщества документы и соглашения. Она применяет запрещенное оружие, убивает пленных, бьет по мирным городам, закупает боеприпасы и технику у ситуативных союзников, а с недавних пор использует их человеческий ресурс в виде солдат Северной Кореи. Каждый раз Россия эскалировала войну и выводила ее на новые уровни, пока Запад медлил. Как только партнеры Украины делали свои аккуратные шаги в плоскости помощи Киеву вести оборонную войну, Россия угрожала ядерным оружием.

Сегодня Путин сделал это еще раз – пригрозил ударить по Украине в ответ уже на конвенционное вооружение. Видимо, этих угроз было так много, и они ничем не заканчивались, что сегодняшняя реакция на это Запада явно не оправдала ожиданий Кремля, отмечает военно-политический эксперт группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко.

«Его угрозы с ядеркой уже давно всем понятны и неоднократно, кстати, уже делались заявления официальных должностных лиц по поводу российских угроз с ядерным оружием. Это уже давно отработанный вариант. Сценарий всем известен», – говорит Коваленко в комментарии РБК-Украина.

Российская ядерная ракета (фото: РосСМИ)

Эксперты отмечают, что сегодняшние угрозы Путина больше похожи на так называемый «ядерный эксгибиционизм» и действительно мало кого пугают. Запад понимает – пока Россия условно меняет местами слова в документах и ​​занимается бюрократией, удар вряд ли возможен. Если бы россияне были готовы ударить ядерной ракетой – они бы это сделали, отмечает политолог Олег Саакян. И если сегодня этого нет, это значит, что России этого делать не разрешают.

Именно рамки дозволенного в российской парадигме, где культ силы является ключевым мерилом их реальности и действительности, являются ключевым фактором их поля возможностей. Они будут делать столько, сколько им позволят. всем надоел и никакой реакции не вызовет», – отмечает Саакян в комментарии РБК-Украина.

При этом не совсем понятно, о какой именно «российской территории» в контексте заявлений из Кремля идет речь. Если следовать логике Москвы – оккупированные украинские земли также являются частью российской территории, о чем говорится в их конституции. При этом ответа, которым угрожают в России, не последовало.

Кроме того, по информации СМИ, Украина уже применила ракеты ATACMS, ударив ими по составу с боеприпасами в Брянской области. Комментируя это, глава МИД Лавров сделал достаточно неоднозначное заявление, добавив, что «РФ строго следует принципу, чтобы не допустить ядерной войны». По всей видимости, ситуация вокруг доктрины больше выглядит как попытка Путина поднять ставки и запугать, отмечает бывший спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев.

«Если Песков заявляет о том, мол, если Украина применит западное оружие по территории РФ, мы применим ядерное, то возникает вопрос – а где он лукавит? Ведь фактически по меньшей мере два года украинская армия наносит удары с помощью HIMARS и другого вооружения, которое нам снабжают западные партнеры, по территории, которую Российская Федерация считает своей, ведь оккупированные территории Украины, согласно российской конституции, является Россией. Конечно, все это бред, ничтожное, но все же, где логика? не имеет значения», – отметил Селезнев в комментарии РБК-Украина.

Запад, неоднократно столкнувшись с тем, что угрозы России часто не подвергают никаким реальным действиям, на этот раз не отреагировал. В США не отменили свое разрешение избивать по РФ, в Европе не призывали к старту срочных переговоров, звонки в Кремль, по крайней мере, публичные, не поступали. Однако если предположить, что Россия все же применит тактическое ЯО, здесь есть несколько вариантов. Если русские войска ударят по фронту, стратегически ситуация никак не поменяется. Ракета может уничтожить позицию ВСУ на одном из направлений, склад с боеприпасами или технику, но глобально этого очень мало, если приравнивать результат к затраченному ресурсу.

В случае же, если Россия ударит «тактикой» по условному Киеву, этот акт станет одним из самых шокирующих и приведет к немедленной и плачевной для РФ реакции Запада, уверен Коваленко.

«Путин отлично понимает, что использование ядерного оружия в конвенционной войне может привести к новым шагам со стороны США. Например, для применения конвенционного оружия по временно оккупированной территории. , что они могут даже нанести удары по территории РФ», – отметил Коваленко.

На угрозы Путина отреагировал и президент Украины Владимир Зеленский. Он отметил, что российский диктатор, вместо мирной стратегии, снова хочет эскалировать войну, хотя сам все время говорит о нежелании воевать вообще. Почему они не представили мирную стратегию? ред.) хочет просто показать миру, что он хочет уничтожить Украину и другие страны. Путин хочет войны.

Иными словами, сегодняшние угрозы России уже мало кого пугают – все понимают, что и кто сдерживает Москву. С другой стороны, тот факт, что именно РФ «задает тон» войне, неутешителен. По мнению Саакяна, эйфории от разрешения США бить по России ракетами ATACMS не было именно потому, что решение «перегрелось» и стало скорее ответом на северокорейский контингент в Курской области. Однако и важность этого решения, безусловно, сложно переоценить.

«Во всяком случае важно, что это решение принято, команда Трампа его не саботирует, а Украина все больше учится опираться на собственные усилия и привлекать партнеров к таким усилиям», – добавил Саакян.

www.rbc.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 20 ноября 2024