Череп самого маленького из известных динозавров, найденный в янтаре возрастом 99 миллионов лет
Технологии24 июля 2020

Череп ранее неизвестного вида птицеподобного динозавра был обнаружен в куске янтаря возрастом 99 миллионов лет.

Меньше, чем размер самого маленького из ныне живущих колибри, его голова была размером с миниатюру, челюсть заполнена зубчатыми зубами, глаза выпучены и похожи на ящерицу. Несмотря на крошечный рост, существо, вероятно, было хищником.

Исследователи сказали, что ископаемое, названное Oculudentavis, представляло самого маленького динозавра, когда-либо найденного.

«Когда я впервые увидел этот образец, он действительно поразил меня. Я буквально никогда не видел ничего подобного», - сказал Джингмай О'Коннор, старший профессор Института палеонтологии Академии наук Китая в Пекине и научный сотрудник Музея естественной истории округа Лос-Анджелес.

В то время как люди склонны думать о динозаврах как о огромных, неуклюжих существах, этот череп и другие недавние находки в янтаре предполагают, что жизнь во времена динозавров была, вероятно, более разнообразной, чем мы думаем, со множеством крошечных динозавров и других существ, которые еще не обнаружились в окаменелости.

«Одно из ключевых сообщений этого исследования заключается в том, что мы, вероятно, упускаем большую часть экосистемы динозавров», - сказал Ларс Шмитц, профессор биологии в Scripps College в Клермонте, штат Калифорния. «Мы мало знаем о крошечных вещах в эпоху динозавров».

Окаменение костей в отложениях, таких как глина, ил и песок, может раздавить и уничтожить останки мелких животных, но янтарь, который образуется из смолы хвойных деревьев, позволяет сохранять их.

«Когда у вас есть животное, хранящееся в янтаре, похоже, что оно только что умерло вчера - все мягкие ткани на месте оказались в этом маленьком окошке в древности», - сказал О'Коннор.

Первый скелет динозавра, найденный захороненным в янтаре, был подробно описан в 2016 году китайским палеонтологом Лидой Син, который обнаружил замечательный образец хвоста динозавра на рынке янтаря в северной части Мьянмы.

С тех пор он сделал больше открытий в янтаре, путешествуя в Мьянму и ее границу с Китаем каждые два месяца, чтобы искать новые образцы, и он также был автором этого последнего исследования.

«Я думаю, что разнообразие динозавров находится за пределами нашего воображения. Ранее мы обнаружили след динозавра длиной 1 сантиметр, который, как я думал, был минимальной длиной динозавра.

Син сказал, что кусок янтаря был куплен в Мьянме Каунг Ра, тещей Чэнь Гуаня, директора музея на юго-западе Китая недалеко от границы с Мьянмой. Хаунг Ра, который подарил его Музею янтаря Хупоге, чтобы он мог быть изучен учеными, также отмечен в официальном полном имени динозавра: Oculudentavis khaungraae.

Дэвид Гримальди, куратор янтаря в Американском музее естественной истории, сказал, что богатые запасы янтаря в Мьянме формируются более крупными кусками, чем где-либо еще, и добываются в большом количестве и продаются на рынке. Таким образом, по его словам, они стали источником многих интересных открытий древних растений, насекомых и грибов, а в последнее время и динозавров.

«Это кажется чрезвычайно интересной находкой из-за превосходного сохранения окаменелости и мельчайшего размера птицеподобного динозавра - обратите внимание на зубы и кости глаза!» сказал Гримальди.

Уникальные черты крошечного динозавра проливают свет на то, как эволюционировали птицы, произошедшие от динозавров, что позволяет предположить, что они достигли минимального размера тела намного быстрее, чем считалось ранее.

«Миниатюризация обычно ассоциируется с такими признаками, как выпадение зубов и пропорционально большие глаза. Однако, поскольку у Окулудентависа больше зубов, чем обычно, это показывает, что эволюция не всегда следует правилам».

Другие древние птицы, такие как крылатый динозавр Археоптерикс, были намного крупнее. Из черепа не ясно, как Oculudentavis связан с ранними птицами и птицеподобными динозуарами.

В отличие от колибри, у которых нет зубов и которые питаются нектаром, исследователи полагают, что Окулудентавис охотился и питался крошечными насекомыми. Они думают, что у него были перья, хотя в янтаре их не было.

Его глаза были особенно необычны, говорится в исследовании. Кости глазницы образовали конус, как у глаз у сов, предполагая, что у него острое зрение. Но его глаза смотрели в сторону, а не спереди, как сова. Они также выпячивались бы из его головы вбок, что является типом зрительной системы, не используемой никакими другими динозаврами или существующими видами животных.

А их не трогаю,я за Роджера конкретно говорю.
Ленок а сейчас на Украине тоже ведь разлом и по афганцам прошел- так что не надо трогать их ..Тебе спокойнее будет.
За такие вот глупые шутки в морду дают. Ты знаешь я скажу так он проверенный человек и отличный друг. А то что ты здесь пишешь это твои фантазии разобиженной девочки.И злящейся на то что на нее не обращают никакого внимания.. 5
В Афганистане , афганских душманов Луночка бомбила авиация стратегических бомбардировщиков под командованием Джохара Дудаева,а вы не знали?Думаю там много душманов эта самая Дудаевская авиация перемолола на фарш и что? Манергейма помните?я понимаю масштабы Роджера и их ,как мухи,блохи со слоном, но всё же.Не надо, предают Луночка только свои.А Украина идёт в Европу.Слава Украине!
Вот только не надо что он советское не не любит,не надо этого,а то что в Москве последних ёжиков доедают то стёб был шутка,в крайнем случае с моей стороны,если хотите знать Луночка, Роджер вам не друг ,как бы сказали в те времена,он искусно маскируется под вашего друга и единомышленника,а под личиной данного типа скрывается враг и недруг,агент империалистических кругов Запада и реакционеров в сами знаете где ещё,те которые есть в списках Форбса,такие вот Луночка дела и в случае войны,не дай бог,я Луночка опасалась на вашем месте удар в спину именно от таких роджеров, именно от них, история нас учит именно тому ,что предают те ,кому есть что терять, особенно таким вот роджерам.А Украина идёт в Европу.Слава Украине!
ера