Добыча российской нефти (фото: Getty Images) Автор: Дмитрий Сидоров

Экономика России три года финансирует полномасштабную войну против Украины. Военные расходы раскрутили маховик инфляции, вымывают трудовые ресурсы и забирают большую часть накопленных в мирное время резервов. Как война подрывает экономику страны-агрессора, какие проблемы уже нельзя игнорировать и есть ли запас прочности в РФ – ? в материале журналиста РБК-Украина Дмитрия Сидорова.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Сценарий стагфляции

  • Ресурсы для экономики войны

  • Санкционное давление

Сценарий стагфляции

Три года войны означает для России три года жизни под жесткими санкциями коллективного Запада. Несмотря на усилия РФ по обходу санкционного давления, последний дает о себе знать и вместе с большими затратами на оборону постепенно подрывает экономику страны-агрессора.

По данным Министерства финансов РФ, сумма расходов на весь сектор госбезопасности и обороны (армия, МВД, спецслужбы и т.д.) с довоенного 2021 года по 2025 год (включительно) выросла почти в три раза – с 5,9 до 16,9 трлн рублей. В 2025 году эта статья расходов является крупнейшей в структуре федерального бюджета – 41%, это рекордный показатель с 1991 года. При этом в бюджете на 2025 год была существенно сокращена доля социальных расходов, что является опорой народной поддержки путинского режима.

Рост расходов на войну связан не только с производством военной техники и оружия, но и с высокими выплатами так называемым «участникам СВО». Военные получают 400 тысяч рублей как единовременную выплату за то, что присоединились к армии, также им выплачивается заработная плата – не менее 195 тысяч рублей в месяц. Не считая того, дополнительные выплаты предусмотрены от регионов РФ. В случае получения легкого ранения военный РФ может получить 100 тысяч рублей, среднего – 1 млн рублей, а тяжелого – 3 млн рублей, а после установления инвалидности ему дополнительно выплачивается 1 млн рублей.

Эти суммы выплат, умноженные на официальную численность армии (2,4 млн человек, из которых 1,5 млн – собственно военнослужащие), дают понимание того, что содержание военного контингента стало для российского бюджета дорогим удовольствием. Увеличивая выплаты, российские власти пытаются привлечь как можно больше людей в армию. Вместе с тем она дает населению в руки такую ​​денежную массу, которая значительно превышает количество товаров и услуг в гражданском секторе экономики, что неизбежно ведет к инфляции. По информации Банка России, официальный показатель инфляции начал расти с апреля 2023 года, и по декабрь 2024 года он включительно увеличился с 2,3% до 8,9%.

Рост инфляции и ключевой ставки Центрального банка РФ (инфографика РБК-Украина)

«Ключевой вызов для них сейчас – это инфляция», – сказал РБК-Украина заместитель директора по торговле ценными бумагами инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса.

Невоенный сектор экономики России не может производить такое количество товаров, чтобы удовлетворить спрос и унести на себя значительную денежную массу, которая вливается в экономику. Это связано с дефицитом трудовых ресурсов, изъятых на войну. На фоне проведения мобилизации часть людей уехала из страны еще в 2022 году. Также сказываются санкции, из-за которых большое количество западных компаний в РФ закрыло свои представительства и вышло из страны.

Создается ситуация, когда в экономику поступает большой поток денег, который разгоняет инфляцию, но при этом падает внутреннее производство. Такой сценарий экономисты называют стагфляцией, то есть сочетанием стагнации (падения производства) и инфляции. Этот термин в своих публичных выступлениях уже осторожно озвучили глава центробанка РФ Эльвира Набиулина и производящая широкий спектр военной техники гендиректор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

В ответ на рост цен Центробанк РФ начал усиливать монетарную политику и поднимать ключевую ставку. С июля 2023 по январь 2025 года включительно ставка выросла с 7,5% до 21%. Увеличение ставки должно сдерживать рост цен, но этого не произошло.

«Пока они (действия центробанка РФ – ред.) не дают результата. Проблема в том, что они не могут достичь результата, потому что инфляция раскручивается не нормальной экономикой, а экономикой войны, то есть центробанк не влияет именно на военные расходы. Когда он» закручивает гайки», это влияет на нормальную экономику, происходит меньшее кредитование, что частично влияет на инфляцию, но не влияет на всю экономику, ведь, как до этого финансировались расходы на войну, так они и финансируются. В центробанке ограничена возможность влиять на инфляционные процессы и на количество денег в экономике», – объяснил РБК-Украина Фурса.

