Выборы на оккупированных украинских территориях (фото: Facebook-страница «Восточной правозащитной группы») Автор: Юлия Акимова < >Зачем россияне стремятся провести свои выборы" на оккупированных территориях, результат которых заранее известен, как они запугивают местное население и как РФ пытается играть в "правовое государство" в глазах Запада, – Об этом в материале журналистки РБК-Украина Юлии Акимовой.
При подготовке материала использовались комментарии ГУР и СБУ, главы пресс-службы Херсонской ОВ Александра Толоконникова, аналитика общественной организации «Опора» Дмитрия Баштового, а также информация из открытых источников.
В феврале и марте российские оккупанты проводят так называемые «досрочные президентские выборы» на захваченных украинских территориях. Процесс предваряет выборы президента России, которые запланированы на 15-17 марта. Захватчикам необходимо показать «лояльность» украинского населения и для достижения этой цели они используют два трека – внутренний и внешний.
Кроме очевидного факта, абсурда «выборов» в оккупации, российские войска, спецслужбы и кремлевские политтехнологи не брезгуют применять самые репрессивные инструменты, заставляя людей голосовать за Владимира Путина. В попытках создать видимость легитимности собственного пребывания на украинской территории, оккупационные власти создают «избирательные комиссии», угрожают работникам бюджетных сфер и заставляют людей голосовать под дулом автоматов.
Внутренний трек
В конце февраля на оккупированных территориях Украины стартовали досрочные «выборы» нынешнего президента России Владимира Путина. С 28 по 29 февраля их провели в одной части Херсонской области, с 1 по 3 марта – в другой.
Захватнические власти также заявили о «выборах» с 11 по 15 марта в Луганской области. В Запорожской области с 7 марта оккупанты начали схожие процессы в сельской местности, а в городах досрочные «выборы» стартуют 15 и 16 марта.
Подготовка к досрочному голосованию началась раньше. Украинская разведка еще 19 февраля сообщила, что кремлевские политтехнологи прибывают в захваченные города Украины для того, чтобы помочь местным коллаборантам и гауляйтерам подготовиться к «волеизъявлению». В СБУ добавили, что захватчики в это время ужесточают режим контроля местных жителей.
«В период подготовки и проведения «выборов» президента России, запланированных на 15-17 марта, оккупанты значительно усилили административно-полицейский и контрразведывательный режим. Это было сделано прежде всего, чтобы контролировать население и влиять на результаты голосования , прикрываясь мерами безопасности», – сообщили в СБУ в комментарии РБК-Украина.
Всем процессом управляет администрация президента. Основным куратором называют первого замглавы администрации Сергея Кириенко, на которого возложена задача «интегрировать» оккупированные украинские территории в РФ. Особенно его участие в кураторстве и не скрывают — он регулярно посещает захваченные города в Донецкой и Луганской областях, а недавно побывал и в Авдеевке. Кроме Кириенко, «выборами» также занимаются некоторые депутаты от «Единой России», но на них преимущественно возложена функция агитации.
Кириенко в так называемой «ДНР» (фото: Telegram-канал Пушилина)
В оккупации российские политтехнологи вместе с коллаборантами ищут себе команды – работников ЦИК, председателей комиссий, людей, ответственных за агитацию, за «собрание голосов» и их дальнейшую фальсификацию. Для этого в приказном порядке оккупанты привлекают работников бюджетных сфер, так или иначе зависящих от захватнической власти. Они обязаны предоставить им списки жителей, включая «мертвые души» – людей, которые либо уехали, либо погибли во время захвата территории. В дальнейшем их фамилии также будут использованы для «голосования» за Путина.
Сегодня имена глав «избирательных комиссий» оккупантов известны украинским спецслужбам. В Луганской области руководителем местного «ЦИК» стал Елена Кравченко, которая еще в 2018 году помогала организовывать «выборы» в Луганске. В Донецкой области главой «ЦИК» назначили Владимира Высоцкого. Он решил строить свою политическую карьеру сразу после вторжения российских войск на Донбасс – в 2014 году он выдвинул свою кандидатуру как депутата Новосельского сельского совета от партии ЛДПР. Его старания не прошли незамеченными, поэтому местные гауляйтеры неоднократно хвалили его «за особое отношение к республике и содействие избирательной комиссии ДНР».
