ТехнологииИсточник20 нояб.

До запуска космического телескопа NASA James Webb остался один месяц

До долгожданного запуска обсерватории NASA следующего поколения – космического телескопа James Webb (Джеймс Уэбб) – остался всего один месяц. Уэбб, стоимостью $9, 8 млрд, преодолел годы технических задержек, проблемы с финансированием и пандемию, чтобы добраться до дня запуска во Французской Гвиане, намеченного не ранее 18 декабря. Вебб будет иметь амбициозную научную программу – от изучения малых миров в нашей Солнечной системе до исследования внешних границ Вселенной. Из приоритетных основных научных направлений Вебба – изучение планет, солнечной системы, галактик, черных дыр, звездной физики и звездных популяций.

nk_hauz/KryAEkt7g.webp

Уэбб, который станет преемником легендарного космического телескопа NASA Габбл, отправится в дальний пункт назначения на расстоянии около 1, 6 млн. км от Земли, известный как точка Лагранжа – гравитационно стабильное место между двумя небесными телами.

После запуска обсерватории потребуется месяц, чтобы добраться туда. Затем обсерватория пройдет шестимесячный период ввода в эксплуатацию, включающий множество ключевых этапов, от развертывания складывающегося зеркала до обеспечения правильной работы всех инструментов.

При размере 6, 5 м сначала зеркало было слишком большим, чтобы уместиться в ракете, поэтому специалисты разработали его таким образом, чтобы оно развертывалось в космосе. Зеркала сначала будут работать в виде 18 отдельных зеркал, и алгоритмам потребуется несколько месяцев, чтобы правильно их выровнять.

Первые снимки с телескопа будут иметь большое значение, поскольку ученые миссии утверждают, что его разрешение будет в 100 раз лучше, чем у Габбла, и позволит обнаружить гораздо больше в инфракрасном (или тепловом) диапазоне длин волн, чем это может сделать более старый телескоп.

Хотя первые цели еще не определены, Уэбб вскоре вернет время назад в наблюдениях за Вселенной, позволяя взглянуть на космос, которым он был лишь спустя 100 млн лет после Большого взрыва. Габбл позволил ученым заглянуть на 400 млн лет назад после Большого взрыва, поэтому Уэбб восполнит пробел, говорят ученые.

Во время запуска Габбла в апреле 1990 г. никто не знал о существовании темной энергии – фундаментального фактора, влияющего на космическое расширение. Экзопланеты также не были подтверждены, а сегодня мы знаем о существовании тысяч таких планет. Габбл даже нашел несколько сюрпризов поближе к дому, например, когда он помог зонду New Horizons Pluto правильно сориентироваться вокруг некоторых новых открытий. «Несколько лет назад Габбл обнаружил два новых спутника Плутона, которые могли помочь зонду NASA New Horizons [сориентироваться] в физике этого мира. Мы думаем, что Уэбб в этом смысле ничем не будет отличаться», – сказал Клаус Понтоппидан, научный сотрудник проекта Джеймс Уэбб в Научном институте космического телескопа в Балтиморе.

Несмотря на то, что в день запуска вся команда будет очень нервничать, Грег Робинсон, директор программы NASA Уэбб, сказал, что он уверен, что команда справится и сделает все лучше.

«Мы проводим больше испытаний, насколько это возможно, насколько это целесообразно», – сказал он. "Мы действительно сделали все возможное, и я думаю, что мы справимся".