Акимова
Изменила ли Россия цели массированных обстрелов, для чего российская армия ежедневно атакует десятками дронов и может ли Украина повлиять на возможности РФ наносить массированные удары, — в материале журналистки РБК-Украина Юлии Акимовой.
Украина пытается отвечать на российские обстрелы, но это делать эквивалентно не получается. Украинский военно-промышленный комплекс пока не может производить дальнобойные ракеты массово, а западные союзники по-прежнему не дают Киеву оружие дальнего боя. Поэтому украинские военные используют дальнобойные БПЛА — они поражают нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, объекты ВПК и противовоздушной обороны.
Русские цели
=»ltr»>С 14 по 15 января Россия впервые с начала года обстреляла Украину большим количеством ракет. Украинские военные сбили в общей сложности 77 целей — 47 ударных БПЛА, 23 ракеты Х-101 и Х-55м, 3 крылатые ракеты «Калибр» и 4 авиационные ракеты Х-59/69. Кроме того, россияне применили баллистическую ракету типа «Искандер-М» или KN, которую, судя по сводам Воздушных сил Украины, сбить не удалось.
Это далеко не самый массированный обстрел, но на этот раз россияне, кроме своих привычных целей, сделали акцент на газовой инфраструктуре Украины, о чем сообщили в «Нафтогазе». Через некоторое время ведомство заявило, что поставки газа продолжаются бесперебойно, а последствия атаки ликвидируют.
Россия по-прежнему атаковала газовую инфраструктуру. Часто объектом удара становилось газовое хранилище в Стрые Львовской области. Но в этот раз российская армия атаковала несколько газовых хранилищ и компрессорных станций по Украине.
Первая 2025 атака, по мнению экспертов, была подготовлена на скорую руку и, возможно, действительно стала реакцией на обстрел России, отмечает авиационный эксперт Валерий Романенко.
«Во-первых, это была какая-то быстрая реакция на наши обстрелы. Потому что то, как полыхал Энгельс, было хорошо видно в соцсетях, даже если СМИ замолчали это. Россиянам нужно было ответить. Ответили, так сказать. Второе — обстрел был подготовлен на скорую руку. Практически без баллистики, одна ракета всего и то по прифронтовому Харькову они поднимали, но пусков не было. «, — отмечает эксперт в комментарии РБК-Украина.
Россияне и дальше будут обстреливать Украину, применяя все свои запасы ракет и дронов. Эксперты выделяют три основных цели обстрелов — военно-промышленный комплекс, логистические пути, по которым ВСУ поставляют оружие западные партнеры, и энергетическая инфраструктура. Не говоря уже о постоянных обстрелах позиций Сил обороны в прифронтовых зонах.
Энергообъекты находятся под ударом россиян с октября 2022 года и, несмотря на то, что особых результатов на поле боя им это не приносит, Кремль упорно продолжает бить по ТЭС и трансформаторам.
«Они ищут другие пути. Сначала били по электростанциям и трансформаторным станциям. Практически все тепловые и большую часть гидроэлектростанций они разрушили. То есть они понимают, что делают сейчас. Они бьют по трансформаторным станциям, но мы их можем восстанавливать. Они бьют» по трансформаторам и высоковольтным линиям, бьют по периферии атомных станций. Они считают, что таким образом они выведут из строя украинскую энергетику, поэтому продолжают эту практику», — добавил Романенко.
В перерывах между обстрелами Россия атакует Украину большим количеством дронов — с сентября не было фактически ни одного дня, когда бы на украинские города не летели БПЛА. Основных целей таких ежедневных обстрелов можно выделить две – истощение украинской ПВО и попытки держать «в тонусе» гражданское население. Но, учитывая тот факт, что по дронам работают в основном зенитно-пулеметные установки, истощить тот же Patriot россиянам не удастся.
«Что касается этих атак «шахедами», если что долетит , они уже радуются. Для них успех, если какой-то обломок долетел.
Однако не стоит недооценивать атаки БПЛА — дроны, которые не удалось сбить, часто долетают до жилых кварталов и бьют по домам, терроризируя украинское население.