В оккупированном Крыму председателем избрали Михаила Малышева – он с самого начала доказал свою преданность российским захватчикам, помогая им провести «референдум» на полуострове в 2014 году. Сегодня Малышев заочно осужден за государственную измену, но сам еще в 2019 году заявил, что родился в Советском союзе и «присягу украинскому народу не давал».
В оккупированной части Запорожской области председательствовать на выборах назначили Галину Катющенко. Она родилась в белорусском Витебске, но жила в Мелитополе и до вторжения занималась частным бизнесом, а затем вступила в партию «Оппозиционный блок». Катющенко также строит свою политическую карьеру, для чего даже поступила в Севастопольский университет по специальности «политология». После вторжения и «референдумов» за присоединение оккупированных территорий к РФ, Катющенко заявила, что «Запорожская область вернулась домой».
В Херсонской области главой «избирательной комиссии» назначили Марину Захарову. Она родилась в Донецке, и это показательно, что в Херсоне не смогли найти гауляйтера, способного возглавить «избирком». В оккупированном Донецке Захарова работала в министерстве труда и соцполитики ДНР, а позже была директором департамента внутренней и внешней политики Херсонской области. Всем пяти «председателям избиркомов» СБУ заочно объявила о подозрении по статье о коллаборационной деятельности.
Сотрудников в «избиркомы» чаще всего набирают из работников бюджетной сферы. Также есть основания полагать, что там будут работать россияне, которые переехали на оккупированные территории в рамках «трудовой эмиграции». Учитывая тот факт, что в Кремле заявили о 6 миллионах потенциальных «избирателей», возможно, часть из них будут составлять россияне, которые «мигрировали» в Украину. Однако ни о каких шести миллионах и в этом случае речь не может идти.
Гауляйтеры пытаются проводить агитацию за Путина, но назвать ее масштабной сложно. К тому же пропаганда российских властей начинается сразу после захвата территории. Поэтому до выборов нарративы о том, что «Россия – это Путин» лишь подсвечивают, о чем говорит аналитик общественной организации «Опора» Дмитрий Баштовой.
«Мы обратили внимание, что у них есть основной лозунг «Вместе мы – сила, голосуем за Россию», это, по сути, коммуникирует основной месседж избирательной кампании «Путин – Россия». Другие кандидаты даже не конкуренты, они просто призраки, которые просто призраки, которые делают вид, что выборы легитимны», – заявил Баштовой в комментарии РБК-Украина.
Это несколько отличается от того, что происходит в России. Если россиян Кремль пытается убедить, что другие кандидаты вроде бы тоже участвуют, в оккупации от украинцев требуют проголосовать за Путина, угрожая расправой, отмечает руководитель пресс-офиса Херсонской военной администрации Александр Толоконников. По его словам, работники так называемых ЦИК вместе с вооруженными российскими солдатами совершают обход домов, где в безальтернативной манере предлагают поставить в бюллетене «птичку» за Путина.
«Люди понимают, во что это может вылиться в будущем (если отказать в голосовании – ред.). Или подписать бумажку, или ты подвергаешь опасности себя и своих родных и через неделю к тебе может прийти ФСБ с проверками, с обысками, и забрать «на подвал». Люди это понимают. Никто не отворачивается (пока человек «голосует» – ред.), там даже вариантов нет, как за кого-то другого голосовать, потому что возникнут проблемы», – отметил Толоконников.
«Выборы» в оккупированном Мариуполе) em>
Об этом говорят и в СБУ. По их информации, в оккупированных частях Херсонской и Запорожской областей россияне проводили выборы в формате подомового обхода. С 24 февраля происходило псевдоголосование в отдельных воинских частях на линии боевого столкновения и в оккупированном Крыму.
