Хаббл наблюдает странную далекую экзопланету, похожую на девятую планету
Технологии11 декабря 2020

Хаббл наблюдает странную далекую экзопланету, похожую на девятую планету

Согласно новому исследованию, массивная экзопланета, вращающаяся в двойной звездной системе на расстоянии 336 световых лет от нас, может быть похожа на предполагаемую «Девятую планету», которая может существовать на окраинах нашей Солнечной системы.

Экзопланета, или планета, расположенная за пределами нашей солнечной системы, называется HD106906 b, и она в 11 раз больше массы Юпитера, самой большой известной планеты в нашей солнечной системе. Экзопланете требуется 15 000 земных лет, чтобы совершить один оборот вокруг пары звезд.

Хотя экзопланета была обнаружена в 2013 году с помощью телескопов Magellan в обсерватории Лас Кампанас в Чили, исследователи не смогли определить ее орбиту. Это заставило их задуматься, вращалась ли она вокруг двух звезд или это была планета-изгоя, уходящая от системы, не привязанная к какой-либо звезде.

Однако космический телескоп Хаббла обеспечил точные измерения движения планеты за 14-летний период.

Это первый раз, когда ученым удалось измерить движение такой массивной планеты, вращающейся так далеко от своей звезды.

Экзопланета настолько далеко от своих молодых звезд-хозяев, что расстояние от Земли до Солнца в 730 раз больше. И это объясняет, почему орбиту этой экзопланеты так сложно отследить - она ​​движется невероятно медленно из-за удаленности от звезд-хозяев, поэтому их гравитационное притяжение на планете намного слабее.

Молодая пара звезд, возраст которой всего около 15 миллионов лет по сравнению с нашим Солнцем, которому 4,5 миллиарда лет, окружена пыльным диском из обломков. Диск представляет собой остатки того, что потребовалось для создания звезд, и ту же пыль, из которой родились планеты. Астрономы изучали эту систему последние 15 лет, потому что они думают, что в этом диске могут формироваться планеты.

По сравнению со звездами и этим диском, экзопланета движется по довольно сильно изогнутой и вытянутой орбите, наклоненной примерно на 21 градус.

«Было бы странно, если бы, скажем, Юпитер случайно оказался наклонен на 30 градусов по отношению к плоскости, в которой вращается каждая другая планета. Это поднимает всевозможные вопросы о том, как HD 106906 b оказалась так далеко на такой наклонной орбите, "- сказал ведущий автор исследования Мэйдзи Нгуен, младший специалист по астрономии Калифорнийского университета в Беркли.

Так как же экзопланета оказалась на этой орбите? Вполне вероятно, что изначально он сформировался намного ближе к паре звезд, а его орбита настолько приблизила планету к их звездам, что их совокупная гравитация по существу отбросила планету.

Эта гравитационная сила могла заставить планету уйти из звездной системы, но если бы другая звезда прошла мимо, она вернула бы экзопланету обратно на орбиту в ее родной системе.

Это могло бы создать необычную орбиту, которую имеет сегодня планета. Исследователи использовали данные космической обсерватории Gaia Европейского космического агентства, чтобы идентифицировать несколько потенциальных звезд, которые могли пройти через эту систему.

Тайна девятой планеты

Если этот вид гравитационного танца может повлиять на экзопланету, это могло произойти и в истории нашей солнечной системы.

Некоторые ученые полагают, что на краю нашей солнечной системы есть Девятая планета, дальше, чем замерзшие скальные фрагменты в поясе Койпера за Плутоном. Учитывая странные орбиты некоторых из этих небесных тел и карликовых планет за Нептуном, астрономы думают, что существует массивная невидимая планета, которая столкнула их в скопление и управляет их движением.

Астрономы предположили существование планеты в 2012 году, чтобы объяснить это явление. Но пока его не заметили.

Однако также возможно, что эти орбиты возникли из-за того, что объекты оказывают гравитационное влияние друг на друга.

«Несмотря на то, что на сегодняшний день Девятая планета не обнаружена, об орбите планеты можно судить по ее влиянию на различные объекты во внешней Солнечной системе», - сказал соавтор исследования Роберт Де Роса, астроном из Европейской южной обсерватории в Чили.

"Это говорит о том, что если планета действительно отвечает за то, что мы наблюдаем на орбитах транснептуновых объектов, она должна иметь эксцентрическую орбиту, наклоненную относительно плоскости Солнечной системы. Это предсказание орбиты Девятой Планеты аналогично тому, что мы видим HD 106906b ».

Девятая планета, если она существует, вероятно, образовалась во внутренней части Солнечной системы вместе с другими планетами до того, как массивная гравитация Юпитера вытолкнула Девятую планету за пределы Плутона. А проходящие мимо звезды могли удержать Девятую планету в нашей солнечной системе - просто на орбите, которая уводит ее далеко от нашей внутренней солнечной системы.

Астрономы считают, что планета в 10 раз больше Земли и движется по эксцентричной орбите.

Двойная звездная система показывает, что далекие планеты могут существовать, и предполагает, что планеты могут образовываться на ранних этапах жизни звезды. Не исключено, что наша Солнечная система была похожа на эту далекую систему 4,5 миллиарда лет назад.

«Мы медленно собираем доказательства, необходимые для понимания разнообразия внесолнечных планет и того, как это связано с загадочными аспектами нашей собственной солнечной системы», - сказал соавтор исследования Пол Калас, адъюнкт-профессор астрономии в Калифорнийском университете в Беркли.

В будущем космический телескоп НАСА Джеймс Уэбб, запуск которого запланирован на октябрь 2021 года, может помочь ответить на вопросы о далекой экзопланете, вращающейся вокруг звезд-близнецов.

«Есть еще много открытых вопросов по поводу этой системы», - сказал Де Роса. «Например, мы не знаем окончательно, где и как образовалась планета. Вполне вероятно, что и наблюдатели, и теоретики будут изучать HD 106906 в течение многих лет, разгадывая многие загадки этой замечательной планетной системы».