В Украине хотят реформировать солидарную пенсионную систему (фото: Getty Images) Автор: Руслан Кисляк

Минсоцполитики задумало кардинально изменить солидарную пенсионную систему. В случае успеха реформы 80% украинцев получат возросшие пенсионные выплаты. При этом государство сможет существенно сэкономить на судьях и прокурорах. >

  • Что должно измениться в солидарной системе
  • Как должна измениться солидарная система
  • Как будет рассчитываться солидарная пенсия
  • Что будет со спецпенсиями
  • < li role="presentation">Что (не)да с предложениями Минсоцполитики

В Украине хотят просмотреть действующую пенсионную систему, кардинально реформировав солидарный уровень пенсионного обеспечения. И полномасштабная война – отнюдь не повод отказываться от попыток улучшить уровень жизни украинских пенсионеров. Министерство социальной политики обнародовало очередной проект пенсионной реформы.

Изменения направлены на повышение справедливости и достаточности размеров пенсий, которые назначаются и выплачиваются в солидарной пенсионной системе. По замыслу реализация реформы должна постепенно устранить диспропорции между размерами пенсий, назначенных в разных годах; существенно упростить механизм исчисления пенсии; обеспечить прямую взаимосвязь между размером страховых взносов, уплачиваемых гражданином в пенсионную систему, и размером пенсии, которую он будет получать в будущем. Одним из последствий реформы должно стать повышение размера пенсии для более чем 80% пенсионеров.

Что должно измениться в солидарной системе

Во-первых, должен измениться подход к исчислению размера пенсий. Сейчас дисбаланс в размерах ранее назначенных и вновь назначенных пенсий из-за применения различных показателей заработной платы. В результате применения различных зарплатных баз для учета пенсий, размер пенсионной выплаты у двух лиц, имеющих одинаковый стаж и зарплату, на сегодняшний день может отличаться более чем в полтора раза. Дополнительным фактором таких дисбалансов является установление различных надбавок и доплат, что привело к значительному различию в размерах выплат для пенсионеров, имеющих с точки зрения страховых принципов одинаковые пенсионные права.

Во-вторых, < strong>должна измениться формула индексации пенсий. Сегодня индексация производится исходя из размера средней зарплаты. Пенсия индексируется на коэффициент, равный 50% темпа роста усредненной за три года заработной платы, с которой уплачены страховые взносы, и 50% роста потребительских цен за предыдущий год. Такая формула индексации со временем существенно обесценивает размер пенсии, что требует периодического «осовременивания» пенсий. Это связано с тем, что в долгосрочном периоде в Украине, как правило, темпы роста заработной платы превышают темпы инфляции. Если не изменять механизм, коэффициент замещения (соотношение пенсии к зарплате) будет постоянно падать.

Кроме того, такая формула работает «обратно» к развитию экономики. Когда экономика растет, зарплаты растут, а соответственно, увеличиваются поступления от ЕСВ, – при этом рост пенсий замедляется, поскольку замедляется инфляция. И наоборот, когда экономика спадает, замедляется рост зарплат, уменьшаются поступления от ЕСВ – пенсии растут из-за роста темпов инфляции. При этом финансового ресурса при таких условиях повышения пенсий в бюджете нет и доходы работающего населения не растут.

Отдельной проблемой является то, что при ежегодной индексации пенсий перечисляется не вся совокупная выплата, а одна из ее составляющих – основной размер пенсии. При таких условиях часто возникают ситуации, когда во время индексации выплата не увеличивается или увеличивается всего на несколько гривен. Это приводит к ощущению несправедливости и уменьшению доверия к государству и пенсионной системе со стороны получателей пенсий.

В-третьих, должно быть покончено с непрозрачностью пенсионной системы и нивелированием страховых принципов. Для обеспечения поддержки пенсионерам, которые имели длительный страховой стаж, но низкие заработки, законодательными и правительственными актами устанавливались различные дополнительные доплаты и повышения минимальных размеров пенсионных выплат. Поэтому сумма пенсионной выплаты у отдельных пенсионеров может состоять из основного размера пенсии (страховой пенсии), который составляет менее 10%, а более 90% суммы – из надбавок и доплат, установленных в разные периоды. Это затрудняет понимание установленного размера пенсии и не стимулирует работающего человека легально работать.