Голосовать можно фактически где угодно – человека ловят на улице и заставляют расписаться в бюллетене прямо на скамейке. В городах оборудовали «мобильные пункты» для голосования – палатки с агитационными материалами. Адреса избирательных участков засекречены – оккупанты объясняют это тем, что ВСУ, зная о том, где расположены пункты для голосования, могут ударить по ним ракетами или дронами. Таким образом, захватчики пытаются убедить местное население в том, что украинские власти не будут жалеть своих, поэтому безопаснее быть на стороне оккупантов.
Также в Кремле решили, что голосовать жители оккупированных территорий могут даже с паспортом Украины. Это свидетельствует о провале насильственной паспортизации, но благодаря такому шагу оккупанты могут зафиксировать тех, кто не взял российский паспорт, и в дальнейшем давить на них адресно.
Во многих оккупированных районах Донецкой и Луганской областей » выборы проходят далеко не впервые и там у захватчиков все подготовлено заранее. Чего не скажешь о Херсонской области, где комиссии ЦИК вынуждены «гастролировать» из общины в общину.
«Досрочные выборы продолжались с 27 по 29 февраля, затем они переехали в Геническую общину, что указывает на то, что у них очень мало коллаборантов, которые согласились организовывать эти выборы, поэтому они их растягивают и сделали досрочными. Они создали несколько бригад с рабочими» избиркома», – отмечает Толоконников.
В попытках легитимировать себя на «новоприобретенных» территориях, оккупанты даже создали свою участковую избирательную комиссию в захваченной Авдеевке. Особенно абсурдно это выглядит на фоне полностью разрушенного города и нескольких десятков оставшихся там людей. Однако россиянам не важна реальная картина – своему внутреннему потребителю Кремль «продаст» выборы в Авдеевке как волеизъявление тех нескольких людей, которые «дождались Россию» и «возвратились домой».
В целом в Кремле уже знают, какой результат псевдовыборов будет на оккупированных территориях. По словам представителя Главного управления разведки Вадима Скибицкого в комментарии РБК-Украина, Путин поставил задачу «нарисовать» 75% поддержки его кандидатуры. Но в Кремле готовы пойти дальше.
«Его прислужники, чтобы выслужиться, вероятно, «нарисуют» 85%, а то и больше. Эти цифры имеют значение исключительно для Путина и российской пропаганды, чтобы пытаться показать его поддержку как по России, так и на оккупированных территориях», — отметил Скибицкий. По другой информации, цифры «за Путина» могут рисовать чуть ли не до его абсолютной поддержки.
При этом по информации Центра национального сопротивления, в Кремле надеются на 30% явки. «В Кремле надеются, что 30% жителей временно оккупированных территорий добровольно примут участие в фарсе под названием «выборы президента РФ». Именно 30% являются задачей гауляйтеров, которую поставили в Москве. В то же время россияне будут рисовать более 70%, поэтому и делают все возможное, чтобы скрыть отсутствие явки», – говорится в сообщении.
В Крыму выгружают бюллетени для голосования (фото: Getty Images)
Разыгрывая на оккупированных территориях так называемые выборы, Россия пытается играть роль правового государства. Кремлю важно, чтобы россияне видели, как на захваченных украинских землях местные жители голосуют за Путина. Таким образом они показывают украинцам, что легализовались в их городах, а россиянам – что война происходит не зря и жители Украины поддерживают российского диктатора.
«Это делается для того, чтобы затянуть их (жителей оккупированных) территорий – ред.) в политическое поле, продемонстрировать, что «мы уже здесь». Плюс – показать это действо, каким бы оно ни было. Россия пытается играть в правовое государство, хотя сама уже нарушила, кажется, все международные нормы, которые только возможные», – отмечает Башенный.
Внешний трек
Еще одна важная цель выборов в захваченных городах Украины – продемонстрировать западным странам лояльность украинского населения. Официально российское руководство постоянно подчеркивает пропасть между РФ и Западом, говорит о собственной самостоятельности, политике изоляционизма и объединении с такими же странами-изгоями, как сама Россия.