К сугубо экономическим добавились и политические проблемы. В декабре 2024 г. рассматривались варианты еще большего поднятия ключевой ставки, но политика Банка России столкнулась с масштабной критикой из блока промышленного блока – руководителей предприятий ВПК, металлургии, некоторых российских олигархов. Ибо рост ставки ведет к увеличению стоимости заемного капитала, то есть процентных ставок по кредитам, привлекаемым промышленностью. В Центробанке РФ решили не увеличивать градус напряжения и на заседании в конце декабря сохранили ключевую ставку на уровне 21%.

Ресурсы для экономики войны

Российский бюджет на 2025 год составлен с дефицитом в размере 1,2 трлн рублей (доходы – 40,3 трлн рублей, расходы – 41,5 трлн рублей). Для России такой показатель не нов, в 2022-2024 годах дефицит федерального бюджета превышал 3 трлн рублей ежегодно. Для выполнения расходной части и покрытия дефицита бюджета у страны-агрессора есть Фонд национального благосостояния, налоговые поступления и печать рубля.

С начала полномасштабной войны против Украины Россия потратила значительную часть средств Фонда национального благосостояния, накопленного с нефтегазовых доходов в течение 2010-2022 годов. По данным Минфина РФ, ликвидная часть этого фонда (которую можно конвертировать в реальные деньги), по состоянию на 1 декабря 2024 года составляла 53,8 млрд долларов, в то время как к началу войны она составляла около 150 млрд долларов.

Россия активно тратит средства Фонда национального благосостояния (инфографика РБК-Украина)

«В этом фонде есть многое, что вы не продадите и в деньги не переведете. В частности, в неликвидной части есть «еврооблигации Януковича» (еврооблигации правительства Украины, которые в 2013 году выкупила Россия, – ред.). Эти три миллиарда долларов, которые якобы виновата Украина, – ничего не стоят бумажки и там много такого. Следовательно, обычно следят за ликвидной частью – это золото и юани. и раньше», – прокомментировал Фурса.

В 2025 году российское правительство существенно подняло ряд налогов, например, налог на прибыль вырос с 20% до 25%. На фоне роста ключевой ставки также увеличились проценты по депозитам, что мотивировало население положить в банки триллионы рублей. По данным российского Агентства по страхованию вкладов, на сентябрь 2024 года общий объем застрахованных вкладов физических и юридических лиц составляет 70 трлн рублей. Часть этих средств инвестирована в кредиты, а часть представляет собой свободную ликвидность в банковской системе.

«Эта свободная ликвидность может пойти в облигации Минфина РФ. В конце 2024 года они уже применили эмиссионный механизм: банки брали ссуду в центробанке, на этот заем они покупали государственные ценные бумаги и, таким образом, финансировали правительство», – добавил Фурса. Помимо чисто внутренних ресурсов, российская экономика, к сожалению, имеет и существенный внешний. Речь об экспорте энергоносителей и импорте товаров для производства оружия в обход санкций. Недавнее расследование Reuters привело доказательства того, как российские компании импортируют химические вещества для производства взрывчатки.

По данным аналитического центра при Киевской школе экономики, в течение 2022-2024 годов России удавалось удерживать экспорт нефти и нефтепродуктов на более или менее постоянном уровне – 4-5 и 2,5-3 млн баррелей в день нефти и нефтепродуктов соответственно. Основными покупателями российской нефти остаются Китай, Индия и Турция, поставки в эти страны заместили утраченные объемы экспорта в ЕС, США и Великобританию.

Несмотря на более или менее постоянные объемы экспорта углеводородов, доход России от их продаж на мировой рынок с начала войны уменьшился. По данным Киевской школы экономики, в 2022 году из РФ экспортировали нефти и нефтепродукты на сумму 218 млрд долларов, а в 2025 году этот показатель прогнозируется ниже на 24% — 166 млрд долларов. Что касается выручки от экспорта газа, то в 2022 году она составляла 131 млрд долларов, а в 2025 году может уменьшиться втрое — до 42,5 млрд долларов.

Нефтегазовые доходы России снижаются под давлением санкций (инфографика РБК-Украина)

В основном экспорт нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ осуществляется с помощью теневого флота, т.е. судов, которые не застрахованы международными страховыми компаниями, чтобы обходить санкции и транспортировать, например, нефть по цене выше установленного ценового потолка (60 долларов за баррель).

