фото: Спецназ полиции (фото: Facebook) Автор: Юлия Акимова
Что на самом деле происходит по делу нардепа Николая Тищенко, как кейс Крупы стал началом конца работы МСЭК в Украине, какова была мотивация убийцы Ирины Фарион и как продвигается дело Гринкевичей, — в материале журналистки РБК-Украина Юлии Акимовой.
За время Великой войны с Россией в Украине стали гораздо острее реагировать на коррупцию и преступления, связанные с национальной безопасностью страны. Нельзя сказать, что коррупции стало больше. Скорее, она стала гораздо заметнее, а резонанс от любого преступления, связанного с воровством из бюджетов, сразу же приобретает грандиозные масштабы. То же самое можно сказать и о любом. какие инциденты, связанные с национальной безопасностью, даже если они не имеют к ней непосредственного отношения. РБК-Украина вспоминает самые громкие дела за 2024 год, связанные с топ-чиновниками, нардепами и масштабной коррупцией.
Тищенко и «офисы»
Николай Тищенко искал популярность еще с двухтысячных лет, когда активно прорывался по телевидению. Сначала у «Форт Боярд», затем судьей на «Мастер Шеф», ведущим на «Ревизор», параллельно с этим развивался в ресторанном бизнесе. В 2019 году он решил, что карьеры шоумена и ресторатора недостаточно, поэтому пошел на парламентские выборы, по итогам которых стал мажоритарщиком от партии «Слуга народа» и прошел в Верховную Раду.
Его каденция запомнилась рядом скандалов, которые в основном касались его эксцентрических заявлений. Через несколько лет Тищенко успел назвать Украину «надувной куклой», Чернобыльскую катастрофу «большим праздником», а к поздравлению с Рождеством добавить фразу «Христос воскрес». Уже в период войны Тищенко неожиданно улетел в Таиланд, назвав это рабочей командировкой, во время которой он должен был вести «переговоры» с партнерами по Вьетнаму. После этого эпизода нардепа выгнали из фракции. Это лишь малая часть того, чем запомнился Николай Тищенко, и, казалось бы, этого могло быть достаточно, но летом 2024 года произошел уже не просто конфуз, а полноценный уголовный скандал.
> Николай Тищенко (фото: Getty Images)
20 июня в Днепре неизвестные в балаклавах напали и избили бывшего добровольца, бойца спецподразделения «Kraken» Дмитрия Павлова. На кадрах видео, которое успели снять, видно, что мужчины окружают гулявшего с младенцем в коляске Павлова, сковывают наручниками и бьют. По этому факту в Днепровской полиции предварительно открыли два дела по статьям за избиение и незаконное лишение свободы.
В этот же день собеседники в правоохранительных органах сообщили, что к конфликту имеет непосредственное отношение Николай Тищенко, незадолго до этого объявивший войну нелегальным call-центрам, так называемым «офисам». Для того чтобы эффективно бороться с мошенниками, Тищенко решил уехать в Днепр, где расположен один из таких «офисов», там поссорился с военным Павловым, который, по версии нардепа, охранял нелегальный call-центр, а охранники Тищенко его избили. Стоит отметить, что в конфликте также принимал участие полицейский Богдан Писаренко, который позже был уволен.
25 июня сотрудники ДБР с полицией провели у Тищенко обыски, во время которых нашли у него дома пачки с наличными в пакетах и коробках и дорогие часы. Сам же нардеп во время обысков специально разбил свой телефон, ударив им об угол стола. В ДБР, сообщив об этом, отметили, что сделал он это зря — с нынешними технологиями всю нужную информацию можно восстановить и со сломанного телефона.
На суде Тищенко не изменял себе — обращаясь к судье, он попросил не забирать у него деньги, потому что ему не на что будет жить. «И это не смешно. Я их зарабатывал 30 лет, вот этими руками. И ни у кого ничего не взял»,- сказал Тищенко во время суда.
17 декабря в ГБР сообщили, что завершили расследование дела Тищенко – ему инкриминируют незаконное лишение свободы человека и причинение ему физических увечий. По этой статье Тищенко может сесть в тюрьму сроком до пяти лет. Пока неясно, как сторона обвинения будет доказывать в суде вину самого Тищенко, который, по версии следствия, приказал своей охране избить Павлова.
23 декабря должен был состояться суд, на котором нардепу продлили бы меру пресечения. Тищенко должны были привезти туда принудительно, но он пообещал, что сам приедет и неожиданно не приехал. По словам прокурора, 23 декабря ранним утром нардеп лег в больницу с предварительным диагнозом — ишемическая болезнь сердца.
