Глава НБУ Андрей Пышный, премьер-министр Денис финансов Сергей Марченко (фото: kmu.gov.ua) Автор: Руслан Кисляк
Какими будут основные параметры украинской экономики в 2025 году – ВВП, инфляция, курс гривны, бюджетный дефицит и государственный долг, резервы НБУ и текущий счет. Детальнее – в обзоре финансового редактора РБК-Украина Руслана Кисляка.
Содержание
- Риски, которые остаются с нами
- Как будет выглядеть экономика Украины
- Консенсус-прогноз на 2025 год
Редакция РБК-Украина обратилась в ряд инвестиционных компаний, банков, известных инвестбанкиров и аналитиков с просьбой спрогнозировать основные макроэкономические показатели Украины на 2025 год.
Прогноз включает следующие индикаторы: реальный ВВП, номинальный ВВП, потребительская инфляция (средняя за год и на конец года), курс гривны к доллару США (средний за год и на конец года), дефицит государственного бюджета, государственный долг, состояние текущего счета, учетная ставка НБУ, золотовалютные резервы НБУ.
Риски, которые остаются с нами
Главным риском, который будет с нами в течение ближайшего года и будет влиять на все сферы жизни, будет война. из-за войны сохраняются риски потери людей, территорий, производств и связанного с этим уменьшения экономического потенциала. Скорость возврата экономики к нормальным условиям будет зависеть от характера и продолжительности войны.
Среди других рисков, связанных с войной – возникновение дополнительных бюджетных потребностей, возможно дополнительное повышение налогов, дальнейшее повреждение инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, углубление миграции и увеличение дефицита рабочих на рынке труда. Такой прогноз в конце прошлого года озвучил глава Национального банка Андрей Пышный.
Несмотря на то, по его мнению, возможны и положительные сценарии событий, связанные, в частности, с ускорением евроинтеграционных процессов.
И хотя существенная неопределенность во многих сферах жизни остается, но по сравнению с периодом начала великой войны эта неопределенность значительно уменьшилась. Так, отмечает глава НБУ, банки и платежи бесперебойно работают, энергетики еще раз демонстрируют, что могут делать чудеса, поднимая энергосистему, а бизнес и население – чрезвычайную способность к адаптации.
На этом фоне гривна продолжает выполнять роль полноценной денежной единицы, оставаясь мерой стоимости, средством платежей и сбережений. Риски поступления международного финансирования ощутимо снизились. А центробанк перешел к гибкому таргетированию инфляции.
И все же публично предостерегает экс-председатель совета НБУ, заведующий кафедрой КНЭУ им. Гетмана Богдан Данилишин, снижение объемов и нарушение ритмичности международной поддержки Украины через политические процессы в странах-партнерах могут причинить существенный вред финансовой стабильности и обороноспособности Украины. А потенциально возможное возобновление блокады грузовых перевозок на западной границе и ограничение морских транспортных путей негативно повлияет на внешнеторговый баланс, что будет генерировать риски для валютной стабильности.
О возможных рисках для Украины в 2025 году речь идет, в частности, в декабрьском Меморандуме об экономической и финансовой политике в рамках Механизма расширенного финансирования (EFF) Международного валютного фонда. В частности, риски безопасности могут сохраняться дольше, чем ожидается. и приведет к возникновению дополнительных потребностей в финансировании. повлияет на настроения компаний и домохозяйств, а также на курсовые и инфляционные ожидания, будет препятствовать возвращению мигрантов, углубит диспропорции на рынке труда, задержит частные инвестиции. И все это будет негативно влиять на экономический рост. Могут существенно прерваться экспортные транзитные маршруты, может быть нанесен дальнейший масштабный ущерб энергетической инфраструктуре или могут повториться перебои в цепях поставок, что повлияет на производственные затраты и прибыльность предприятий.»Хотя краткосрочные риски по внешнему финансированию уменьшились после недавних выплат и подписания соглашения о финансировании ERA (гранты для Украины на 50 млрд долларов за счет будущих доходов от арестованных активов центробанка РФ – ред.), дефицит или задержки финансирования могут повториться, усугубляя финансовые ограничения и требуя сложных компромиссов в политике. Более того, в случае материализации таких рисков может быть трудно мобилизовать необходимые дополнительные объемы внутреннего финансирования», – говорится в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ.
О возможных рисках украинской экономики предупреждают также аналитики инвесткомпании Dragon Capital. Ключевые риски связаны, в частности, с более существенным повреждением критической инфраструктуры: генерирующих и распределительных электроэнергетических. мощностей, газовых активов, портов Черного моря.
