ТехнологииИсточник12 янв.

Эта гигантская экзопланета настолько деформирована, что выглядит как футбольный мяч

nk_hauz/C-6eQdJ7g.jpeg

В поисках планет за пределами нашей Солнечной системы астрономы нашли гигантскую экзопланету, которая больше похожа на футбольный мяч или мяч для регби, чем на сферу.

Планета, названная WASP-103b, является одной из крайностей. Расположенная примерно в 1225 световых годах от Земли в созвездии Геркулеса, планета почти в два раза больше Юпитера.

Странный мир также в 50 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу. Он совершает полный оборот вокруг своей звезды WASP-103 чуть менее чем за один земной день. Благодаря своим масштабам и короткой орбите этот газовый гигант относится к категории планет «горячего Юпитера».

Планета была впервые обнаружена в 2014 году и наблюдалась с помощью космических телескопов Хаббл и Спитцер. Исследователи хотели получить другую перспективу WASP-103b, используя CHEOPS или совместную миссию Швейцарии и Европейского космического агентства, характеризующую спутник ExOPlanet, в сочетании с предыдущими наблюдениями.

Спутник, запущенный в 2019 году, занимается поиском потенциально обитаемых планет. Он обнаруживает планеты, используя метод транзита или измеряя провалы звездной яркости, когда планета проходит перед звездой.

Когда астрономы наблюдали, как WASP-103b проходит перед своей звездой, они смогли увидеть странную форму планеты, напоминающую футбольный мяч.

«После наблюдения за несколькими такими так называемыми «переходами» мы смогли измерить деформацию. Невероятно, что мы смогли это сделать — такой анализ был проведен впервые», — сказал соавтор исследования Бабатунде Акинсанми, Постдокторант Женевского университета.

Роль океанских приливов.

Исследователи подозревают, что удлиненная форма связана с силой массивных приливов, происходящих на планете.

На Земле океанские приливы в значительной степени являются результатом гравитационного притяжения Луны. Эта сила вызывает отливы и приливы, но ничего настолько драматичного, чтобы быть видимым из космоса.

«Из-за ее большой близости к своей звезде мы уже подозревали, что на планете вызываются очень большие приливы. Но мы еще не смогли это проверить», — сказал соавтор исследования Ян Алиберт, профессор астрофизики в университете Берна.

Деформация планеты также позволила исследователям узнать больше о ее составе, который, как и Юпитер, является газообразным. В то время как самая большая планета в нашей Солнечной системе имеет холодную среднюю температуру минус 162 градуса по Фаренгейту (отрицательные 108 градусов по Цельсию), эта планета, вероятно, раздувается из-за тепла от ее невероятно близкой звезды, поэтому она считается «горячей». планета "Юпитер". Звезда примерно на 200 градусов горячее и в 1,7 раза больше нашего Солнца.

Астрономы хотят исследовать еще одну загадку планеты. Как правило, массивная планета, подобная этой, вращающаяся вокруг своей звезды-хозяина, со временем постепенно приближалась к звезде и поглощалась ею. Текущие измерения, кажется, предполагают, что планета дрейфует дальше, а не приближается к своей звезде.

Будущие наблюдения могут помочь астрономам узнать больше о внутренней структуре и деформации планеты, а также о любых подобных экзопланетах. Горячие юпитеры оказались обычным явлением в первые дни обнаружения экзопланет, но деформированные планеты невероятно редки.

Ранее космический телескоп Хаббл показал, что экстремальная жара и сильная гравитация его звезды деформируют другую планету, называемую WASP-121b, в форму футбольного мяча.

«Это улучшит наше понимание так называемых «горячих юпитеров» и позволит лучше сравнивать их с планетами-гигантами в Солнечной системе», — сказала соавтор исследования Моника Лендл, доцент астрономии Женевского университета.