Николай Тищенко (фото: Getty Images)
Пока шло следствие, в медиа также были опубликованы аудио телефонные разговоры, где голос, похожий на голос Тищенко, говорит о том, как можно заработать на call-центрах. «И мы начинаем работать как партнеры. И я хочу 50 минут за вход для того, чтобы компания заходила. И я хочу конкретно для себя. Тоже ежемесячно что-то за вход», — говорит человек с голосом, похожим на голос Тищенко.
Сам же нардеп отрицает, что на записях он, и говорит о том, что его голос подделали в нейросети. Правоохранители никак не комментируют эту информацию — ни ДБР, ни СБУ не стали отвечать на вопросы РБК-Украина. Будут ли «пленки Тищенко» как-то обсуждаться во время судебных заседаний по сути дела, неизвестно, но, скорее всего, нет — это отдельная статья и отдельное производство, по которым никаких подозрений Тищенко не сообщали.
Поскольку нардеп не явился на суд, избрать меру пресечения ему не смогли и перенесли заседание на 6 января. Суд должен будет определить, насколько у Тищенко уважительная причина и можно ли выбрать ему меру пресечения заочно.
Хмельницкий МСЭК
4 октября в ДБР сообщили, что разоблачили руководителя Хмельницкого центра медико-социальной экспертной комиссии и ее сына — руководителя областного управления Пенсионного фонда. У них дома только наличными нашли около 6 млн долларов. На фотографиях обычные спальные комоды и прикроватные тумбочки забиты деньгами и дорогими украшениями. В рабочем кабинете у начальницы МСЭК тоже нашли деньги – около 100 тысяч долларов, а также ряд поддельных документов и списки военнообязанных с поддельными диагнозами.
Через некоторое время выяснилось, что речь идет о Татьяне Крупе. Кроме руководства МСЭК, она также участвовала и в политической жизни как депутат облсовета Хмельницкой области от фракции «Слуга народа». При этом Крупа имеет звание заслуженного врача Украины. Она же, по словам следователей ДБР, во время обысков выбрасывала сумки с долларами через окно. Абсурдную картину дополнил мужчина чиновницы — эксруководитель Госаудитслужбы в Хмельницкой области Владимир Крупа лежал на кровати в пачках наличных, пока следователи обыскивали квартиру.
Муж Татьяны Крупы во время обысков (фото: прессслужба ДБР)
После обысков Крупе сообщили о подозрении в незаконном обогащении. Санкция статьи предусматривает лишение свободы до 12 лет. Пока продолжалось следствие, выяснилось, что у семьи Крупы достаточно значительный список имущества — 30 объектов недвижимости в Хмельницком, Львове и Киеве, 9 элитных машин, корпоративные права на 48 млн гривен и гостинично-ресторанный комплекс на 3 тысячи кв м. За рубежом у чиновников в собственности недвижимость в Австрии, Испании и Турции, а на счетах – 2 млн 300 тысяч долларов. Все это, соответственно, не было задекларировано.
7 октября Татьяне Крупи избрали меру пресечения — 60 суток в СИЗО с возможностью внесения залога 500 млн гривен. 28 ноября ей продлили арест и уменьшили сумму залога до 280 млн гривен. Пока шло следствие, всплывали многочисленные подробности — еще в 2017 году ее же племянник подарил ей магазин за 200 тысяч гривен, который она уже во время войны продала за 18 млн гривен.
В материалах следствия также есть переписка Крупы с правоохранительными органами, в частности, ДБР и прокуратурой Хмельницкой области. Сама же Крупа на одном из судебных процессов заявила, что далеко не все найденные у нее дома деньги принадлежат ей. Об этом же РБК-Украина рассказал информированный собеседник.
«У нее, скорее всего, нашли «общак». Это, правда, не все ее деньги, но это не средства от «инвестиционных проектов», о которых говорил ее муж. Это «общак», который она у себя хранила», — сказал собеседник.
Случай с Крупой практически беспрецедентен. Возможно, до февраля 2022 года миллионы долларов и недвижимость у главы структуры, определяющей, пригоден ли человек для службы в армии или нет, не вызвали бы такого резонанса и агрессии у общества. Но полномасштабная война, проваленная мобилизация и постоянные коррупционные скандалы превратили этот прецедент в триггер, запустивший более глобальные процессы.
Неожиданно выяснилось, что большое количество чиновников, в частности сотрудников правоохранительных ведомств, имеют фиктивные инвалидности. Коррупционные схемы одна за другой обнаружили в ряде городов и областей. 20 октября президент Владимир Зеленский созвал заседание СНБО, посвященное скандалу в Хмельницком МСЭК, а позже принял решение распустить все медико-социальные экспертные комиссии.