«По нашим оценкам, в ноябре 2024 года 90% сырой нефти из России было перевезено теневым флотом. В целом теневой флот в ноябре перевез 69% российской нефти и нефтепродуктов», — сказала руководитель санкционного направления аналитического центра КШЭ Юлия Павицко. Экспертка добавила, что теневой флот уже также применяется для причинения вреда инфраструктуре ЕС, свежий пример – это повреждение кабелей на дне Балтийского моря.

Сакционное давление

В ноябре 2024 года российские власти приняли бюджет на 2025-2027 годы. В этом документе на 2026 и 2027 годы сохранены столь же значительные расходы на оборону, как и в этом году – 12,7 и 13 трлн рублей соответственно. Минфин РФ прямо заявил о необходимости направления средств «на обеспечение задач СВО». Это свидетельствует о том, что режим готов к длительной войне. Скорее всего, они будут обеспечивать приоритетное финансирование ВПК даже с учетом нарастающих проблем в экономике.

Именно поэтому санкции крайне необходимы. Как сообщал в интервью РБК-Украина уполномоченный президента Украины по вопросам санкционной политики Владислав Власюк, по состоянию на конец ноября 2024 года под санкциями было около ста нефтяных танкеров.

Уже в этом году, 10 января, администрация Джо Байдена представила новый (самый большой с начала полномасштабной войны) санкционный пакет против российской нефтяной индустрии. По информации Bloomberg, под санкции попали около 160 танкеров, в том числе «челночные» танкеры, транспортирующие нефть от российских добывающих платформ в Северо-Ледовитом и Тихом океанах в ближайшие порты. Эти танкеры также используются для транспортировки нефти в Китай. Более того, под санкции попали и сами китайские компании, например оператор одного из нефтяных терминалов — Shandong United Energy Pipeline Transportation Co. Ltd.

В санкционный список включили ряд трейдинговых компаний, торгующих российской нефтью, две российские страховые компании («Страховая компания «Ингосстрах» и Группа «АльфаСтрахование»), оказывающие услуги танкерному флоту РФ, и американские компании, продолжающие оказывать сервисные услуги по добыче нефти. в РФ (к таковым относится компания Schlumberger, работающая в России под новым названием SLB). наложены санкции на нефтедобывающие компании — «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», к этому шагу администрации Байдена присоединилось и правительство Великобритании.

Под санкции попадают американские нефтесервисные компании, продолжающие работу в России (фото: Getty Images)

В результате введения новых санкций, по данным Bloomberg, выросли ставки фрахта нефтяных танкеров. Индия же – один из главных покупателей российской нефти – намерена отказаться от услуг тех танкеров, которые попали в санкционный список. Также издание сообщало, что по состоянию на 13 января три танкера из 2 млн баррелей российской нефти на борту были вынуждены находиться в море у восточного Китая, потому что не могли зайти в порты и разгрузиться. Уже вечером 13 января, по информации Reuters, по крайней мере, 65 российских нефтяных танкеров бросили якорь в разных местах у побережья РФ, Китая и Сингапура. Поэтому последствия последних санкций действительно серьезные.

«Это долгожданный пакет. Мы в течение двух лет говорили, что нужно усиливать контроль за соблюдением ценового потолка и бороться с «теневым» флотом», — сказал старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский. По его словам, очень эффективным средством являются санкции против конкретных танкеров, ведь России будет сложно и достаточно дорого покупать новые суда. Европейцы уже говорят о необходимости наложения санкций на танкеры, перевозящие российский сжиженный природный газ.

По словам эксперта, следующим шагом должен стать запрет на проход танкеров, которые везут российскую нефть без надлежащего страхования через датские протоки, которые с Балтийское и Северное моря. По этому пути Россия экспортирует около 60% своей нефти на мировом рынке. Применение санкций против перевозок российской нефти по Балтийскому и Северному морям является более вероятным сценарием по сравнению с противодействием экспорту нефти через турецкие Босфор и Дарданеллы или порты на Тихом океане. от экспорта нефти. В основном, экспорт нефти осуществляется морским путем. .

Поэтому в целом следует, что российская экономика обеспечена ресурсами на 2025 год, но ей будет сложно поддерживать такие же рекордные военные расходы и дальше. Накапливаются признаки серьезных проблем: инфляция, падение уровня невоенного производства. Ограничения со стороны Запада все-таки сужают способности кремлевского режима, невзирая на бессчетные обходные схемы. Продолжая войну, Россия сама загоняет свою экономику в тупик, поэтому задача западных партнеров Украины – максимально помогать разрушительным процессам в стране-агрессоре.

www.rbc.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 15 января 2025