Джо Байден, Владимир Зеленский и Дональд Трамп (фото: коллаж РБК-Украина) Автор: Милан Лелич

Почему республиканцы срывают выделение помощи Украине, какую роль в этом играют экс-президент Дональд Трамп и спикер Палаты Майк Джонсон, почему Джо Байден не готов идти на компромиссы с оппонентами и когда Украина может получить долгожданную поддержку от США. подробнее в материале РБК-Украина.

При написании статьи использовались материалы изданий POLITICO, PBS, Bloomberg, Forbes, отчет аналитического центра GIS, данные соцопроса Pew Research Center и Кильского института мировой экономики, публичные заявления сенатора Линдси Грэма и других американских политиков.

< p>

На прошлой неделе Киев посетили сразу два высокопоставленных гостей из США. Команду президента Джо Байдена представлял его советник по нацбезопасности Джейк Салливан, а лагерь его главного оппонента Дональда Трампа – влиятельный сенатор-республиканец Линдси Грэм. в дальнейшей поддержке Украины в борьбе с российской агрессией, комплименты украинской армии и украинскому народу, но при этом полное отсутствие конкретики относительно реальной помощи Украине. На третьем году полномасштабной войны ее перспективы остаются в полном тумане.

«У Америки свои проблемы»

Соединенные Штаты – безусловно, главный западный донор Украины по абсолютным объемам оказанной помощи, особенно военной. За время Великой войны США выделили почти 75 млрд долларов помощи, из них военной – около 46,5 млрд. Это в разы больше, чем любая другая страна.

Но если сделать поправку на масштабы американской экономики ситуация выглядит несколько в другом свете. Согласно подсчетам Кильского института мировой экономики, США предоставили Украине помощь эквивалентную 0,3% своего ВВП и по этому показателю находятся в конце второго десятка стран-доноров между Канадой и Австрией (для сравнения – Эстония выделила Украине помощь, превышающую 3,5% ее ВВП).

Однако без американской помощи среднесрочные и особенно долгосрочные перспективы Украины в войне выглядят довольно грустно. За последние месяцы американские медиа опубликовали множество аналитических материалов на тему «что будет с Украиной без американской помощи», изложенные в них сценарии колеблются от ужасающих до катастрофических.

Американская система ПВО Patriot (фото: Getty Images)

США держат Украину на голодном пайке уже несколько месяцев. Остатки одобренных Конгрессом пакетов финансирования растягивали и дробили на мелкие части, пока, по заверениям Пентагона и Белого дома, деньги не закончились полностью. Мартовский пакет помощи в 300 млн долларов – исключение из правил, единственное в своем роде.

Решить все проблемы могло бы принятие многомиллиардного пакета помощи Украине, который президент Джо Байден внес в Конгресс еще в августе прошлого года. Этот законопроект, кроме Украины, предусматривал также оказание помощи Израилю, Тайваню, а также ряд мер, направленных на укрепление границы с Мексикой.

Но несмотря на продолжающиеся несколько месяцев многочисленные консультации между Белым домом, демократами и республиканцами в Сенате и Палате представителей одобрить его так и не удалось.

Ключевая причина – противодействие со стороны части республиканцев, полностью ориентированной на Дональда Трампа, особенно в Палате представителей. Хотя количество трампистов в Конгрессе не так велико, благодаря своей гиперактивности они фактически смогли взять в заложники всю американскую законодательную систему.

Потому есть несколько объяснений. Во-первых, стремительный рост влияния Трампа внутри самой Республиканской партии. Еще несколько месяцев назад была надежда, что кандидатом на ноябрьские президентские выборы от партии может быть избран другой претендент (или Трампа не допустят до выборов в связи с многочисленными судебными обвинениями против него). Но сейчас Трамп остался единственным возможным выдвиженцем от республиканцев на выборы, разные судебные процессы ему также не помешают.