Украинские атаки на РФ< /strong>
Украина регулярно бьет по российским нефтеперерабатывающим заводам и объектам военной инфраструктуры. Если сначала эти атаки не находили поддержки среди украинских партнеров, призывавших их остановить и не усугублять ситуацию с нефтью в мире, сегодня удары по НПЗ таких опасений не вызывают.
Одна из мощнейших атак произошла с 13 на 14 января. Кроме газового хранилища, украинские военные ударили по ряду объектов, среди которых Саратовский нефтеперерабатывающий завод, Казань Оргсинтез, завод Кремний в Брянске, главная нефтеперекачивающая станция Калейкино в Татарстане. Радиус атак был достаточно широк и свидетельствует о том, что украинские возможности бить вглубь России растут.
Очевидно, эти удары необходимы для того, чтобы снизить военный потенциал России и нанести ей и финансовый ущерб. Но можно ли с помощью дронов «посадить» российские самолеты и таким образом значительно снизить опасность массированных обстрелов, сказать сложно.
россияне и может ли Украина "посадить" самолеты РФ » бьют россияне и может ли Украина "посадить" самолеты РФ «>По мнению экспертов, свести сами обстрелы к нулю не удастся — самолеты находятся слишком далеко и украинские дроны до них не дотянутся, но можно попытаться ограничить их в запасах топлива хотя бы на время.
«Мы можем и дальше бить по нефтеперерабатывающим комплексам, по химическим предприятиям, которые перерабатывают определенные горюче-смазочные компоненты, чтобы они стали уже ракетным горючим, или горючим для стратегических бомбардировщиков. Просто сделать так, чтобы они вообще не могли взлететь, невозможно. Россия — страна-бензоколонка, нам сложно все будет уничтожить. У них есть собственная нефть.Самолеты, из которых россияне бьют по украинским территориям, в основном базируются на аэродромах «Оленья», «Энгельс», «Дягилево», «Шайковка», «Саваслейка», «Ахтубинск» и «Моздок». Стратегические бомбардировщики находятся на аэродроме «Оленья», куда технически сложно достать. Еще часть бомбардировщиков Ту-22 держат на Дягилеве, куда мы можем дотянуться, но там их достаточно мало. минимальная, потому что это учебный центр. А вот несколько Ту-22 – одну эскадрилью они могут обслуживать», — отметил Романенко.
Если пытаться ограничить их в запасе топлива, можно бить по Энгельсу, что украинские военные и делают. Там, кроме прочего, производят горючее для Ту-160, но их крайне редко используют для ударов по Украине. Еще в Энгельсе расположен завод «Комбинат Кристалл» – его база принадлежит к государственному стратегическому резерву, и на нем хранят топливо для самолетов Ту-95МС и Ту-160. 8 января украинские силы уже атаковали базу и, вероятнее всего, удары будут продолжаться. Это тоже не повлияет на уменьшение атак на Украину, но создаст россиянам определенные трудности, отмечает главный редактор Defence Express Олег Катков.
«Поражение этой нефтебазы точно усложнит эксплуатацию этой авиабазы, но не исключит ее. Враг будет тратить на это дополнительные ресурсы. На ней также было специфическое топливо марки Т-8В, которое необходимо для Ту-160, являющегося единственными его потребителями. Возможно уничтожение части запасов этого топлива может привести к снижению активности Ту-160, но они и так ограниченно использовались врагом для удара по Украине», — отмечает Катков в комментарии РБК-Украина.
***
Россия тратит огромные ресурсы на массированные атаки по Украине. За почти три года полномасштабной войны украинские силы ПВО научились отражаться и минимизировать ущерб от комбинированных российских ударов. Кремль тоже учится, поэтому использует все возможности для истощения украинской ПВО, начиная от запутанных маршрутов ракет и заканчивая засильем дронов. Обстрелы, очевидно, будут продолжаться, поэтому Украине важно не только стабильно получать боеприпасы от западных союзников, но и сохранять и приумножать количество военных, специализирующихся на противовоздушной обороне.