"Мы теряем технику!" Что случилось с боевой авиацией США
Технологии30 ноября 2020

"Мы теряем технику!" Что случилось с боевой авиацией США

© Фото : Boeing

Нехватка запчастей, трудности с ремонтом, стареющее оборудование — американская воздушная армада испытывает серьезные проблемы с боеготовностью. Счетная палата США опубликовала отчет по итогам ежегодных инспекций авиапарка ВВС, ВМС, Морской пехоты и Сухопутных войск. В документе утверждается, что значительная часть летательных аппаратов даже не смогут подняться в воздух. Ситуация ухудшается, а стоимость обслуживания самолетов и вертолетов продолжает расти.

Ограниченно годны

Комиссия счетной палаты работала в воинских частях и на авиабазах с 2011 по 2019-й. Ее специалисты изучали готовность авиатехники к выполнению боевых задач. По нормативам как минимум 80 процентов летательных аппаратов должны быть готовы в любой момент подняться в воздух. Комиссия проверила 46 типов самолетов и вертолетов всех видов вооруженных сил и пришла к неутешительному выводу — лишь три из них более-менее удовлетворяют этим требованиям.

За девять лет максимальную степень боеготовности и технической исправности демонстрировал парк многоцелевых вертолетов UH-1N. Эти машины используются ВВС и армией с 1968-го, для них хватает запчастей, а специалисты давно освоили нюансы их ремонта и эксплуатации.

© AP Photo / JOSEPH EID Вертолеты UH-1

На втором месте — самолеты радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки EP-3E Aries II, поступившие на вооружение Военно-воздушных сил США в конце 1970-х. Восемьдесят процентов парка удавалось поддерживать в боеготовом состоянии в течение семи лет из девяти. Замыкают тройку лидеров самолеты управления и связи E-6B Mercury. Они в строю с 1989-го, а их боеготовность в течение пяти лет с 2011-го достигала 80 процентов и выше.

Аналитики счетной палаты отмечают, что эти три типа летательных аппаратов достаточно малочисленны и в силу узкой специфики поднимаются в воздух сравнительно редко, а значит, медленнее расходуют ресурс и на порядок меньше средств, выделяемых на обслуживание. В то же время, чем интенсивнее эксплуатируется авиапарк, тем ниже его техническая готовность.

© U.S. Air Force /Airman 1st Class Daniel Lile Истребитель ВВС США F-15E Strike Eagle на авиабазе Инджирлик, Турция

Так, основные истребители-бомбардировщики ВВС США — двухместные F-15E Strike Eagle — сохраняли 80-процентную техническую готовность лишь в течение четырех лет из девяти. С другими типами летательных аппаратов ситуация еще печальнее. На графике, опубликованном счетной палатой, все они находятся в красной зоне.

Зона риска

Только три года из девяти были боеготовыми самолеты-заправщики ВВС США KC-10 Extender и KC-135 Stratotanker, что вполне объяснимо. Американцы широко применяют дозаправку в воздухе во время различных операций, и техника изнашивается. Аналогичный показатель у стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress и B-2 Spirit, "самолетов судного дня" E-4B, а также бортов боевого управления и целеуказания E-8C.

Результат хваленых истребителей пятого поколения F-35 в различных модификациях — всего два года. У этих машин масса "детских болезней", которые авиаконструкторы все никак не могут вылечить. Скептики неоднократно называли эту программу самым дорогостоящим провалом в истории ВВС США. Ситуация осложняется нехваткой запасных частей.

Те же два балла у военно-транспортных C-5 Galaxy, C-130H Hercules, самолетов РЭБ EA-18G Growler и противолодочных вертолетов MH-60R. По единице получили штурмовики A-10 Thunderbolt II, палубные истребители F/A-18A-D Horner и вертолеты HH-60G Pave Hawk.

CC0 / U.S. Air Force/Brett Snow / Военно-транспортный самолет C-5 Galaxy

Главные аутсайдеры

Авиапарк двадцати четырех типов летательных аппаратов — более половины из всех изученных — ни разу за девять лет не достиг 80-процентной планки технической готовности. Специалисты счетной палаты считают это почти катастрофой. Это касается и истребителей F-16, и конвертопланов V-22 Osprey, и палубных разведчиков E-2 Hawkeye, и многих других машин. Боеготовность 11 типов самолетов и вертолетов и вовсе не превышала 55 процентов.

Хуже всего дела обстоят дела с парком стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer. В августе зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Хайтен сообщил, что из 62 самолетов этого типа боеспособными можно признать лишь шесть. ВВС США интенсивно применяли В-1 по всему миру, выполнив тысячи боевых вылетов. Главным образом бомбардировщики действовали на Ближнем Востоке в климатических условиях, для которых они не приспособлены. В итоге большая часть парка попросту износилась. В сентябре стало известно, что Пентагон планирует списать 17 наиболее проблемных бомбардировщиков.

Много вопросов с ремонтом из-за нехватки запасных частей. Причем речь не только о новых машинах — в частности, о палубных самолетх F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler, поступивших на вооружение в 1999 и 2009 годах соответственно. Производители запчастей для этой техники перестали их выпускать или ушли с рынка.

Хватает трудностей и с армейской авиацией. Инспекция показала, что подавляющее большинство знаменитых ударных вертолетов AH-64 Apache периодически выходит из строя. Сухопутные войска США интенсивно используют их в большинстве вооруженных конфликтов. Многие машины были неоднократно повреждены в ходе боевых действий, другие не поддерживались в боеготовом состоянии из-за нехватки специалистов по ремонту в местах базирования.