Во-вторых, важную роль играет то, что у республиканцев очень тонкое большинство над демократами в Палате представителей. Пока она составляет лишь пять голосов, после того, как очередной конгрессмен-республиканец составит мандат в апреле, она сократится до четырех голосов преимущества. Таким образом группа трампистов может успешно шантажировать любого относительно слепо их не слушающегося адекватного республиканского спикера Палаты. Самым ярким примером является отставка предыдущего спикера, Кевина Маккарти, которую трамписты провели совместно с демократами.

В-третьих, категоричность и безумный популизм как самого Трампа, так и самых ярых его сторонников. Республиканцы, которые отважились открыто выступить против Трампа, нередко подвергаются настоящей травле со стороны экс-президента и его фанатов, вплоть до прямых угроз, что вполне может похоронить их политическую карьеру. Кроме того, трамписты при продвижении своей повестки дня не гнушаются даже абсурдными фейками, которые отлично «заходят» их электорату – например, о том, что Владимир Зеленский на американские деньги купил себе две роскошные яхты.

Среди трампистов есть те, кто в принципе выступает против оказания Украине помощи, например, конгрессвумен Марджори Тейлор Грин, стремящейся стать кандидатом в вице-президенты в паре с Трампом.

Но таковых явное меньшинство. Большинство республиканцев, объясняя свое нежелание голосовать за помощь Украине, ссылаются на то, что сначала США должны разобраться с ключевой внутренней проблемой – миграционным кризисом.

«Мне достаточно сложно говорить об Украине, если я не говорю о границе (США с Мексикой, – ред.). Я здесь, чтобы сказать народу Украины: я хочу быть с вами. Но поймите, пожалуйста, что у Америки тоже есть свои проблемы», — заявил во время визита в Киев сенатор Грэм.

Республиканцы требуют принять максимально жесткие меры по прибывающим с юга мигрантам – что категорически не устраивает уже демократов, занимающих в миграционном вопросе гораздо мягче позицию.

Уже не «партия Рейгана»

В общем, традиционное восприятие Республиканской партии как бескомпромиссных «ястребов» во внешней политике уже очевидно устарело. Его корни – во времена «холодной войны» и президентства Рональда Рейгана с его призывами к борьбе с «империей зла» – Советским союзом. Как показывает практика, рейгановскую политику в отношении Москвы сейчас разделяет старшее поколение республиканцев, помнящее времена «холодной войны». А вот младшие республиканцы-конгрессмены все с большей симпатией относятся к постмодерному изоляционизму, воплощением которого является Трамп. По естественным причинам таковых в Конгрессе становится все больше.

Дональд Трамп на митинге своих сторонников : Getty Images)

По подсчетам сенатора-трамписта Эрика Шмитта почти никто из его коллег-республиканцев младше 55 лет не поддержал выделение помощи Украине во время голосования в феврале. Против выступили и 15 из 17 сенаторов, избранных после 2018 года. «Положение дел меняется, просто недостаточно быстро», – заключает Шмитт.

Конечно, республиканские члены Конгресса в своей политике по отношению к Украине вынуждены оглядываться и на общественное мнение, в контексте ноябрьских выборов (кроме президента, американцы будут выбирать новый состав Палаты представителей и треть Сената). Общий тренд здесь, безусловно, не в пользу Украины.

Так, согласно опросам Pew Research Center, в мае 2022 года 31% американцев считали, что США оказывают Украине недостаточную поддержку. В декабре прошлого года таковых осталось всего 18%. Особенно заметен этот тренд среди республиканского электората: в мае-2022 34% республиканцев считали, что США делают для Украины недостаточно, в декабре-2023 таких осталось только 13%. Напротив, почти половина симпатиков партии считает, что Вашингтон оказывает Киеву слишком много помощи.

