Астрономы нашли самую маленькую планету-изгой в Млечном Пути
Технологии01 ноября 2020

Астрономы нашли самую маленькую планету-изгой в Млечном Пути

Астрономы обнаружили самую маленькую планету-изгоя в нашей галактике Млечный Путь, и она по размерам находится между Марсом и Землей. Планеты-изгои - это свободно плавающие планеты, которые не вращаются вокруг звезд.

Планета, получившая название OGLE-2016-BLG-1928, была обнаружена астрономами с помощью Варшавского телескопа в обсерватории Лас Кампанас в Чили.

Астрономы принимают участие в обзоре OGLE, одном из крупнейших и самых продолжительных обзоров неба, который начался 28 лет назад. В ясные ночи астрономы обзора OGLE направляют телескоп на центральные области Млечного Пути, чтобы наблюдать за миллионами звезд.

Согласно недавним исследованиям, этих непривязанных планет может быть больше, чем звезд в нашей галактике, но их трудно обнаружить.

Учитывая тот факт, что планеты-изгои не излучают свет, как звезды, или даже не излучают достаточно тепла, чтобы быть видимыми в инфракрасном свете, эти невидимые в противном случае миры можно увидеть с помощью событий микролинзирования.

Микролинзирование возникает, когда присутствие чего-то массивного может фактически исказить пространство-время, например, черные дыры. Но это явление может происходить и вокруг планет.

Например, если планета-изгоя выровнена с далекой звездой, свет от этой звезды будет по существу огибать планету, что приведет к эффекту увеличения. Исследователи могут использовать изменения света вокруг планеты для измерения массы планеты.

«Если массивный объект (звезда или планета) проходит между наземным наблюдателем и удаленной звездой-источником, его сила тяжести может отклонять и фокусировать свет от источника. Наблюдатель будет измерять кратковременное повышение яркости исходной звезды», - сказал Ведущий автор исследования Прземек Мроз, научный сотрудник Калифорнийского технологического института, в своем заявлении.

«Шансы на наблюдение микролинзирования чрезвычайно малы, потому что три объекта - источник, линза и наблюдатель - должны быть почти идеально выровнены. Если бы мы наблюдали только одну звезду-источник, нам пришлось бы ждать почти миллион лет, чтобы увидеть источник микролинзирования».

Такие обзоры, как OGLE, позволяют отслеживать сотни миллионов звезд вблизи центра Млечного Пути, что дает им наилучшую возможность наблюдать события микролинзирования.

Продолжительность микролинзирования помогает исследователям определить массу объекта. Чем короче событие, тем меньше объект. Обычно на планетах происходят события микролинзирования, которые длятся несколько часов. Но один для этой новой планеты длился всего 42 минуты - это самое короткое событие, которое пока подтверждено.

«Когда мы впервые заметили это событие, было ясно, что оно должно быть вызвано чрезвычайно крошечным объектом», - сказал соавтор исследования Радослав Полесский, астроном из Астрономической обсерватории Варшавского университета.

Понимание планет-изгоев

Само по себе рождение планеты - это бурный, неустойчивый процесс. Газ и пыль в дисках вокруг молодых звезд слипаются и постепенно увеличиваются в размерах, образуя планеты.

Но столкновения между объектами более крупного масштаба или даже слишком близкое приближение к другой планете на орбите звезды или самой звезды могут выбить планету из ее системы.

А потом планета сама по себе.

Также возможно, что одинокие планеты могут образовываться сами по себе в изолированных облаках газа и пыли.

Римский космический телескоп Нэнси Грейс, будущая обсерватория НАСА, запуск которой ожидается в середине 2020-х годов, может выявить еще больше планет-изгоев.

Понимание этих планет-изгоев может пролить больше света на формирование, эволюцию и разрушение планетных систем.

Ученые пока обнаружили лишь несколько планет-изгоев. Но возможности Римского космического телескопа позволят ему найти и охарактеризовать эти блуждающие планеты-кочевники.

Римский телескоп поможет исследователям определить, как формируются эти планеты, предоставив информацию о том, сколько их существует, а также об их массах, что может помочь указать на истории их происхождения.

Недавнее исследование с использованием оценок наземных телескопов показало, что римский телескоп мог найти сотни планет-изгоев, что помогло ученым понять, насколько они распространены в Млечном Пути. Согласно недавнему исследованию, открытия телескопа могут показать, что на самом деле планет-изгоев больше, чем звезд в нашей галактике.