© Фото : US Army Europe/Robert Fellingham Американский ударный вертолет CAB AH-64 Apache во время учений в Германии

Проблемы с флотом

Стремительное старение техники преследует и основу американского могущества — Военно-морские силы. В октябре спецкомиссия ВМС доложила конгрессу о неудовлетворительном состоянии надводных кораблей, многие из которых уже вплотную приблизились к "пенсионному возрасту". Согласно выводам специалистов, чаще всего американские "вымпела" сталкиваются с отказами силовых установок, неполадками в боевой информационно-управляющей системе Aegis, нестабильной работой оборудования, отвечающего за взлет и посадку корабельных вертолетов.

© РИА Новости / Стрингер Эсминец ВМС США Carney в морском порту Одессы. Корабль задействован в международных учениях Sea Breeze 2019

Руководители спецкомиссии напомнили, что все американские крейсеры типа "Тикондерога" приближаются к 35-летнему возрасту. Первые 27 эсминцев "Арли Берк" не сильно моложе. В ВМС США приняли решение продлить срок службы основных типов надводных боевых кораблей, однако это лишь временная мера. Крейсера и эсминцы строились без большого задела на модернизацию систем вооружения. Значит, на них будет невозможно поставить новые и перспективные ударные комплексы.

Конечно, и американская авиация, и Военно-морские силы остаются сегодня сильнейшими в мире — самыми многочисленными и технически совершенными. Однако результаты последних проверок наглядно показывают, что Пентагон даже при непомерно раздутом оборонном бюджете сталкивается с абсолютно такими же неприятностями, что и военные ведомства других стран. И одними деньгами проблему старения боевой техники вряд ли решить.

Андрей Коц

1 комментарий

Написать комментарий
  • е
    30 ноября 2020
    Мощная супер-пупер Америка, да Елена? Что то не видно тут твоих хвалебных речей.. Перемога как-то не лепится? Тема невыгодная?)))
    Ответить
💬 Последние комментарии
гость
Сформулировано так как будто раньше не было президентских стипендий, какой дешевый пиар
Кот Матроскин
Вот это зря...
Леонид
Учитель, высшее образование, не знающая историю, рассказывает школьникам про «наслідки колонізації»… Кто кого колонизировал? Племена охотников-собирателей, живущие в землянках и едящие друг друга (если верить Геродоту) колонизировали самый большой и развитый город Киев, обслуживающий три самых больших транспортных потока в Европу, «шелковый», «из варягов в греки» и «янтарный» пути? Кто учил это невероятное чудо интеллекта? И действительно интересно, когда колонизировали нас эти людоеды? Общепризнанные исторические публикации (включая советскую энциклопедию) свидетельствуют что так называемая «россия» появилась в результате колонизации и русификации московии преподавательским составом Киевской Могилянской Академии в 1721 году. Когда русифицированные Киевом племена людоедов колонизировали Киев, в 19, или может быть в 20 веке? Кто выдал диплом этому «великому» разуму? Кто учил и выдал диплом безграмотному директору школы? Русский язык создали в Руси-Украине, в Киеве, на Подоле. В реальности существуют только русичи-украинцы. Никаких "русских" не существует. Двоечники ленивые! Берете в библиотеке малую советскую энциклопедию и просвещаетесь, ищете текст «Русские (великоруссы) – термин, искусственно введенный в 19 в.»… это самое малое что вы можете сделать для Украины.
Манька Облигация
Наличие мужа ещё не гарантия оргазмов.
Га чи що
Лизунчик сяйла у Фаріонши?
999
Предлагаю новый ник для Зе - "падший ангел". Кто "ЗА"?
999
Оргазмы были,пока ее не желающий работать муж не позарился на легкие деньги в зоне АТО,где можно было еще и помародерствовать. Жалко мужика. Поехал убивать,не думая,что и его могут. У моих знакомых внук тоже зарабатывает подобным образом. Вернется без копейки,месяца 3 - 4 повисит на шее родных (работать ему "западло") и снова вербуется на контракт. Пока Бог его миловал. Но есть украинская поговорка: "Пішли по шерсть,а повернулись стриженими". Вчера на НК прочел про факты целенаправленных обстрелов мирных городков и поселков вне зоны АТО,школ,больниц,жилых домов,про гибель мирных жителей,детей и женщин. Шок.
Авторские статьи
Геополитика6 часов назад
Как Netflix видит то, что останется от Украины к 2036 году 1
Видео7 часов назад
Джангиров: Что такое украинский коловорот и почему в схватке США и Китая Россия - третий радующийся?
Геополитика7 часов назад
Новая глава: как будут взаимодействовать Вашингтон и НАТО при Байдене
Политика7 часов назад
Рейтинг Зеленского падает с невиданной прежде скоростью 2
Геополитика9 часов назад
Техас - мощный штат.
Политика9 часов назад
Извержение мовного вулкана грозит обернуться «последним днём Помпеи» 2
Политика9 часов назад
Травля африканца из Запорожья. Украине понадобится свое движение Black Lives Matter 1
Политика9 часов назад
Олена Лукаш. Закон про референдум. Медична система в Україні. Вакцинація. Легалізація медичного канабісу. Освіта в Україні
Экономика10 часов назад
Хватит кормить внешних кредиторов, оправдывая это войной!