«Также продвижение российской армии в Донецкой области ставит под угрозу работу ключевого актива по добыванию коксующегося угля. Однако мы оцениваем, что потенциальная потеря этих производственных мощностей будет иметь ограниченное негативное влияние на экономику», — уверяют в Dragon Capital.
Другие, менее существенные риски связаны с погодными условиями, которые будут влиять на дефицит электроэнергии и урожаи сельскохозяйственных культур; колебаниями курса пары доллар/евро, поскольку украинская экономика постепенно переориентируется на евро; и динамикой цен на основных товарных рынках ЕС и мира (зерновые, руды, металлы, нефть, газ и электроэнергия).
Но не все так плохо, как может показаться. Несмотря на подобные предостережения, опрошенные РБК-Украина эксперты сдержанно оптимистичны в оценках экономических перспектив Украины в течение ближайшего года. По мнению аналитиков инвесткомпании ICU, в течение большей части 2025 года украинская экономика будет функционировать в тех безопасных. сложившихся условиях.
«К счастью, финансовой помощи, которую обязались предоставить наши партнеры в 2025 году, будет полностью достаточно, чтобы гарантировать макроэкономическую стабильность и чтобы бизнес и население не имели дела со значительными экономическими вызовами», – говорит в комментарии для РБК-Украина руководитель подразделения макроэкономических исследований ICU Виталий Ваврищук.
Аналитики Dragon Capital отмечают: поскольку результаты президентских выборов в США могут оказать существенное влияние на геополитическую расстановку сил, растет вероятность сценария, по которому интенсивность боевых действий в Украине существенно снизится или прекратится, по крайней мере, временно.
«С целью моделирования развития экономики при таком сценарии мы предполагаем, что боевые действия приостановятся в начале 2025 года. Однако без формального подписания мирового соглашения риск повторной эскалации будет оставаться высоким», – говорится в прогнозе компании.
В таких предположениях Украина сможет сократить численность сил обороны и военные расходы, однако о возвращении к довоенным показателям речь не идет, ведь страна будет вынуждена поддерживать высокую боевую готовность и аккумулировать оружие на случай повторной эскалации.
«Опираясь на опыт других стран, функционирующих в условиях угрозы военного вторжения, таких как Израиль и Тайвань, мы оцениваем, что численность сил обороны может снизиться примерно до 700 тыс. человек, или 2 ,2% от наличного населения.сократиться почти в два раза по сравнению с базовым сценарием», – прогнозируют в Dragon Capital. В то же время благодаря пакету ERA правительство не будет существенных финансовых ограничений и сможет увеличить невоенные расходы, в том числе социальные и капитальные.
Как будет выглядеть экономика Украины
Как могут выглядеть в 2025 году основные параметры украинской экономики – реальный и номинальный ВВП, курс гривны и потребительская инфляция – можно увидеть в инфографике ниже.
В Министерстве финансов Украины ожидают, что в 2025 году экономика страны продолжит восстанавливаться, несмотря на то, что война с Россией длится дольше, чем многие прогнозировали. Однако экономический рост будет сопровождаться существенной инфляцией. Это произойдет, в частности, из-за роста расходов бизнеса на рабочую силу и роста стоимости энергоресурсов, а также девальвации гривны.
Дальнейшая стабилизация ситуации в энергетическом секторе, большие урожаи и стимулирующая налоговая политика государства будут поддерживать рост в 2025 году, ожидаемый на уровне 2,5-3,5%. Ожидается, что инфляция замедлится до 7,5% к концу 2025-го после ускорения в первой половине года, обусловленного прежде всего эффектом базы сравнения.
В 2025 году дефицит текущего счета увеличится до 29, 3 млрд долларов из-за дальнейшего сокращения грантового финансирования, высоких потребностей в импорте и ниже урожай зерновых в 2024 году. Прогнозируется, что за счет значительного финансирования от международных партнеров резервы НБУ составят 43,3 млрд долларов на конец 2025 года. Соответствующие прогнозы правительство прописало в Меморандуме с МВФ.
Национальный банк Украиныв декабрьском Отчете о финансовой стабильности констатирует: экономика Украины устойчиво растет в сверхсложных условиях. В то же время, значительные дефициты бюджета, текущего счета платежного баланса и, соответственно, иностранной валюты на рынке сохраняются. Потребности Украины в средствах обеспечивает значительная международная поддержка, достаточные объемы которой подтверждены и на 2025 год. В 2025 году экономика Украины продолжит рост. Экономическому росту будут способствовать значительные государственные капитальные расходы, в частности в оборонно-промышленном комплексе, и наращивание экспорта с учетом стабильной работы морских портов и расширения производства в металлургии и добывающей промышленности.
