Дональд Трамп (фото: Getty Images) Автор: Милан Лелич, Роман Кот
О том, появился ли у Дональда Трампа мирный план по Украине, с какими проблемами столкнулась его команда и какими будут ее приоритеты, и начнутся ли в конечном итоге переговоры по завершению войны – читайте в материале журналистов РБК-Украина Милана Лелича и Романа Кота.
СОДЕРЖАНИЕ
- Почему у Трампа нет готового мирного плана
- Другие приоритеты Трампа и его команды
- Прагматический подход Трампа
- Возможные параметры мирного плана Трампа
6 ноября прошлого года, утром по киевскому времени, в жизни всего мира появился новый «день Х» — 20 января 2025 года, когда Дональд Трамп принесет присягу нового президента США. С тех пор, когда победа республиканца на выборах уже стала фактом, все глобальные политические процессы разделились на две категории: «еще до инаугурации» и «уже после инаугурации».
Для Украины это имело большее значение , чем для многих других. Кроме того, что США являются нашим союзником №1 в войне, они оказывают определяющее влияние и на политическую линию Европы. Не менее важно и то, что именно США являются тем геополитическим игроком, с которым потенциально готовы договариваться в Кремле.
Сам Трамп изрядно разогревал страсти еще до своей победы, знаменитыми стали обещания «завершить войну в Украине за 24 часа» и даже «еще до официального вступления в должность». На это очень оперативно отреагировали и в украинских политических кругах, популярным стал тезис о том, что «Трамп скоро завершит войну», военное положение продолжаться не будет, и уже весной Украину ждут выборы.
Впрочем, новоизбранный американский президент стал постепенно менять свою риторику, вместо «24 часов» он стал обещать решить все просто «быстро», признавал всю сложность «российско-украинской ситуации». В конце концов, о мирном урегулировании он и его команда начали рассуждать в терминах «месяцев», спецпредставитель Трампа по Украине и РФ Кит Келлогг, например, дал себе сто дней на поиск «решения».
В конце концов день Х наступил сегодня – Трамп наконец получит официальные президентские полномочия. И, как рассказывают источники РБК-Украина, на сегодняшний день ни одного конкретного «мирного плана» у него не появилось.
Почему у Трампа нет готового мирного плана
Киев начал активно работать с командой Трампа за несколько месяцев до президентских выборов, параллельно поддерживая рабочие отношения с действующим президентом Джо Байденом и кандидатом от демократов Камалой Гаррис. Попытки балансировать между двумя враждующими лагерями в США иногда едва не срывались – например, когда республиканцы решили обвинить Владимира Зеленского в подыгрыше демократам. А сам Трамп до последнего держал интригу относительно того, встретится он с украинским президентом или нет, параллельно отпуская чувствительные реплики в адрес Зеленского. В конце концов, встреча состоялась в Нью-Йорке еще перед выборами, впоследствии, уже после них, еще одна – на этот раз в Париже, при участии французского президента Эмманюэля Макрона.
Зеленский, Макрон и Трамп на встрече в Париже 7 декабря (фото: president.gov.ua)
Параллельно проходили переговоры и на уровне советников – в США летал глава Офиса президента Андрей Ермак, чтобы пообщаться с командой Трампа. В январе в Киеве ждали визита Келлогга, надеясь наконец-то выйти на какую-то конкретику. Однако тот отложил поездку на время после инаугурации. Как рассказывают информированные источники РБК-Украина, настоящая причина переноса – в команде Трампа до сих пор отсутствует видение того, как нужно завершать войну в Украине. «Они действительно поняли, насколько это непростая проблема», – говорит собеседник РБК-Украина.
Как может работать американское посредничество, когда у него такое видение есть – ярко показали события прошлой недели на Ближнем Востоке. Переговоры между Израилем и террористами ХАМАС при посредничестве команды Байдена велись долгими месяцами и без особого результата.
Однако спецпредставитель Трампа в регионе Стивен Виткофф за один-единственный визит сумел добиться от обеих сторон настоящего прорыва, несмотря ни на то, что ни Израиль, ни ХАМАС не удовлетворены соглашением и были вынуждены пойти на болезненный компромисс.
