Каким будет город Google: три прорывные идеи
Технологииfrom-ua19 июня 2015

Каким будет город Google: три прорывные идеи

Компания Google объявила на прошлой неделе о создании проекта Sidewalk Labs, который будет отвечать за городские технологии. На днях компания официально подтвердила, что возглавит новое подразделение Дэн Докторофф, который до этого успел поработать вице-мэром Нью-Йорка и исполнительным директором Bloomberg. Глава Google Ларри Пейдж, представляя Sidewalk Labs, был не слишком конкретен: «Цель проекта – развитие технологий на стыке физического и цифрового миров, с фокусом на улучшение жизни горожан, бизнесов и правительств». Понятно, что речь идет об «умном городе» и обо всем, что с ним связно, – от городских мобильных приложений до роботов-дворников. Но Дэн Докторофф, если изучить его выступления, увлечен не только очевидными идеями на стыке урбанистики и технологий. Его взгляды на цифровое будущее городов намного радикальнее. Автомобили изучат мегаполисы Основная задача, которая, по мнению Доктороффа, до сих пор решена даже в самых современных мегаполисах менее чем на 50%, – это оперативный сбор уличной информации. В городах повсеместно установлены камеры наблюдения, город в регулярном режиме по заданному циклу объезжают специализированные службы. Но этого мало. По статистике Нью-Йоркского института урбанистики, проанализировавшего данные Нью-Йорка, Лондона, Мельбурна, Берлина и Рио-де-Жанейро, существующая в городах оперативная аналитика охватывает только два слоя информации, не фиксируя множество мелочей, случайное сочетание которых часто приводит к проблемам первого уровня. Современные мегаполисы практически в режиме реального времени «видят» прорывы труб, дорожные аварии, поврежденную транспортную и электросетевую инфраструктуру. Но они до сих пор с опозданием узнают о сбоях в сопутствующих и поддерживающих системах. Например, февральская авария в нью-йоркском метро, когда переполненный людьми поезд столкнулся на перекрестке железнодорожных путей со спортивным внедорожником, могла бы не случиться, если бы городские службы вовремя (в течение дня) зафиксировали сломанную решетку у переезда, ограничивающую выезд по опасной стороне с плохой видимостью. И таких примеров в исследовании приводится больше ста. Детальную информацию для городской аналитики скоро будут собирать автомобили, уверен Докторофф. Это не будет видеозапись – такой объем данных с миллионов автомобилей просто невозможно хранить и перерабатывать. Перед разработчиками стоит задача мгновенно превращать визуальную информацию в программный сигнал: камеры будут пересылать в центры обработки данных множество обезличенных кодов, и уже на их основании система будет понимать, какие детали в среде и инфраструктуре мегаполиса изменились. Превратить «тяжелую» картинку в «легкий» код поможет Google X Lab, которая занимается в том числе системами распознания образов. А первыми оснастят свои автомобили микрокамерами, по замыслу разработчиков, таксомоторные службы и службы управления общественным транспортом. Адаптивный генплан Еще одно потенциальное применение искусственного интеллекта в городах – системы урбанистического планирования. Докторофф считает, что многолетний опыт разработки генеральных планов и накопленная статистика уже позволяют создавать алгоритмы, которые смогут точнее, чем архитекторы, определять и задавать тренды развития мегаполисов. Сложные программы и системы обработки больших данных профессионалы используют уже сейчас. Перед технологическими компаниями стоит задача другого масштаба: городская среда должна стать предельно прозрачной – на уровне доступного всем интерфейса давать ответы на любые вопросы, связанные с ростом города всем заинтересованным участникам процесса (инвесторам, девелоперам, застройщикам, владельцам торговой недвижимости, культурным проектам, транспортным компаниям и т.д.). «Город не знает и не видит себя, но и мы практически не видим город, – говорит Докторофф. – Сегодня даже в самых прогрессивных муниципальных системах решения о развитии территории принимаются несколько лет, так как они требуют тщательного длительного анализа и полного соответствия генеральному плану. В результате происходит радикальная асинхронизация: пока город естественным путем повернулся в одну сторону, инвестор смотрит в другую, ведь у него до сих пор информация годичной давности. Бизнес и государство теряют на этой асинхронизации миллиарды. Большинство неудачных девелоперских проектов частично или полностью объясняются именной ею. И ни один исследовательский институт не сможет ускорить процесс, нужны технологические решения». На первый взгляд идеалистическая концепция давно обсуждается в профессиональной среде. В ее основе – стремление отказаться от консервативного формата генплана, который задается на годы вперед и, соответственно, не может учитывать многочисленные изменения в экономике, обществе и технологиях. В случае «города больших данных» генплан адаптивен, его стратегические цели не меняются, зато конкретные направления формируются «не руками», а компьютером. Генплан, таким образом, как верят в Google, становится совместным продуктом искусственного интеллекта и коллективных инициатив. На практическом уровне это может выглядеть как общедоступный портал с динамической картой, на которой в режиме реального времени отображаются все процессы, происходящие с городской средой, пространствами и территорией. Участники процесса посылают проектные заявки, система их учитывает, обрабатывает и на основе этой входящей информации корректируют долгосрочные планы. Реализовать на таком уровне и сам программный комплекс, основанный на искусственном интеллекте, и публичный интерфейс для него сегодня, пожалуй, только в Google и могут. Беспилотные автобусы и такси Считается, что проект беспилотных автомобилей, который развивает Google, нацелен в первую очередь на массовый частный рынок. На самом деле в компании никогда не обещали, что начнут с индивидуальных авто, а изначально рассчитывали на эволюционный переход от общего к частному. Одним из направлений работы Sidewalk Labs, судя по всему, и будет разработка систем беспилотного общественного транспорта. Качество управления у гугломобилей уже очень высокое, но им еще рано выезжать за пределы пилотных зон. Например, автомобили Google не могут передвигаться под проливным дождем и на заснеженных территориях. Идентификация местности происходит после сравнения заранее отснятых фотографий с результатами визуализации окружающего ландшафта сканирующими системами автомобиля: то есть система в обычной ситуации может отличить пешехода от обычного телеграфного столба, но в условиях плохих погодных условий уже бессильна. Кроме того, гугломобили не в состоянии распознавать временные сигналы светофора, они не могут отличать пешеходов от полицейских или скомканную бумагу от камня и, что также немаловажно, не умеют парковаться. Google планирует исправить эти недостатки только к 2020 году, но Докторофф считает, что текущий уровень разработки таков, что идеально подходит для транспортных систем с четкими ограничениями: заранее определенный маршрут, прописанный цикл, часто физически разграниченное поле движения и т.д. В Google уверены, что это могли бы быть не только беспилотные поезда и электрички метро – эту задачу можно решить уже сейчас. Известно, например, что в компании интересовались экспериментальными проектами беспилотных автобусов в итальянском городе Ористано и в голландском Роттердаме. Кроме того, сообщалось, что компания вела переговоры с разработчиками концепта беспилотного электромобиля BOT, который соединил черты такси и маршрутки. Предполагается, что такие маршрутки могли бы курсировать по городу, а диспетчерский центр принимать запросы пользователей, отправленные с мобильных телефонов, анализировать их и распределять клиентов со схожими маршрутами по «кебам». Технологии есть, но, судя по тому, как немногословны пока в интернет-компании, главной задачей Sidewalk Labs на ближайшее время будет не столько вывод на рынок конкретных решений, сколько их экономическое обоснование. Докторофф считает, что беспилотный общественный транспорт в конечном счете выгоднее традиционного даже с учетом затрат на инновационное производство, консервативность горожан и другие издержки. Осталось это доказать.