Параллельно с этим уволили руководителей Центральной МСЭК Министерства здравоохранения, Украинского государственного научно-исследовательского института проблем инвалидности при Минздраве и сотрудников самого министерства, отвечавших за это направление. Удивительно, что процессы начались после скандала в Хмельницкой МСЭК, хотя годом ранее в Минздраве объявили, что проверили медико-социальные комиссии. Почему масштабы коррупции в МСЭК раскрылись только через год после проверок и стали ли сами проверки толчком для начала работы правоохранителей — вопрос, на который нет официального ответа.
Татьяна Крупа на суде (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
В самом министерстве, в ответе на запрос от РБК-Украина, отметили, что проблема с МСЭК, как выяснилось, гораздо глубже, свою работу с комиссиями назвали недостаточной, а в качестве альтернативы предложили «экспертные команды». В их состав будут входить врачи-практики, в то же время ни один из бывших руководителей МСЭК не сможет попасть в экспертную команду.
«Проводить оценки будут в экспертных командах при многопрофильных больницах, где есть необходимые специалисты и возможность проводить дополнительные обследования. Направят на оценивание на основании четких критериев через отдельную электронную систему, в ней же будут фиксироваться все документы в рамках оценки, действия пользователей и типы принимаемых решений» , — отметили в ответе на запрос.
Убийство Ирины Фарион
19 июля во Львове неизвестный убил бывшую народную депутат Ирину Фарион — в нее выстрелили из пистолета у ее дома, когда она шла к такси. Женщину в критическом состоянии отвезли в больницу, в тот же вечер сообщили, что она умерла.
Поиск стрелка длился пять дней – полицейские прошерстили лес, просмотрели записи с камер наблюдения, провели предварительное расследование и вышли на предполагаемого преступника. Задержанным неожиданно для всех оказался 18-летний житель Днепра Вячеслав Зинченко. Его отвезли во Львов, где перед судебным заседанием правоохранительная верхушка дала брифинг. На нем подробно рассказали, как вышли на Зинченко и почему его подозревают в убийстве. src=»https://nk.org.ua/wp-content/uploads/2025/01/531c6deafb54aac7a8445d825c0aebcd.jpg» alt=» Коррупция, убийство и тендеры: самые громкие уголовные дела в Украине за год » />
Вячеслав Зинченко на суде (фото: Getty Images)
По версии следствия, Зинченко приехал во Львов, забрал из почты одежду — панамку Patagonia, темные очки, красную футболку с надписью «Los Angeles». В этой же одежде он несколько дней сидел недалеко от дома Фарион, фактически не двигаясь. Скриншоты видео с камер наблюдения, фиксировавшие вероятного стрелка, сидящего в красной футболке, панамке и очках, еще за несколько дней до задержания Зинченко, облетели все социальные сети и новостные каналы.
Затем, по словам следователей, 19 июля Зинченко зашел во двор к Фариону, надел красные перчатки, выстрелил в нее и скрылся. Камеры успели зафиксировать, как стрелок заходит в арку двора, а через несколько минут уже бежит вдоль домов. 21 июля Зинченко сел в поезд во Львове и отправился в Днепр, где его и задержали. Примечательно, что правоохранители, кроме различных экспертиз и свидетельских показаний, вычислили вероятного убийцу по ходу — они посмотрели записи с камер внешнего наблюдения, на которых идет стрелок, а затем сравнили их с идентичными записями, где в камеры попал уже сам Зинченко.
>
На брифинге показали несколько скриншотов по его телефону, переписку и запросы в поисковике – среди прочего, Зинченко искал адрес нардепа Максима Бужанского, причем искал он его уже после убийства Фарион. Еще в сети Зинченко нашли «прощальное» письмо. «Привет, я из Днепра, раз это сообщение тебе отправлено, значит, что-то пошло не по плану». Также он просит в случае чего объяснить отцу, что он скрывал «это» ради безопасности родителей, а не потому что он им не доверяет.
В тот же день состоялось первое судебное заседание, где Зинченко избрали меру пресечения. , защищал пророссийского пропагандиста Руслана Коцабу.
Затем Зинченко все-таки согласился ответить на вопросы прессы, но делал это очень избирательно – о Фарионе, например, он вообще не хотел говорить, критикуя вопросы СМИ. «А есть какие интересные вопросы? Нудятина какая-то, если честно», — сказал Зинченко в ответ на вопрос, что он делал во Львове.
Вячеслав Зинченко на суде (фото: Getty Images)
Сначала Зинченко инкриминировали статью 115 УК Украины — умышленное убийство, но уже по итогам брифинга и первого суда создавалось впечатление, что, вероятнее всего, дело вскоре переквалифицируют, изменив пункт статьи. Так и произошло — спустя почти полгода после трагедии Нацполи объявили, что сменили квалификацию. Теперь Зинченко обвиняют в убийстве на почве национальной нетерпимости. Сам он, по словам собеседника РБК-Украина в правоохранительных органах, молчит и отрицает свою причастность к убийству Фарион. При этом в первые дни после задержания Зинченко не возражал, но и не подтверждал
«Он сидел, читал всяческие статьи, «телеграммы» и прочее, где писали, что украинцев делят и так далее .И рассердился, решил, что Фарион дискриминирует русскоязычных украинцев, ни во что их не ставит. ее было легко найти, он ее элементарно высчитал», — говорит собеседник.