НБУ прогнозирует, что , несмотря на все вызовы, рост реального ВВП в 2025 году ускорится до 4,3%. Его обеспечит восстановление энергетической инфраструктуры. Будут способствовать росту также сохранения значительных бюджетных стимулов, устойчивый внутренний и внешний спрос, а также лучшие погодные условия.
Международная помощь обеспечит запас крепости на весь 2025 год, прогнозируют в НБУ. В следующем году, по оценкам Министерства финансов Украины, дефицит бюджета снизится с 23% ВВП (в 2024-м) – до 19% ВВП. Правительство будет полностью финансировать его средствами международной помощи: в 2025 году ожидается поступление более 38 млрд долларов от партнеров.
Рост дефицита текущего счета продлится в 2025 году, прогнозируют в НБУ. Стабильная работа морского коридора ослабила логистические ограничения и способствовала наращиванию экспорта. Однако из-за продолжительной войны экспортный потенциал растет очень медленно. В то же время спрос на импорт устойчив и дальше расти, в частности на товары военного назначения и энергетическое оборудование. Эти факторы будут определять расширение дефицита торговли с 35 млрд долларов в 2024 году до 38 млрд долларов в 2025 году. Дополнительный отток средств будут влечь уже принятые меры валютной либерализации, в частности разрешение на частичную выплату дивидендов.
Достаточный запас международных резервов сохранится, невзирая на значительные интервенции НБУ. Поступление международной помощи позволяет поддерживать международные резервы на достаточном уровне, несмотря на увеличение спроса на валюту.
Текущее ускорение инфляции будет непродолжительным, прогнозируют в НБУ. Скорее всего, инфляция будет оставаться на двузнаковом уровне в первом полугодии 2025 года. Инфляционное давление от удорожания продовольственных товаров ожидаемо ослабит после поступления на рынок продукции нового урожая. Снижению инфляции будут способствовать, в частности, устойчивость энергетического сектора и снижение цен на энергоресурсы на мировом рынке. В дальнейшем будет давить на цены рост производственных затрат, прежде всего на оплату труда вследствие повышения зарплат и дефицита кадров. К цели 5%, по прогнозу НБУ, инфляция вернется только в 2026 году.
Аналитики инвесткомпании ICUконстатируют: несмотря на многочисленные препятствия, связанные, в частности, с ситуацией безопасности, экономическое восстановление в стране продолжается. Ключевым фактором остается внутреннее частное потребление, подпитываемое ростом доходов населения. Жесткая конкуренция за работников вынуждает работодателей повышать зарплаты. Экспорт также существенно способствует оживлению экономики благодаря бесперебойному функционированию черноморского коридора (этот морской коридор заменил так называемый зерновой коридор, который Россия односторонне прекратила в 2023 году). В то же время роль правительственных расходов в поддержании экономического роста минимальна из-за сокращения дефицита бюджета.
Условия работы экономики в 2025 году не будут существенно отличаться от условий в 2024 году.
«Дополнительно мы видим определенные новые препятствия. Во-первых, правительство и дальше будет сокращать дефицит государственного бюджета. Это ограничит потребление государственного сектора и трансферты населению в следующем году», – прогнозируют в ICU.
Темпы роста частного потребления домохозяйств также несколько снизятся из-за более медленного роста доходов. Хотя конкуренция за рабочую силу будет подпитывать зарплаты в частном секторе, в государственном секторе рост зарплат существенно замедлится из-за неизменного уровня минимальной зарплаты по сравнению с 2024 годом. Повышение военного сбора с 1,5% до 5% также ограничит рост доходов домохозяйств.
Что касается экспорта, то ситуация вряд ли изменится принципиально, если морской коридор и дальше будет функционировать бесперебойно. Однако поддерживать высокие темпы роста экспорта будет все сложнее.
«2024 год стал первым полным годом, когда промышленные экспортеры могли беспрепятственно использовать возможности транспортировки товаров за границу по морскому пути. Это дало мощный толчок росту объемов, но этот эффект был одноразовым, поэтому он станет значительно менее весомым», – отмечает Виталий Ваврищук.
Перебы в поставках электроэнергии также будут оставаться ограничительным фактором для экономики.
С учетом этих соображений аналитики ICU ожидают замедления роста ВВП в 2025 году до 3,4%.