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Луна-2
Еврей уже второй раз в презиках ходит - Вальцман(Порошенко0 и Зеленский-ЕСТЬ В ЗАПАСЕ ТРЕТИЙ ЕВРЕЙ(эТИНЗОН)-Кличко ..Вот и получается -куда ни кинь , всюду гуано всплывает .
Технолог
Не той тепер Миргород, Хорол річка не та...
ПРОДАМ ПЕСЕННИК
Есть песенник, 1955 года издательства. Тексты советских песен в переводе на укр мову. Гомерический хохот гарантирован! Продам украм за 3 тысячи гришек! Налетай!
ПРОДАМ ПЕСЕННИК
Есть песенник, 1955 года издательства. Тексты советских песен в переводе на укр мову. Гомерический хохот гарантирован! Продам украм за 3 тысячи гришек! Налетай!
Технолог
Хрущев не был генеральным секретарем ЦК КПСС
ОБХОХОЧЕТЕСЬ
Колобок - украинская народная сказка! Есть книжка - издательства 1962 года, где это подтверждено! На мове! Продам книжку украм как документ за 3 тысячи гришек! Налетай! Есть две! Обхохочетесь!
КОЛОБОК УКРАИНСКИЙ
Колобок - украинская народная сказка! Есть книжка - издательства 1962 года, где это подтверждено! На мове! Продам книжку украм как документ за 3 тысячи гришек! Налетай! Есть две!
Авторские статьи
Экономика18 минут назад
На Украине ожидают острый дефицит свинины и сала
Экономика2 часа назад
$1500 за хрущевку. Как налоговая амнистия ударит по недвижимости украинцев и сколько нужно будет заплатить
Политика5 часов назад
Упреки Байдену и Путину. Разбор нового интервью Зеленского с обидами на Запад и Москву 2
Геополитика10 часов назад
"Две армии в одной связке": что задумали Россия и Белоруссия
Политика10 часов назад
Российский паспорт — всем соотечественникам. Украину встревожил проект Затулина
Видео10 часов назад
Утомленные саммитом. Предстояние. Д.Джангиров и Т.Незалежко
Политика12 часов назад
Издевательство над Украиной на саммите НАТО стало предостережением Прибалтике 1
Технологии13 часов назад
«Макет с завышенными характеристиками»: сможет ли Киев разработать тяжёлый беспилотник
Видео13 часов назад
Яков Кедми о встрече Путина и Байдена.