Взятка от Гринкевича
Скандал с семьей Гринкевичей произошел в конце 2023 года, но очередной эпизод и продолжение приобрел уже в 2024-м. 29 декабря 2023 года в ДБР заявили, что одному из руководителей отделом Бюро предложили взятку в сумме 500 тысяч долларов за то, чтобы она вернула арестованное имущество одному львовскому бизнесмену. Его задержали прямо в кафе, где он, судя по всему, и предлагал следователю деньги. Там же все 500 тысяч долларов и сосчитали.
Львовским бизнесменом оказался Игорь Гринкевич. Его семья владеет несколькими предприятиями, участвовавшими в тендерах Минобороны. Речь идет о трех фирмах, связанных с семьей Гринкевича — ООО «ТРЕЙД ЛАЙНС РИТЕЙЛ», ООО «Строительная компания СИТИГРАД» и «Строительный Альянс МОНТАЖПРОЕКТ».
Роман Гринкевич (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Эти фирмы выиграли в общей сложности 23 тендера на 1,5 млрд гривен, при этом шесть контрактов полностью не выполнены, а семь – частично. Еще восемь договоров исполнено с задержкой. После этого все три фирмы, занимавшиеся строительством, добавили к своим видам деятельности еще один – торговля текстильными товарами. Но ни доказательств наличия производства, ни опыта у них не было, и по тендерам это было отчетливо видно. Каким образом заказчик в лице Минобороны этого не заметил – неясно. По предварительным оценкам ДБР, ущерб государству от такой работы предприятий Гринкевичей составил 1 миллиард гривен.
«В ходе следствия было установлено, что к выполнению оборонных заказов были привлечены подконтрольные бизнесменные предприятия, ранее занимавшиеся строительством и не имевшие надлежащих производственных, складских и других мощностей для изготовления и хранения вещевого имущества для нужд Министерства обороны Украины. Это привело к убыткам бюджета за предварительными оценками на 1,2 млрд грн и в соответствии со срывом поставок», — говорится в прессрелизе ДБР.
Когда на Гринкевичей открыли по этому факту уголовное производство и заблокировали имущество, глава семьи — Игорь Гринкевич решил подкупить следователя ГБР, за что получил подозрение еще по одному делу.
Поскольку скандал опять же произошел на фоне войны, а речь шла о закупках Министерства обороны, расследования и суды происходили в условиях масштабного общественного резонанса. В октябре ДБР сообщило, что завершило расследование по Гринкевичам и передало дела в суд. По делу проходят пять человек — сам Игорь Гринкевич, его сын Роман и трое участников преступной схемы — Роман Тимкив, Андрей Колотило и Виктор Кузьминский, о чем РБК-Украина сообщили источники в правоохранительных органах.
Следует отметить, что сразу после задержания Гринкевичей в ДБР заявили, что будут проводить проверки в Минобороны. Это логично, потому что чиновники, допускавшие явно не подходящие для тендеров фирмы, также могут быть замешаны в коррупционных схемах. До конца года ДБР сообщило о подозрении экс-чиновнику Минобороны – по версии следствия, он списал «пеню» Гринкевичу почти на 94 млн грн. По словам источников РБК-Украина в правоохранительных органах, речь идет об одном из бывших директоров департамента Минобороны Максиме Гриценко.
***
Нельзя сказать, что в период войны преступлений стало больше. Но через призму фактически экзистенциальной борьбы за сохранение государства каждая кража из бюджета, убийство на почве национальной неприязни, любой скандал в армии выглядят гораздо более масштабными.
К примеру, за последний в 2024 году месяц в Украине набирает обороты история со издевательствами над военными, которые служат в 211 понтонно-постовой бригаде Сил поддержки ВСУ. Предварительно известно, что командир воинской части Олег Побережнюк привлекал военных к строительству своего дома в Хмельнитчине и закрывал глаза на многочисленные факты пыток и издевательств по поводу бойцов. Сначала его арестовали по факту злоупотребления служебным положением, но он вышел в залог 908 тысяч гривен. К концу года — 29 декабря Побережнюку вновь сообщили о подозрении в бездействии. Можно предположить, что подобные факты в армии были и раньше, но война обострила их восприятие, ведь речь идет о военных, а их ценность суверенитету Украины сложно переоценить.