Причем разговор состоялся еще до того, как Путин актуализировал давно протухшую пропагандистскую историю о «нелегитимном Зеленском», а затем ей придал мощный импульс спецпредставитель Трампа по Украине и РФ Кит Келогг своими соображениями о проведении выборов. Очевидно, среднеевропейский уровень тревожности перейдет из желтой в красную зону после предстоящего телефонного разговора Трампа и Путина, который, по слухам, может состояться уже в ближайшие дни.
«Трамп сосредоточен на России и Китае. Мы видим, как Зеленский перед ним расстилает красную дорожку, но Трамп не хочет по ней идти», – рассуждает собеседник. Действительно, за последние несколько месяцев украинские власти очень заметно пытаются понравиться Трампу, в том числе и за счет острых шпилек в адрес ненавистных им демократов.
Но к той же игре явно присоединился и кремлевский диктатор, с дубовыми простыми, но давящими на болезненные точки Трампа, месседжами: о «украденной победе на выборах 2020 года», о том, что при Трампе «не было бы кризиса в Украине» и т.д. др. Кто побеждает в заочном соревновании за симпатии американского честолюбца, пока неизвестно, но тревога по «оборудке за спиной» ширится по всей Европе.
Если первого собеседника, по полученным РБК-Украина характеристикам, отличает латентный антиамериканизм, то второй, наоборот, – ярый сторонник трансатлантического единства. Но месседжи схожи. «Договоренность по Украине вряд ли будет достигнута на каком-то широком саммите. Наверное, все решат несколько человек за закрытыми дверями», – говорит он. И к предложенному перечню – Трамп, Путин, опционально Си Цзиньпин – добавляет: и Марк Рютте.
Новый генсек НАТО в новой политической реальности времен Трампа действительно выступает одним из ключевых послов здравого смысла, на глобальном уровне. И, что очень важно, имеет контакт с Трампом. Более того, в европейских политических кругах несколько лет назад его называли «заклинателем Трампа», поскольку именно Рютте, на тот момент – премьер Нидерландов – загадочным образом умел сглаживать острые углы в отношениях американского президента с европейцами, еще на первом термине Трампа.
И уж точно Рютте не вызывает у Трампа такой аллергии как коллективная Европа и ее воплощение – руководство Еврокомиссии. На то есть две причины. Первая – евробюрократия в представлении Трампа является квинтэссенцией той самой «deep state», которую сейчас с таким восторгом крушит в США Илон Маск: легион маловыразительных персонажей с непонятными функциями, которых к тому же никто не выбирал. Но которые по факту обеспечивают устойчивость Евросоюза и «институционную преемственность» – для Трампа явно что-то непонятное, а потому враждебное.
Вторая причина – общеевропейские структуры являются для него ненужным слоем, что мешает «заключать соглашения» непосредственно с лидерами национальных государств. Через две с лишним недели в должности Трамп как раз ярко продемонстрировал свой крайне персоналистский подход к делу. Позвонил в одну столицу, в другую, в третью – все, проблемы решены, торговые войны выиграны даже до их начала (по крайней мере, в представлении MAGA-электората). А тут позвонить и «нарезать задач» лидерам условных Испании, Чехии или Финляндии ем. Трампа это очевидно бесит.
При этом украинское руководство в последнее время активно продвигает месседж о том, что Европа обязательно должна присутствовать за столом на любых мирных переговорах. Но признает, что этого может и не произойти, поскольку Европа сама потеряла импульс.
Прежде всего, это касается, конечно, «двухкамерного сердца Европы» – Франции и Германии. Но у первой правительство живет в ежедневном страхе отставки, во второй – коалиция умерла после долгой агонии, впереди выборы и непростая новая коалициада.
При этом, как рассказывают информированные собеседники РБК-Украина, даже те европейские депутаты, у которых есть прямой доступ, например, к Эмманюэлю Макрону или Олафу Шольцу, тоже не особо информированы о будущих планах Трампа по Украине и Европе в целом. Что, конечно, еще больше усиливает их смятение и страх перед будущим, из которого уже явно проступает торговая война с США.
Помимо растерянности, в европейских кулуарах витают и псевдопацифизм («почему вы просто не сядете и не поговорите»), страх перед Москвой («а вдруг россияне сбросят на нас бомбу» и прагматичнее «а вдруг вырастут цены на бензин и избиратели usual», помешает почему война.
Зимняя сессия ПАСЕ (фото: пресс-служба Совета Европы)
К счастью, эти настроения в той же ПАСЕ ощущаются, но все же точно не доминируют. Возможно, если бы Украина и ее делегация постоянно не напоминали о себе, дела были бы иными. А так в Ассамблее поддержка Украины является правилом хорошего тона, прилично ведет себя даже венгерская делегация.
Но кроме выражения поддержки Украины и осуждения России пока не особо понятно, где именно Европа видит свое место на текущем этапе подготовки к «большим переговорам». В резолюции ПАСЕ под громким названием «Европейская приверженность справедливому и длительному миру в Украине» не нашлось особых подробностей о роли Европы. А ее основная идея – «мир через силу» – многим непонятна, даже среди симпатиков Украины.
Главными европейскими друзьями Украины по-прежнему остаются балты, а также европейский Север и Соединенное Королевство. Но даже все вместе они не могут диктовать глобальную повестку дня в отношении Украины, особенно если учесть серьезные домашние проблемы у британского правительства. «Европа может начать что-то делать в сфере оборонки, но она будет это делать, как Европа всегда делает – очень медленно, десять лет. У вас и у нас нет столько времени», – говорит РБК-Украина один из европейских дипломатов.
А в момент же порядок диктуют США и лично Трамп, другие вынуждены просто реагировать. И на Западе пока не нашлось никого, кто мог бы сказать американскому президенту решительно «нет».