Как должна измениться солидарная система

Для того чтобы украинские пенсионеры получали именно ту пенсию, которой они заслужили в рамках солидарной системы, предполагается применять для вычисления размера пенсий информацию суммы уплаченных страховых взносов вместо информации о заработной плате (доход), с которой уплачивался страховой взнос.

К солидарной пенсии не будет применяться ограничение ее максимальным размером.

Предполагается внедрение так называемой базовой пенсии заменит текущей громоздкой и непрозрачной системы многочисленных доплат и «дотяжек» Фактически речь идет о поглощении таких доплат одной суммой – базовой частью пенсии. /p>

Также планируется выведение вне понятие «пенсия» всех надбавок, выплат, имеющих статусный характер, и других привилегий, выплачиваемых за счет средств государственного бюджета.

Каждому украинцу в старости должна быть гарантирована базовая пенсия (фото: Getty Images)< /p>

Важно! Предлагается расширить охват пенсионным обеспечением лиц, достигших 65-летнего возраста, но не имеющих достаточно страхового стажа, хотя при этом уплатили достаточно большие суммы страховых взносов. В частности, должно предоставляться право на пенсию по возрасту независимо от имеющегося страхового стажа (в настоящее время минимальное требование 15 лет) лицам, достигшим 65 лет, при условии, что до этого времени они уплатили взносы в сумме, эквивалентной сумме взносов за 30 лет стажа с минимальной заработной платы.

Предполагается, что размер пенсии по возрастубудет равно сумме базовой пенсии по возрасту и страховой части пенсии, а также предусматривается повышение выплат за отсрочку времени выхода на пенсию. Размер базовой пенсии по возрасту не может быть менее 30 % минимальной заработной платы, уменьшенной на сумму отчислений налогов. своей занятости.

Реформа предполагает изменение подхода к перерасчета пенсии в связи с индексацией. Учитывая, что ключевым критерием уровня пенсионного обеспечения является коэффициент замещения, то есть процент от заработной платы, а также то, что темпы роста зарплат, как правило, превышают темпы инфляции, предлагается делать осовременивание пенсии на уровень роста средней заработной платы. Такой подход обеспечивает недопущение понижения размера пенсий. Рост пенсий будет соответствовать процессам, происходящим в экономике: возрастут заработные платы (увеличатся суммы поступлений от взносов) – возрастут пенсии; замедляется рост заработных плат – замедляется рост пенсий.

Также изменяются подходы к перерасчету пенсии для лиц, продолживших работать на пенсии. Для работающих пенсионеров перерасчет пенсий будет происходить автоматически, каждый год. Размер пенсии будет увеличиваться с учетом количества приобретенного дополнительного стажа.

Все имеющиеся сегодня доплаты, повышение, дополнительные пенсии, надбавки и другие доплаты к пенсии, имеющие условно статусный характер, или установленные за определенные заслуги или особенности работы, будут сохранены. Размер дополнительных выплат к пенсии будет устанавливаться как процент от базовой величины, размер которой на старте реформы будет эквивалентен размеру прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность. Это, уверяют инициаторы реформы, не будет сужать существующие права пенсионеров. В дальнейшем размер базовой величины будет утверждаться Верховной Радой в законе о Государственном бюджете на соответствующий год с учетом экономической динамики.

Как будет рассчитываться солидарная пенсия

Реформа предусматривает, что солидарная пенсия будет состоять из двух частей: базовой и страховой. Размер базовой пенсии будет составлять 30% от минимальной зарплаты после выплаты с нее налогов и сборов. Базовую пенсию будут получать все без исключения пенсионеры. Сейчас (при минимальной зарплате на уровне 8 тысяч гривен) размер базовой пенсии составлял бы 1848 гривен.

Для корректного исчисления страхового стажа с целью справедливого начисления пенсионных выплат предусматривается введение так называемых баллов для каждого участника солидарной системы. Именно балльная система начисления стажа, по задумке инициаторов реформы, должна устранить диспропорции между размерами пенсий, предназначенных в разных годах, для людей, имеющих одинаковый стаж и имеющих одинаковую зарплату.