На самом деле Кремль стремится максимально легализовать свои действия не только перед внутренним, но и внешним потребителем. В картинке Кремля, которую он «рисует» жителям Европы и Америки, посягательство на суверенитет чужого государства не столь приоритетно, как самоидентификация живущего там народа.
Таким образом, Россия затягивает Запад на поле, где можно свободно манипулировать и тасовать факты, а иногда и полностью искажать реальность, ведь узнать о том, что действительно думают жители оккупированных территорий о россиянах, сложно.
Также для того чтобы «легитимизировать» себя в глазах Запада, Россия пригласила на выборы так называемых наблюдателей. «Они позвали на выборы ручных наблюдателей от Беларуси, Венесуэлы, стран СНГ, и таким образом хотят продемонстрировать международной публике, что есть поддержка, что соблюдены демократические стандарты. Это и является главной целью», — отметил Баштовой.
Параллельно с этим в международном треке от российских дипломатов звучат постоянно обвинения Запада в лицемерии. Представители российских властей сравнивают сегодняшние «выборы» в оккупации с происходившими, например, в Косово в конце 90-х годов, когда по итогам референдума страна провозгласила свою независимость. Об этом говорила представитель российского МИД Мария Захарова.
«Год назад жители (оккупированных украинских территорий – ред.) реализовали свое законное право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, Международными пактами о правах человека 1966 г., Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г., а также решением Международного суда ООН по Косово от 22 июля 2010 г., которое подтвердило тот факт, что одностороннее провозглашение независимости главой государства не нарушает какой-либо нормы международного права», – заявляла ранее Захарова.
Россияне при этом забывают уточнить, что выборы в том же Косово проходили без оккупации иностранными захватчиками, а подавляющее большинство жителей края давно идентифицировало себя отдельно от бывшей метрополии.
«Там такая многоуровневая пропаганда, которая манипулирует многими международными актами. Они паразитируют на теме разных историй, избирательных практик в мире. И эти выборы (на оккупированных территориях Украины – ред.) постоянно подаются, мол, люди просто захотели избрать себе ту или иную власть , сделать самоидентификацию, самоопределение народов», – добавил Баштовой.
Безусловно, Кремлю было бы проще сделать несколько фотографий с «бюджетниками» в футболках «Мы за Путина», и не вкладывать средства в создание избирательных комиссий, бюллетеней и другую атрибутику показательной демократии. Но для того, чтобы найти среди западных государств поддержку или как минимум иметь на что опираться, РФ необходимо провести «выборы». Тот факт, что людей заставляют голосовать под дулами автоматов, на скамейках на улице, расписываться в бюллетенях за «мертвые души», не попадет в окончательную картинку «выборов». Хотя, по данным информированного собеседника РБК-Украина, особо усложнять себя реальным подсчетом собранных таким путем голосов оккупанты не планируют – «подсчет» просто погонят под спущенный сверху результат «волеизъявления».
Агитационный плакат (фото: Getty Images)
Однако уже сейчас можно уверенно утверждать, что западные государства не согласятся с результатами так называемых выборов, поскольку, какими бы они ни были представлены, это «выборы», которые проходят в условиях оккупации, а следовательно, они по определению не могут быть демократическими.
Единственные страны, которые, по мнению Баштового, могут как минимум соблюсти нейтралитет в вопросе «выборов», – это те, которые придерживались его и до этого. К ним относятся Китай, Индия и возможно Турция, а также некоторые африканские партнеры. Но и они вряд ли будут приветствовать Кремль с «избранием» Путина на оккупированной части Украины.
Как бы абсурдно ни выглядела ситуация, важно понимать, что легитимизация – процесс длительный и он все же больше направлен на захваченное население. Кремлю очень важно, чтобы находящиеся в оккупации украинцы перестали сопротивляться и, наконец, признали его власть. Россия будет применять все доступные ей инструменты для достижения этой цели, включая насильственную депортацию украинцев и заселение в их дома россиян. Поэтому, чем дольше продолжается захват территории, тем сложнее будет в будущем интегрировать ее в общее украинское пространство.