Что касается инфляции, в компании прогнозируют ее снижение после роста в последние месяцы 2024 года – до 7% к концу 2025-го. Хотя в течение зимних и весенних месяцев он будет превышать 10%. Прогноз ICU основан на нескольких предположениях. Во-первых, урожай зерновых культур, овощей и фруктов нормализуется после резкого снижения из-за беспрецедентной засухи в 2024-м. Далее цикл повышения тарифов на электроэнергию для населения завершится (они выросли совокупно на 178% с июня 2023 года, поэтому дальнейший пересмотр тарифов очень маловероятен). На снижение инфляции повлияет замедление роста доходов населения из-за замораживания минимальной зарплаты на следующий год и повышения ставки военного сбора.
В компании уверены, что повышение Национальным банком в конце 2024 года учетной ставки до 13,5%, которое произошло для снижения инфляции, не будет длительным, а возвращение к смягчению монетарной политики почти гарантировано во второй половине 2025 года. Поэтому в конце 2025-го можно ожидать учетную ставку на уровне 12%.
НБУ также продолжит постепенно ослаблять гривну. В настоящее время обменный курс гривни полностью зависит от видения НБУ его оптимального уровня, а рыночные факторы оказывают очень ограниченное влияние на курсообразование.
«Мы считаем, что НБУ продолжит постепенно ослаблять курс. Ослабление гривны, вероятно, будет минимальным в течение первой половины 2025 года, ведь НБУ будет стремиться не создавать новые проинфляционные риски. Однако после того, как инфляция начнет замедляться во втором полугодии 2025 года, НБУ может позволить более стремительное ослабление гривны», – говорит Виталий Ваврищук.
В компании прогнозируют девальвацию гривны по результатам полного года не более чем на 10%, а курс в конце следующего декабря – несколько ниже 46 гривен за доллар.
В инвестиционной компании Dragon Capitalнаряду с базовым (условно пессимистическим) сценарием озвучивают альтернативный (условно оптимистический) прогноз событий на 2025 год и их влияние на экономику Украины. Если базовый сценарий предполагает продолжение активной фазы войны в течение всего 2025 года, то альтернативный предполагает возможность прекращения огня в первом квартале года.
При таких предположениях Украина сможет сократить расходы на оборону почти в два раза по сравнению с базовым сценарием – до 30 млрд долларов, или 15% от ВВП.
«Однако мы считаем, что рост невоенных расходов в 2025 году будет умеренным, частично из-за ограниченной способности внедрять крупные проекты восстановления в течение короткого срока, частично из-за требований МВФ, который будет настаивать на взвешенной фискальной политике. Таким образом, мы оцениваем, что дефицит бюджета в альтернативном сценарии сократится до 12-15% ВВП (25-30 млрд долларов), а соотношение госдолга к ВВП снизится до 85-88%», – прогнозируют в Dragon Capital.
В компании ожидают, что темпы роста экономики в таком случае могут ускориться до 5-7% в 2025 году, в первую очередь за счет улучшения потребительских настроений, частичного возвращения вынужденных мигрантов и активизации инвестиций. Вместе с тем возобновление экспорта будет незначительным из-за потери производительных активов, в первую очередь в металлургии и сельском хозяйстве.
Из-за утраченных экспортных мощностей и высокой потребности в импорте внешнеторговый дефицит останется высоким, но ситуация на валютном рынке улучшится благодаря уменьшению расходов вынужденных переселенцев за границей и оттоку капитала по другим каналам.
Сохранение макроэкономической стабильности и понижение инфляции, вероятно, останутся основными приоритетами НБУ. Поскольку скорее экономическое восстановление будет сопровождаться более высокой инфляцией по сравнению с базовым сценарием, Нацбанк будет поддерживать более жесткое состояние монетарной политики. Однако контролируемое ослабление гривни, вероятно, продолжится, а его темпы будут зависеть от динамики оттока капитала. В любом случае, у НБУ будет достаточно ресурсов, чтобы не допустить резких изменений валютного курса, уверены аналитики Dragon Capital.
С расширенным консенсус-прогнозом относительно параметров украинской экономики в 2025 году можно ознакомиться в таблице ниже.
Экономический консенсус-прогноз на 2025 год
* – Институт экономических исследований и политических консультаций; ** – к учету средств от партнеров
В консенсус-прогнозе мы использовали комментарии: инвесткомпании Dragon Capital, инвесткомпании ICU, Сбербанка, Райффайзен Банка, Института экономических исследований и политических консультаций; соучредителя робо-эдвайзера HUG'S и экс-совладельца инвесткомпании Capital Times Эрика Наймана; соучредителя First Kyiv Investment Club, преподавателя Эдинбургской бизнес-школы Ивана Компана; президента инвестгруппы «Универ» Тараса Козака; финансового аналитика Андрея Шевчишина, а также публичные прогнозы Правительства (Министерства финансов, Министерства экономики), Национального банка Украины, Международного валютного фонда.