Баллы будут начисляться в зависимости от суммы единого социального взноса (ЕСВ), которую работник уплатит в течение трудового периода. За уплату ЕСВ со средней по стране зарплаты будет насчитываться 10 баллов в месяц. Следовательно, за 35 лет, необходимых для ухода на пенсию, человек таким образом может заработать 4200 баллов. Если зарплата, с которой уплачивался ЕСВ, меньше или больше средней по стране по состоянию на конкретный месяц, то, соответственно, начисляется меньшее или большее количество баллов.

Стоимость балла будет определять правительство ежегодно в марте.

Формула расчета балла будет выглядеть так: средняя зарплата за предыдущий год (по данным Пенсионного фонда) умножается на коэффициент 0,3 и делится на упомянутые 4200< /strong>.

В 2024 году стоимость балла составляла бы 1,02 гривны.

Дальше – стоимость балла умножается на количество заработанных человеком при жизни баллов и таким образом получаем размер страховой части солидарной пенсии. Добавив гарантированную государством базовую пенсию, получим размер пенсионной выплаты, на которую может рассчитывать человек в рамках солидарной системы.

Таким образом, в 2024годе человек, который отработал 35 лет на среднюю зарплату с уплатой ЕСВ, получил бы 4292 гривны страховой пенсии. Плюс к этому – гарантированная государством базовая пенсия в размере 1848 гривен. Суммарно выходит 6140 гривен.

Что будет со спецпенсиями

По закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», максимальный размер пенсии в Украине ограничен десятью прожиточными минимумами, установленными для лиц, потерявших трудоспособность. Пока это 23 610 гривен. Вместе с тем, в Украине есть ряд категорий пенсионеров, которые получают значительно большие суммы выплат. В частности, это судьи. По данным Минсоцполитики, к началу 2023 года средняя судейская пенсия составляла более 96 тысяч гривен. Значительные пенсии получают также прокуроры, чернобыльцы, военные и силовики.

Чтобы сделать пенсионные выплаты разным категориям населения в рамках солидарной системы более справедливыми, инициаторы нынешней реформы предлагают ряд новаций.

Что касается пенсий для граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, – государственная социальная доплата за постоянное проживание на территориях радиоактивного загрязнения устанавливается исключительно для неработающих пенсионеров, постоянно проживающих в зоне безусловного или гарантированного добровольного отселения, при условии, что они проживали или работали на этих территориях по состоянию на 26 апреля 1986 года или в период с 26 апреля 1986 года по 1 января 1993 года года. Все остальные категории населения не имеют права на «чернобыльские» доплаты.

Пенсии более 10 «минималок» хотят ограничивать (фото: bank.gov.ua)

В отношении тех, кто получает пенсию более 10 прожиточных минимумов, инициаторы реформы предлагают применять специальные коэффициенты по суммам, превышающим десять минимумов.

Так, к сумме пенсии, превышающей 10 размеров прожиточного минимума и не превышающей 11 размеров, – предлагается применять коэффициент 0,6; к сумме от 11 до 13 минимумов – 0,5;

до суммы от 13 до 17 минимумов – 0,4;

до суммы от 17 до 21 минимума – 0,3;

до суммы свыше 21 минимум – 0,2.

Напомним, речь идет только о суммах, на которые может рассчитывать пенсионер в рамках солидарной. пенсионной системы Рассчитывать на существенные дополнительныепенсионные выплаты в старости украинцы могут только в случае длительной регулярной уплаты взносов в рамках обязательного или добровольного накопительного страхования.

Что (не)да с предложениями Минсоцполитики

На публикацию Минсоцполитики проекта пенсионных изменений публично отреагировал директор Института развития территорий Юрий Ганущак. В комментарии для РБК-Украина он, в частности, отметил, что предлагаемый для публичного обсуждения законопроект по существу на 80% повторяет нормы действующего закона «Об общеобязательном пенсионном страховании». Эксперт попытался выделить сильные и слабые стороны проекта реформы.

Предложение считать размер пенсий на основе более прозрачного механизма – очевидный «плюс» проекта. «Расчеты пенсионных выплат будут базироваться не на размере зарплаты, как это происходит сегодня, а на размере страховых взносов. Привязка расчета к сумме взносов четко дает понять бизнесу, что лоббирование снижения ставки ЕСВ автоматически уменьшает пенсию», – аргументирует собеседник.