По информации РБК-Украина, на это есть две главные причины. Первая – в команде Трампа начали осознавать, насколько непросто им будет вести переговоры как с Киевом, так и особенно с Москвой.
Украинское руководство продолжает отстаивать свою субъектность и принцип «ничего об Украине без Украины». Тем более к возможным эксцессам от прихода Трампа готовились давно. По крайней мере, на ближайшие месяцы Украина обеспечена финансами и частично боеприпасами для Сил обороны. От европейских стран помощь так же прогнозируема, в рамках соглашений о сотрудничестве безопасности и других механизмов.
Однако если Киев в принципе является договороспособным и адекватным, то о Москве это сказать сложно. Страна-агрессор опирается на Китай, который, в сущности, стал ее глубоким тылом. Хотя у РФ и обострились экономические проблемы, российское руководство в целом куда менее зависимо от общественного мнения и еще имеет возможности мобилизовать ресурсы. Свидетельство этому – очередные заявления влиятельного и давнего помощника российского диктатора Николая Патрушева, входящего в ближний круг Путина, о том, что Украина «прекратит свое существование» как страна в 2025 году.
Вторая причина – команда Трампа и прежде всего он лично очень переживает за собственный имидж «крутых парней». Ведь в том числе и за это нового президента США так любит MAGA-электорат. «Величие Америки», вернуть которую обещает Трамп, во внешнем аспекте сводится к следующей схеме: Америка предписывает – другие выполняют.
В российско-украинской войне Трамп и трамписты столкнулись с тем, что эта схема недействительна. Трампу нужно будет садиться за стол, по всей вероятности – даже за круглый, с другими участниками событий, что-то говорить, доказывать и спорить. А это как-то не соответствует имиджу «крутого парня», всем управляющим.
Тем более что новая американская администрация не может показать свою слабость уже в самом начале президентства Трампа – и в мире, и перед собственными избирателями. Поэтому она явно берет паузу и воздерживается от быстрых решений и резких шагов, с этим связана неопределенность новых встреч Трампа с Путиным или Зеленским.
Кроме того, у команды Трампа есть и много других забот.
Другие приоритеты Трампа и его команды
Громкая история с желанием Трампа купить Гренландию и присоединить Канаду – это лишь маленькая часть внешнеполитической повестки дня в США. А есть еще и внутренняя политика, априори важнее для американской публики.
Руководитель аппарата Белого дома Сьюзан Уайлс в интервью Axios заявила, что ключевыми для Трампа будут первые два года – до следующих промежуточных выборов в Конгресс. В США законодательный орган обновляется каждые два года. Палата представителей – полностью, а Сенат – на треть. Пока республиканцы обладают полнотой власти в стране, и намерены использовать это время максимально полезно.
В первый день президентства Трамп планирует подписать около сотни указов. Само их содержание может многое сказать о его приоритетах в должности и о том, чему он будет уделять львиную долю своего внимания.
В частности, Трамп планирует отменить ряд указов своего предшественника Джо Байдена, разрешивших сотням тысяч мигрантов из определенных стран легально въехать на гуманитарных основаниях и получить разрешение на работу в США. Также он хочет вывести США из Парижского климатического соглашения и Всемирной организации здравоохранения и, возможно, ввести торговые тарифы против ряда стран. Кроме того, в планах Трампа – помиловать участников штурма Капитолия 6 января 2021 года.
Подавляющее большинство указов касается внутренней политики США, которые для Украины особого значения не имеют.
< p dir="ltr">Еще одна показательная деталь. На прошлой неделе в США начались слушания в Сенате по утверждению команды Трампа. В ходе них кандидат в министры обороны США Пит Хегсет в своем вступительном слове определил приоритеты: сдерживание Китая и отношения с союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе, но не упомянул об Украине и России. Сенаторам даже пришлось переспрашивать Хегсета об этом, впрочем, без особого результата.
Конечно, в команде Трампа есть разные люди. Бизнес-крыло во главе с Илоном Маском в основном скептически относится к Украине. Но хорошая новость в том, что эти люди на практике не будут заниматься российско-украинской войной, по крайней мере, по прямым обязанностям. Илон Маск и Вивек Рамасвами должны возглавить вновь созданный департамент эффективности правительства, Говард Лутник – министерство торговли, Скотт Бессент – министерство финансов, а Питера Тиля вообще не планируется назначать на официальный пост.
