Абдул-Хаким Шишани (Фото РБК-Украина) Автор: Дмитрий Олейник
Абдул-Хаким Шишани, главнокомандующий ВС Чеченской Республики Ичкерия, в интервью РБК-Украина — о боевом опыте в российско-украинской войне, о сходствах и отличиях войн в Чечне, Сирии и Украине, об ослаблении позиций России на Ближнем Востоке, отношениях Путина и Кадырова, а также о том, почему Украине не выгодно замораживание войны.
Абдул-Хаким Шишани – человек, чье имя известно далеко за пределами Чечни. За его плечами участие в русско-чеченской войне, командование Центральным фронтом армии Ичкерии. После вынужденной эмиграции он продолжил свою миссию, возглавив чеченскую группировку в Сирии. Теперь Абдул-Хаким – главнокомандующий Вооруженными силами Чеченской Республики Ичкерия, он участвует в российско-украинской войне на стороне Украины.
В интервью РБК-Украина он делится своими мыслями о том, как войны в Чечне, Сирии и Украины связаны между собой. «В Чечне, Грузии, Сирии, Украине – где их только нет? В Афганистане они убивали, в Ливии находятся, в Африке», – говорит военный, указывая на агрессивную политику России.
Отдельное внимание Абдул-Хаким уделяет стойкости украинского народа: «Сказать, что Украина не выдержит или не победит, это для меня просто смешно». Он уверен, что борьба Украины за свою свободу – лишь часть большого процесса, который в итоге может изменить всю геополитическую карту региона. Ниже в тексте – главное из разговора, полную версию интервью смотрите на YouTube-каналеРБК-Украина.
О военном опыте в российско-украинской войне
Важно не то, как я попал сюда, а то, что я здесь и сражаюсь против общего врага. Я участвовал в операциях в Бахмуте, Торецке, Харькове и даже в Белгородской области. У нас не принято хвастаться своими достижениями.
Дух украинских военнослужащих поражает. Уровень их подготовки с каждым годом растет, а устойчивость остается неизменной. Уже три года мы видим устойчивость и дух украинского народа.
Почему россиянам удается продвигаться на фронте
Их тактика неизменна со времен Второй мировой войны – «мясные штурмы», когда бросают множество солдат без ответственности и подготовки. Пока в России 140 миллионов населения, они будут действовать так. Но я уверен, что Украина вернет свои территории. Если мировое сообщество продлит поддержку, это только вопрос времени.
Крым или Донбасс? Не вижу разницы. Если предоставят все необходимое, самолеты, дальнобойные системы, все, что нам нужно, все территории будут возвращены – и Крым, и Донбасс, и Херсон. Для Украины таким образом война закончится, но для нас (чеченцев – ред.) – нет, пока мы не вернем свои территории.
В чем отличие войны в Украине от войн в Чечне и Сирии
В Чечне была партизанская война, в Сирии – диверсионные операции. есть международная поддержка, чего не было в Чечне в 1990-х. Это дает Украине огромную. преимущество.
Почему Путину удалось победить в Чечне?
Они извлекли уроки из Первой чеченской войны: подготовили коллаборационистов вроде кадыровцев, использовали пытки, запугивание, похищение родных бойцов. Многих заставляли переходить на их сторону, и это нанесло большой вред нашему сопротивлению. В Украине такого сценария нет.
О войне в Сирии и ее влиянии на позиции России
Россия, Иран и Хезболла поддерживали режим Асада, из-за чего оппозиция оказалась разделенной и ослабленной. Однако война в Украине сильно ударила по ресурсам России, и на сегодняшний день оппозиция в Сирии действовала единым фронтом, что помогло изменить баланс сил на Ближнем Востоке. Позиции России там заметно ослабли. В геополитическом плане утрата Ближнего Востока сказывается на авторитете и имидже России. Плюс ко всему, это удар по Ирану – его обезглавили.
В Сирии с помощью союзников и соседей все получится. Можно сказать, что Турция объединила группы, конфликтовавшие между собой, и сейчас им будут помогать экономически и в военном плане. Сирийцы будут возвращаться домой. Те, которых я знаю, они не капризны, очень просты. Они вернутся, потому что им многое не нужно. И будут восстанавливать страну, если будут инвестиции.
О жестокости и военных преступлениях россиян
Те зверства, которые россияне устраивают в Украине, мы видели и в Чечне : убийства гражданских, бомбардировка школ и больниц, сотни братских могил, где убивали, закапывали. Тогда просто не было телефонов, СМИ, мы были в изоляции. Поэтому многое не зафиксировано. Но я считаю, что из миллиона населения Чечни треть были убиты.
История показывает, что это у них в крови.Без крови, без убийств они не любят. , это прекратится. Если нет, мы будем видеть те же сценарии, Чехия, Сирия, Украина. Везде, где они есть, есть преступления, убийства, насилие.
Будущее Чечни и Кавказа после распада России
История показывает, что распад России может начаться с Кавказа. Сегодня Кадыров сам говорит, что нужно готовиться к войне, готовить оружие. Он понимает, что если война в Украине закончится или произойдет заморозка конфликта, весь негатив и злоба обернутся против него. Поэтому он уже делает шаги по своей защите. Например, амнистирует тех, кто был в Сирии, и говорит их родственникам, что они могут вернуться домой, что к ним нет претензий. Это явный сигнал: Кадыров понимает, что грядут изменения, и пытается ослабить давление. Но очевидно, что весь этот негатив рано или поздно ударит по нему. Чеченцы устали от репрессий, пыток и убийств. Народ готов бороться за свободу. Если Россия развалится, поддержка мирового сообщества поможет Ичкерии и другим регионам обрести независимость.
