После повышения налогов во власти кое-где "экзотические– и эксперты, – в материале журналиста РБК-Украина Руслана Кисляк.
Неопределенные перспективы относительно продолжительности войны в Украине на фоне изменчивых геополитических раскладов и негарантированных объемов финансовой помощи от партнеров заставляют отечественных чиновников, ответственных за финансовую сторону дела, искать дополнительные, а возможно, и альтернативные способы наполнения государственной казны.
Поскольку партнерские средства Украина не может использовать для оплаты военных нужд, рассчитывать приходится только на внутренние источники поступлений. Среди таких источников, в частности, но не исключительно, – повышение или введение новых налогов и сборов, меры по детенизации экономики, выпуск государством облигаций внутреннего государственного займа и т.д.
Что такое обязательный военный заем
Недавно глава профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев предложил публично подискутировать относительно еще одного (достаточно экзотического) способа наполнения бюджета во время войны – так называемого обязательного военного займа (defense loan). Ее суть состоит в введении обязанности для населения и бизнеса направлять часть дохода (зарплаты) на покупку долгосрочных государственных облигаций. В качестве возможного примера для подражания Гетманцев предлагает рассмотреть опыт Израиля.
«Опыт некоторых стран, проходивших через большие войны, свидетельствует, что одних рыночных стимулов для мобилизации внутренних сбережений на нужды сил безопасности и обороны может быть недостаточно. В том же Израиле, который у нас принято рассматривать как образец страны, более 70 лет успешно обороняется от превосходящих сил стран-противников, в 70-х годах прошлого века был введен ряд обязательных накопительных схем, в том числе для финансирования растущих расходов на безопасность», – напоминает Гетманцев.
Одним из таких инструментов был долгосрочный обязательный военный заем. На покупку военных облигаций в обязательном порядке уходило 7% от налогооблагаемого дохода работника, самозанятого или дохода предприятия. Ставка доходности составляла 5%, доход по облигациям не облагался налогом. Тело займа дополнительно индексировалось на индекс стоимости жизни.
Первые ссуды (с 1970 года) должны были быть погашены в 1986 году, 12 равными месячными платежами. Проценты платились равными траншами каждые три года, начиная с октября 1977 года. Обязательный военный заем, просуществовавший чуть более пяти лет, стал важным источником финансирования военных усилий Израиля в период до войны Судного дня (1973) и в первые годы после нее.
Может ли подобная обязательная накопительная схема быть введена в Украине(исключительно военное время и исключительно финансирование сил безопасности и обороны) – вопрос глубокой политической, общественной и профессиональной дискуссии, убежден народный депутат.
«Считаю, что на стороне государственных банков должны перейти в определенный формат обязательной покупки военных облигаций на основе индивидуальных планов, которые должны разработать Минфин и НБУ. отвечу сразу, что не считаю такие предложения адекватными мирному времени. Впрочем, война продолжается, и сколько она будет продолжаться – никто не знает», – аргументирует Гетманцев.
По его мнению, в Украине остается потенциал для дальнейшего наращивания объема размещений гособлигаций как среди банков, так и юридических и физических лиц.
«В условиях продолжения войны активизация размещения ОВГЗ является одним из немногих быстрых и доступных внутренних источников (другое – это увеличение налогов), что может быть использовано для частичного закрытия потребности в финансировании сектора безопасности и обороны. Наращивание внутренних рыночных заимствований также является предохранителем от эмиссионного финансирования дефицит бюджета, который использовался в 2022 году и среди других причин обусловил всплеск инфляции», – резюмирует Гетманцев.
Войдёт обязательный военный заем украинцам
В Министерство финансов Украины по запросу РБК-Украина с просьбой прокомментировать идею введения обязательного выкупа военных облигаций ответили коротко и красноречиво: «министерство не может комментировать или оценивать политические заявления».
Коллега Даниила Гетманцева по парламентскому комитету, представитель фракции партии «Голос» Ярослав Железняк в комментарии изданию отметил, что вложения в ОВГЗ – один из лучших вариантов инвестирования средств, на чем украинцы могут неплохо заработать, а государство – привлечь дополнительные средства в бюджет. Однако, убежден народный депутат, инициатива эта должна быть добровольной.
В банковской средеидею дополнительных обязательств по выкупу ОВГЗ (в дополнение к уже существующим) воспринимают ожидаемо неоднозначно. Правда, спешит успокоить и.о. исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Дмитрий Глинский, речь идет лишь о попытке начать публичную дискуссию по сложному вопросу, поэтому не следует рассматривать идею как проработанную инициативу.
Вместе с тем, отмечает собеседник издания, вопрос устойчивого финансирования жизненно важных для Украины оборонных нужд стоит действительно остро. И если говорить о введении обязательной покупки военных облигаций, то следует тщательно оценить возможные риски для государства и сопоставить их с потенциалом привлечения средств через такой механизм. А риски, считает Дмитрий Глинский, здесь существенны.