Текущая пауза в американских поставках помощи несколько поколебала этот тренд: относительно большее количество американцев за последние месяцы стали оценивать помощь Украине как «недостаточную», но это скорее краткосрочный эффект. В целом же значительной части республиканского электората прекрасно «заходят» месседжи от Трампа и его адептов о том, что США должны прежде всего думать о себе, а не о войнах в других странах. Байденовскому проекту помощи Украине они даже придумали название: «Украина – прежде всего, Америка – напоследок». Несмотря на очевидное извращение (вспомним, что США выделили Украине всего 0,3% от своего ВВП), такие ярлыки «на ура» воспринимаются электоратом.

Согласно исследованию аналитического центра GIS, по отношению к Украине настроения избирателей отличаются дуализмом. С одной стороны, для них важно то, чтобы Украина в конце концов сохранила свой суверенитет. С другой стороны, детали украино-российского противостояния их волнуют мало. «Для избирателей в США не имеет значения, проходит ли восточная граница Украины по реке Деркул или Северодонецкому каналу», – говорится в исследовании.

Сложный пазл

С Полугодовой задержкой, проголосовав за госбюджет США на 2023-24 финансовый год, Палата представителей разошлась до 9 апреля. Как ранее обещал спикер Майк Джонсон, разобравшись с бюджетом, конгрессмены сразу приступят к рассмотрению помощи Украине и связанным вопросам.

Впрочем, на практике это зависит от того, будет ли достигнут политический компромисс между Белым домом, демократами и республиканцами в обеих палатах Конгресса. Если да, то одобрение помощи Украине во многом станет делом техники. Если нет – консультации по-прежнему могут длиться месяцами без конкретного результата.

Сейчас на столе есть несколько опций предоставления Украине помощи. Первая – уже одобренный Сенатом проект на 95 млрд долларов (адаптированный августовский проект Байдена), из которых Украине принадлежит чуть больше 60 млрд, остальные – помощь Израилю и Тайваню. Республиканцы в Палате представителей зарубили его сразу после принятия Сенатом, еще в феврале, ссылаясь на то, что сначала нужно решить проблему с мексиканской границей, а затем уже заниматься помощью союзникам. Однако Белый дом и демократы продолжают бескомпромиссно настаивать на его принятии.

Главная процедурная проблема – добиться вынесения законопроекта на рассмотрение Палаты представителей. Ведь, по всем оценкам, в зале за него наберется большинство голосов. Но вынести проект на рассмотрение может только спикер Джонсон, который этого упорно не желает делать. Поэтому демократы запустили специальную процедуру, называемую discharge petition, которая позволит вынести документ на голосование в обход спикера, если за это подпишутся 218 конгрессменов. Пока она набрала 191 подпись и темп сбора заметно снизился. Подписываются только демократы, от республиканцев только один – конгрессмен Кен Бак, уже составивший свой мандат (но его подпись будет учитываться).

Республиканская партия, в свою очередь, загорелась новой идеей: выделить помощь Украине не безвозвратно, как было раньше, а в форме кредита, с нулевой ставкой и возможностью списания. Впервые ее озвучил Трамп, в рамках своей общей концепции «Америка не должна ни за кого платить», инициативу активно подхватили его приверженцы в Конгрессе, во время визита в Киев ее продвигал и сенатор Грэм. В Белом доме к этой идее отнеслись прохладно, настаивая на принятии уже принятого Сенатом проекта безвозвратной помощи Украине. В любом случае, до написания готового законопроекта эта инициатива пока не дошла.

Сенатор -республиканец Линдси Грэм (фото: Getty Images)

Параллельно симпатизирующие Украине республиканцы разрабатывают свои варианты выхода из кризиса. В частности, запущена еще одна петиция в поддержку законопроекта, предусматривающего выделение исключительно военной помощи Украине (на 47 млрд долл.), Израиля и Тайваня, а также усиление миграционной политики. Но пока она собрала всего 16 подписей, и все от республиканцев – демократы за чужой проект подписываться не хотят.

Еще один компромиссный вариант предполагает выделение Украине тех же 47 млрд долларов военной помощи безвозвратно, а почти 12 миллиардов финансовой помощи предлагается выделить в кредит под залог замороженных российских активов. Перспективы этой инициативы также очень туманны.