О роли Кадырова и его войск в российско-украинской войне
Кадыровцы – это личная гвардия Путина, которая помогает ему контролировать Чечню. Их связывают общие преступления: убийства политических оппонентов, правозащитников и журналистов. >Пока есть Путин, есть Кадыров. Но как только Путина не станет, Кадырова тоже не будет. сможет договориться с новым лидером, особенно если это будет ставленник ФСБ. Очень многие у ФСБ недовольны Кадыровым и ждут ухода Путина, чтобы решить этот вопрос. /strong>
Партизанское движение всегда было, и мы стараемся сделать его более организованным и масштабным. Народ устал от репрессий и готов на все. Война в Украине только усилила напряжение: тех, кто не согласен с режимом Кадырова, отправляют на фронт, где погибают. Кадыров использует это как способ избавиться от недовольных.
90% чеченцев не хотят этой войны, они им не нужны. Если бы Кадыров и его близкие действительно верили в свою «священную войну», они бы сами ушли на фронт. Но их там нет. Отсиживаются в Курске, Белгородской области. Были под Киевом, но вообще ничего не смогли сделать. Они – инструмент пропаганды, а не реальная сила.
О последних атаках дронов в Чечне и реакции на это обычных чеченцев
На авторитет Кадырова это очень сильно влияет . Народ Чечни радуется каждому удару по объектам режима. Кадыров и его приближенные издеваются над своим народом: убивают, пытают, забирают имущество. Люди не видят в них своих защитников, видят врагов.
Но только ударами с воздуха Кадырова не свергнуть. Во всяком случае, нам придется вернуться в Чечню. Никто просто так не отдаст эту территорию. Если Россия развалится, то сам народ Чечни свергнет Кадырова. Без поддержки России его режим не продержится и два-три месяца. Люди устали от репрессий и готовы на все, чтобы избавиться от него.
Какие-то болезни у Кадырова есть, но я не думаю, что он умрет от этого. Если его не станет, Россия найдет ему замену. Таких, как он, у Путина много, и всегда можно назначить нового ставленника.
Об уровне подготовки и боевом духе российских военных, воюющих в Украине
Особой разницы между тем, что видел раньше и сейчас, нет. Сейчас они стали более подготовленными, но заметна одна особенность: они как будто накачаны чем-то. Реально уходят как зомби. Да, химическую стимуляцию использовали и во время мировых войн, но сейчас это особенно заметно у россиян. Они взрываются, убивают друг друга. В Чечне мы такого не видели. Там они застреливались, а здесь происходит что-то странное. Видно, что это система. Их ловят, отправляют на фронт. Большинство из них – это те, кого просто мобилизовали на полигонах через две недели, а затем бросили в бой.
О российском влиянии в Грузии и угрозе полномасштабной войны в стране
Кадыровцы принимают участие в подавлении протестов в Грузии. У нас есть информация, что 90% вероятности они там. Россия не отдаст Грузию просто так. Если у них не получится полностью контролировать территорию, я думаю, они могут зайти туда войной. Если протестующие поднимутся, Россия отправит танки.
Утратил ли мир Грузию? Да, если грузины не будут воевать за свою свободу и независимость. Надеюсь, что они будут драться, как это делают украинцы и как мы сражались в Чечне. Грузия всегда была важна для чеченцев и всего Кавказа. Их свобода – это и наша надежда.
О шансах Украины на победу
Я на этот вопрос не могу ответить однозначно, потому что у нас в Чечне ничего не было: ни боеприпасов, ни тыла, ни техники. Мы всегда находились в окружении. Мы сражались в таких условиях, где сравнение с нынешней ситуацией в Украине просто неуместно.
В Чечне мы боролись и побеждали, несмотря на все это. А в Украине есть поддержка Европы и всего мира. Сказать, что Украина не выдержит или не победит, мне просто смешно. Да, будет тяжело, но главное – проявить устойчивость и продолжать бороться.
Замораживать войну нельзя, по другому Россия употребляет это в собственных интересах. Поддержка Запада, устойчивость украинцев и их желание свободы – залог победы.
О будущем Чеченской республики Ичкерия
Мы очень благодарны украинскому народу за признание нашей территории оккупированной. Я уверен, что Ичкерия будет свободной, независимой, и у нас все будет хорошо.
Но такой сценарий связан с развалом России. Без этого нам будет очень тяжело достичь независимости. Победа Украины над Россией – это первый шаг. После этого с помощью мирового сообщества мы сможем создать независимое государство. Без поддержки в политическом и военном плане это будет сложно, как это было в 90-е. Тогда у нас не было международной поддержки. Но мы учли ошибки прошлого. Сейчас наши политики делают все, чтобы эта поддержка была, и мы надеемся на помощь мирового сообщества.
Конечно, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария – все они захотят отделиться. Если Россия станет разваливаться, эти регионы обязательно воспользуются шансом. Мы надеемся, что это приведет к свободе всего Кавказа.