«Если приобретение военных облигаций станет обязанностью, это будет разрушать рыночную мотивацию внутренних инвесторов, а также будет искажать мотивацию государства по управлению долгом. Следствием может быть рост риска дефолта по таким заимствованиям в будущем и недоверия к ОВГЗ в целом», — предостерегает банкир. Кроме того, извлечение части официальных доходов через обязательную покупку облигаций, в дополнение к уже имеющемуся налогообложению, будет усложнять детенизацию украинской экономики, то есть будет ограничивать потенциал наращивания налоговых поступлений в бюджет.
Глава НАБУ констатирует: в условиях полномасштабной войны банки понемногу наращивают кредитование экономики и государства. В то же время, искусственное ускорение инвестиций банков в ОВГЗ может если не сломать, то существенно ослабить положительные тенденции в кредитовании и затормозить экономический рост.
Для пониманияОбъемы инвестиций банков в ОВГЗ за третий квартал 2024 года прибавили 8,9%, а в годовом измерении рост достиг 39%. и объемы банковского кредитования. Так, по данным НБУ, чистый портфель кредитов клиентам. показал рост на 6,8% за последний квартал и на 22,4% за год.Несмотря на то, что традиционно банковский сектор является основным инвестором в государственные облигации, в последнее время все больше внимания этому инструменту уделяют бизнес и население. С начала года украинцы увеличили объем ОВГЗ в собственности на 20 млрд гривен до 73 млрд, и ожидается дальнейший рост. Среди причин устойчивого спроса на государственные долговые бумаги – достаточно высокие ставки (до 18% годовых), 100% государственной гарантии возврата средств, низкий порог входа (номинальная стоимость военных облигаций составляет 1 тыс. грн), а также отсутствие налогообложения дохода от инвестиции в ОВГЗ (в отличие от банковских депозитов, доходы от которых с нового года будут облагаться налогом по ставке 23%).
«Я считаю идею обязательного военного займа крайне вредным для будущего нашего государства. Вложения в облигации в независимой Украине всегда были добровольными. В 2022 году украинцы покупали ОВГЗ, чтобы помочь собственному правительству выстоять против оккупанта. Большое количество людей впервые получили опыт вложения в ценные бумаги Это дает шансы на построение, наконец, в стране фондового рынка, который будет помогать. финансировать послевоенное восстановление», – аргументирует финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
По его мнению, принуждение украинцев на поколение отразит желание доверять стране и ее долговым обязательствам. В результате, в будущем не будет желающих вкладываться ни в государственные ценные бумаги, ни в частные. Будет только одно направление – покупка доллара или другой валюты и вывоз ее за границу.
«Речь идет фактически о скрытом налогообложении, обязательствах для тех, кто имеет «белые» зарплаты. В результате, маржа выгоды от теневых доходов только увеличится», — предостерегает руководитель аналитического направления сети. АНТС» Илья Несходовский.В свою очередь, это существенно уменьшит привлекательность официальных зарплат, а именно зарплатные налоги — «чемпионы» по тенизации в Украине. .
Приемлемой альтернативой обязательному выкупу гособлигаций населением и бизнесом эксперты считают создание государством привлекательного механизма добровольного инвестирования в ОВГЗ.»Принудительность выкупа облигаций идет вразрез с рыночными принципами экономики, на которые опирается модель устойчивости, доказавшая свою эффективность в Украине. Однако и рациональное зерно в этой идее есть – но если ее «перевернуть с головы на ноги»: не заставлять, а заинтересовать в приобретении военных облигаций, поддерживая их привлекательную доходность и максимально упростив условия приобретения, а также введя возможность анонимного приобретения и владения», – говорит заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило, добавляя, что можно даже ввести привилегированные облигации (в частности, с гарантией курсового риска), право на приобретение которых предоставить только отдельным когортам населения, например военнослужащим.
Что касается банков, добавляет Илья Несходовский, для их добровольного привлечения к покупке госбумаг ставки по ОВГЗ должны быть не ниже ставок по депозитным сертификатам НБУ. В случае же принудительного выкупа ОВГЗ банками это может сократить сроки поступления средств в бюджет, но принципиально не увеличит суммы, которые получит государство. Вместе с тем, предупреждает координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман, нужно понимать, что длительное финансирование бюджетного дефицита с помощью облигаций внутреннего государственного займа по нынешним высоким ставкам уже через несколько лет может превратиться фактически в финансовую пирамиду. «С этим точно не стоит играть долго. Эти игры должны быть ограничены во времени», – убежден собеседник РБК-Украина. Необходимо искать другие источники наполнения бюджета. В первую очередь это – дешевые международные кредиты и гранты, арестованные активы РФ, а также приватизация, которая, в частности, в перспективе может обеспечить увеличение налоговых поступлений.
При подготовке статьи автором использовались эксклюзивные комментарии для РБК-Украина следующих спикеров: председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцева, заместителя главы указанного комитета, представителя фракции партии «Голос» Ярослава Железняка, и.о. исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Дмитрия Глинского, финансового аналитика группы ICU Михаила Демкива, директора Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, руководителя аналитического направления сети «АНТС» Ильи Несходовского, старшего экономиста CASE Украина Владимира Дубровского, заместителя директора Национального института стратегических экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, прессслужбы Министерства финансов, а также публичные сообщения Даниила Гетманцева в мессенджере Telegram.