Наиболее активно международную политику комментирует Илон Маск. Но, по мнению дипломата, экс-министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, со временем Маск должна сконцентрироваться на той сфере, которую ему поручил Трамп – усилению способности государственного аппарата США. С теми, кто будет отвечать за внешнюю политику на должностях, у Трампа ситуация для Украины лучше.
«Его окружение, которое сейчас формируется — адекватное и опытное. Оно понимает, что слон в посудной скамейке — это плохо и для слона, и для скамейки. Поэтому думаю, что так или иначе оно будет его выводить на какую-то срединную траекторию, которая будет идти по определенному коридору для каждого американского президента», – сказал Огрызко в комментарии YouTube-канала РБК-Украина.
На уже упомянутых слушаниях в Сенате США кандидат в Государственные секретари Марко Рубио Украине уделил внимание. И его выступление оставило двусмысленное впечатление. С одной стороны, он признал, что Украина не сможет силой вытеснить окупантов даже на границы 23 февраля 2022 года, и подчеркнул, что на уступки в конце концов придется пойти не только стране-агрессору, но и Украине. Конечно, любые переговоры по завершению войны априори будут предусматривать какие-либо уступки и со стороны Киева. Но когда этот тезис провозглашается настолько четко, публично и перед американскими сенаторами – для Украины это не слишком обнадеживающий подход.
Вместе с тем, Рубио заявил, что очень важно избежать и повторения российской агрессии через 4-5 лет – потому что «это не то развитие событий, которое предпочло бы кто-либо из нас».
Марко Рубио во время слушаний в Сенате США (фото: Getty Images)
По словам будущего госсекретаря США, под руководством Трампа «главным приоритетом Госдепартамента… будут Соединенные Штаты», а главные угрозы он видит от Китая, России, Северной Кореи и Ирана. Также Рубио в силу своего происхождения из семьи кубинских мигрантов будет активнее заниматься Латинской Америкой, в контексте вытеснения влияния Китая и решения миграционной проблемы. Уже сейчас Трамп заявил претензии на Панамский канал и обострил отношения с рядом стран региона, куда планируется депортировать нелегальных мигрантов.
Прагматический подход Трампа
< В этих условиях по всему миру происходит глобальный "мозговой штурм" среди лидеров ведущих государств, руководителей международных организаций, дипломатов и советников.
«Все нервничают и своими инициативами пытаются набросать идей Трампу», – отметил собеседник издания в дипломатических кругах.
В контексте Украины это, в частности, идеи о миротворцах, а также ускоренное выделение Украине средств под гарантии замороженных российских активов. Однако по информации многочисленных источников РБК-Украина, обсуждение темы миротворцев еще находится на предыдущих этапах, нет определенности ни с их количеством, ни с местом дислокации в Украине, ни – главное – с их мандатом и задачами. Ведь несколько батальонов французов и британцев где-то в казармах возле Львова и эти же батальоны в районе передовой на Донбассе – это совсем разные миссии. Что касается замороженных в Европе российских средств, то, очевидно , в конце концов, сработает следующий подход: России возвращать их не будут, но и Украине, на оружие, пока не дадут – разве что уже в послевоенной перспективе выделят на восстановление.
Примечательно, как в последнее время Украина еще больше активизировала контакты с европейскими партнерами, чтобы говорить с Трампом единственным голосом. В последние недели об этом шла речь во время встреч президента Зеленского с премьером Польши Дональдом Туском в Варшаве, премьером Великобритании Киром Стармером в Киеве, и особенно с главой итальянского правительства Джорджией Мелони в Риме. Последнюю следует выделить отдельно, ведь у нее складываются едва ли не лучшие отношения с Трампом из-за идеологической близости и давнего знакомства.
Здесь есть несколько направлений. Первый – прагматические интересы США как государства и американского бизнеса.
«Трамп много оперирует понятиями преимуществ и затрат. Я не уверен, что он их хорошо взвешивает, но знаете, он думает, что он мыслит в этих категориях. Поэтому для Украины очень важно показать Трампу, что Украина может дать что-то Соединенным Штатам и что Соединенные Штаты выиграют от нероссийской победы», – сказал РБК-Украина ассоциированный профессор европейских студий Тартуского университета (Эстония) Стефано Брагироли.