По мере того, как продолжались бесплодные консультации между демократами и республиканцами, у американских медиа начали появляться материалы о том, может ли Белый дом оказывать Украине помощь в обход Конгресса, если там не выходит ни о чем договориться.

В частности, Bloomberg отмечает, что в распоряжении Байдена есть еще несколько миллиардов долларов, которые можно выделить Украине, из имеющихся в распоряжении Пентагона запасов. Проблема в том, что средств на пополнение этих резервов не осталось – хотя законодательство не обязывает их немедленно пополнять (а сумма в несколько миллиардов долларов для военной машины США незначительна).

Другой вариант, который предлагает Forbes – использовать программу, по которой США могут передавать союзникам излишнее, в том числе устаревшее вооружение, дешево или вообще бесплатно. Согласие Конгресса для этого не нужно. Объем программы составляет всего 500 млн долларов в год, но устаревшую технику или боеприпасы можно уценить чуть ли не до нуля, тем самым в 500 миллионов можно «вместить» немало нужных Украине вооружений.

Впрочем, администрация Байдена о таких опциях предпочитает молчать и по понятным причинам. Во-первых, хотя даже несколько миллиардов военной помощи сейчас стали для Украины мощным подспорьем, в долгосрочной перспективе такие суммы ничего не решат. Во-вторых, если Белый дом попытается пойти в обход Конгресса, трамписты немедленно начнут популистскую кампанию на лозунгах типа «Мы уже помогаем Украине, чего вы еще хотите» и «Байден оставляет США безоружными».

В общем, первоначальная идея американского президента – связать в одном пакете помощь Украине, Израилю, Тайваню с миграционной реформой – выглядела вполне правильной. Таким путем он рассчитывал достичь и своей главной цели – выделить помощь Украине – и удовлетворить аппетиты республиканцев по усилению миграционных правил и помощи Израилю (вокруг этого вопроса в республиканской среде намного больше согласия, чем вокруг помощи Украине).

На практике оказалось, что сложить пазл из трех ключевых компонентов – Украина, Израиль, граница – вряд ли возможно. Да, ряд представителей левого крыла демократов (пропалестински настроенных) в целом готов был бы поддержать помощь Украине – но помощь Израилю для них категорически неприемлема. А некоторые республиканцы наоборот очень хотят поддержать Израиль, в общем не прочь оказать помощь и Украине – но предлагаемые демократами в пакете миграционные реформы для них слишком мягкие. Уступать пока не хочет никто.

***

Впрочем, в последнее время появилась надежда на то, что в ближайшем будущем Конгресс все же проголосует за помощь Украине, в том числе или в другом виде. Связана она с политическими амбициями того же человека, который уже несколько месяцев его блокирует – спикера Палаты Майка Джонсона.

Спикер Палаты представителей Майк Джонсон (фото: Getty Images)

После своего избрания на должность в октябре прошлого года, Джонсон вовсю пытался не раздражать трампистское крыло своей партии – помня о том, что это стоило кресла его предшественнику Маккарти. Но в последнее время спикер все чаще стал опираться не на родную фракцию, а на демократов. Многие законопроекты, которые он выносил на голосование, получают больше голосов от конгрессменов-демократов, а не от республиканцев.

Такая практика привела к закономерному результату: после принятия бюджета на текущий финансовый год, что стало возможным благодаря очередному соглашению с демократами, трампистка Марджори Тейлор Грин внесла резолюцию об увольнении Джонсона – «за измену республиканской фракции».

В прошлый раз подобная инициатива привела к отставке республиканского спикера Палаты – потому что демократы не спасли его своими голосами. Но на этот раз, как сообщают ведущие американские медиа, однопартийцы Джо Байдена готовы подставить плечо своему оппоненту и уберечь его от отставки (одних голосов трампистов для увольнения Джонсона точно не хватит). Правда есть условие – он должен вынести на голосование помощь Украине. Развязка истории, по всей вероятности, наступит уже в апреле.

www.rbc.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 25 марта 2024