Однако, по его словам, остается проблема структуры единого социального взноса. Ведь он включает в себя кроме непосредственно вкладов в Пенсионный фонд еще и взносы в два социальных фонда. И законопроектом пенсионные взносы не выделяются в отдельный вид страховых платежей. «Поэтому аргумент о том, что наконец пенсия напрямую зависит от взносов, слаб. Опять же, плательщиком ЕСВ остается работодатель, а не работник, чего нет нигде в Европе. Поэтому прямой заинтересованности работника в том, чтобы платить средства на будущую пенсию, так и не обеспечено», – говорит Ганущак.

Среди «плюсов» предлагаемой версии реформы – отмена нормы об индексации пенсий на величину инфляции, в пользу нормы об индексации исключительно на рост средней зарплаты.

«Предпринята попытка разграничить «заработанную пенсию» от социальной помощи, которая должна платиться из государственного бюджета. Это можно было бы приветствовать, если бы не предложение в духе социализма — появление базовой пенсии в размере 30% от минимальной платы. И это для всех — и для тех, кто ни дня не работал, и тех, кто получает высокую пенсию, как, например, судьи и правоохранители. Это дополнительных 30 млрд. грн. =»ltr»>Отмечает собеседник РБК-Украина тот факт, что пенсионный законопроект не предусматривает изменение ставки страховых отчислений в Пенсионный фонд. Так что ожидать коэффициент замещения больше нынешних 30% не приходится. А полагаться на добровольные дополнительные взносы без того, чтобы выделить отдельно пенсионные отчисления в структуре ЕСВ, тоже не следует – люди не поверят.

Важный нюанс, на который обращает внимание Юрий Ганущак: если от ФЛП требовать уплаты ЕСВ только от минимальной зарплаты, то следует честно их предупредить – пенсия тоже будет минимальной.

«В законопроекте нет формулы расчета пенсии, привязанной к актуарному возрасту (ожидаемый возраст жизни человека) – ред.). Как и привязки пенсионного возраста к тому же актуарному возрасту и среднему возрасту входа в страховую систему, который тоже растет. Поэтому болезненное решение об увеличении пенсионного возраста не просто откладывается. Система консервируется, что предвещает большие проблемы, особенно с резким нарушением демографической пирамиды», – предупреждает собеседник.

В любом случае, уверен эксперт, очередную попытку навести порядок в запутанном пенсионном законодательстве Украины следует приветствовать. Однако законопроект Минсоцполитики не предлагает комплексных решений по реформированию пенсионной системы в целом. Речь идет только об изменениях в солидарной системе.

Изменения, время которых давно пришло. Без этих изменений, по большому счету, большинство будущих украинских пенсионеров обречены на нищее существование, поскольку нынешняя солидарная пенсионная система фактически обанкротилась, представляя собой, по сути, финансовую пирамиду. Каждый год правительство вынуждено дотировать государственный Пенсионный фонд на сотни миллиардов гривен, поскольку солидарная система финансово не обеспечивает себя. Индексируя же пенсии без реального роста национальной экономики и, соответственно, зарплатного фонда, правительство лишь усиливает зависимость Пенсионного фонда от средств государственного бюджета.

В то же время введение обязательного накопительного пенсионного страхования остается под вопросом, хотя законодательные предпосылки для этого были созданы еще в 2003 году. С тех пор разные украинские правительства неоднократно пытались ввести так называемый второй уровень пенсионной системы. Последняя попытка была за несколько месяцев до начала полномасштабной войны – осенью 2021 года. Но пенсионная телега и сейчас там.

Едва ли не главная причина такой ситуации – отсутствие доверия населения и бизнеса к государству, которое должно было бы администрировать пенсионные сбережения граждан в рамках обязательной накопительной системы. Люди просто не уверены, что их пенсионные накопления банально не украдут, кстати, как это происходит в России. Следующая причина – отсутствие широкого спектра реально работающих надежных инвестиционных инструментов фондового рынка. В сущности, их не было на протяжении всей истории отечественного рынка капиталов. Полномасштабная же война поставила на этом вопросе если не крест, то логическое жирное троеточие.

Правда, государство не отказывается от идеи введения обязательного накопительного страхования. Более того, в Минсоцполитики предпочли бы сделать это уже с 1 января 2026 года. Как это может выглядеть и как реалистично во время войны – отдельный вопрос. И тема отдельной статьи.

www.rbc.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 3 января 2025