О том, что республиканцы в целом имеют значительно более прагматичный подход по сравнению с демократами , РБК-Украина в последние месяцы рассказывали и разные представители украинской власти, которые с ними контактируют.
Разными каналами европейские лидеры пытаются закрепить мнение, что продолжение войны играет на руку главному врагу США – Китаю. Такого мнения уже придерживается часть окружения Трампа, в частности, упомянутый Марк Рубио. С другой стороны, Илон Маск и часть техно-миллиардеров лоббируют более умеренный подход к Китаю через собственные бизнес-интересы.
«Если Трамп хочет войти в историю как великий лидер, то он не должен проигрывать. А если он будет идти на уступки Путину, это будет 100% проигрышем. И поверьте, Трамп не навсегда в Америке. Остаются демократы, которые будут использовать каждый его неправильный» И тогда его идея сделать Америку «опять большой» превратится в фикцию», — подчеркнул в разговоре с РБК-Украина Владимир Огрызко.
Учитывая крайне персонализированный подход Трампа к разрешению -каких государственных дел, черты его характера непременно сыграют большую роль в потенциальных будущих переговорах по Украине.
«Нужно понимать определенные особенности мировоззрения Трампа. Кстати, он неплохо их описал в своей автобиографии «Искусство заключения сделок». Один из принципов, которыми он руководствуется при заключении сделок — «давай сдаче». Речь идет о том, что сначала Трамп относится к тех, с кем он контактирует, исходя из презумпции доверия. Но когда он видит, что его пытаются обмануть, то отвечает очень решительно, опираясь на силу», – сказал YouTube-каналу глава парламентского комитета по иностранным делам Александр Мережко. /p>
По его мнению, такая ситуация может сложиться, когда Трамп поймет, что Путин не заинтересован в мире и пытается его обмануть. И такой вариант развития событий действительно обсуждается в частности и в европейских кругах, о чем подробно писало РБК-Украина.
Возможны параметры мирного плана Трампа
p dir=»ltr»>Таким образом, в эру Трампа Украина входит без понимания того, как именно новый американский лидер планирует завершать войну, потому что этого понимания не хватает и в его команде. В многочисленных публикациях западных медиа очень много пишется о возможных и невозможных подходах Трампа к российско-украинской войне, озвучиваются какие-то сроки начала и завершения переговоров и встреч на высшем уровне и т.п. , относятся к этому осторожно.
Зеленский на встрече с Трампом в Нью-Йорке (фото: Getty Images)
На самом же деле пока более или менее вырисовываются лишь два важных параметра, с которыми команда Трампа в какой-то перспективе может выйти на переговоры. Первый – вопрос о членстве Украины в НАТО на обозримую перспективу будет снят с повестки дня. Впрочем, очевидно, не навсегда. «Тему НАТО снимут со стола, но не выбросят в помойку, а просто положат в ящик», – описал ситуацию один из источников РБК-Украина.
Второй пункт – заморозка боевых действий вдоль той линии, которая де-факто сложится на земле к моменту прекращения огня. Такое условие в Киеве считают откровенно плохим. Это ведь в принципе не решит проблему с российской агрессией и восстановлением территориальной целостности Украины. Кроме того, как показал опыт АТО/ООС на Донбассе, любая такая заморозка может превратиться в горячие боевые действия в любой момент – а сейчас линия столкновения будет многократно длиннее, чем в 2014-2021 годах.
Кроме того, во всех спекуляциях относительно «действий Трампа в отношении Украины» очень часто упускается фундаментальный момент — готовность к завершению войны со стороны страны-агрессора. Пока ее не наблюдается даже близко. Российские войска продолжают свое наступление на Донбассе и, похоже, добровольно останавливаться не собираются.
И хотя в Киеве есть надежда на то, что в 2025 году завершить войну все же удастся, параллельно ведется работа и над другим сценарием – максимальным укреплением армии и подготовкой к продолжению войны. И в эру Трампа эта задача остается актуальной.
При написании материала использовались публикации Axios, Reuters, Washington Post, NPR, Fox News, комментарии Стефано Брагироли, Владимира Огрызко, Александра Мережко и собеседников РБК-Украина в украинских властях.