Открытие девятой планеты может произойти после обнаружения экзопланеты, размер которой в 11 раз превышает размер Юпитера
Технологии16 декабря 2020

Хотя ученым еще предстоит найти неуловимую Планету 9, недавно обнаруженная экзопланета в космосе может предоставить дополнительные доказательства того, что таинственный небесный объект действительно существует.

Согласно исследованию, опубликованному в The Astronomical Journal, экзопланета HD 106906 b находится в 336 световых годах от Земли и имеет причудливую орбиту вокруг пары родительских звезд, совершая один оборот каждые 15 000 лет.

Эта экзопланета, впервые обнаруженная в 2013 году, очень массивна, в 11 раз больше Юпитера. Тем не менее, только недавно, благодаря измерениям с космического телескопа Хаббла, ученые смогли увидеть его удлиненную - в 730 раз больше расстояния между Землей и Солнцем - и наклонную орбиту, в отличие от любой из известных планет в Солнечная система.

«Чтобы подчеркнуть, почему это странно, мы можем просто взглянуть на нашу собственную Солнечную систему и увидеть, что все планеты лежат примерно в одной плоскости», - объяснил ведущий автор исследования Мэйдзи Нгуен из Калифорнийского университета в Беркли. «Было бы странно, если бы, скажем, Юпитер случайно оказался наклонен на 30 градусов по отношению к плоскости, в которой вращается каждая другая планета. Это поднимает всевозможные вопросы о том, как HD 106906 b оказалась так далеко на такой наклонной орбите. ”

Исследователи полагают, что HD 106906 b могла сформироваться довольно близко к своим родительским звездам, но со временем сопротивление привело к распаду орбиты. Вместо того, чтобы врезаться в звезды, как это обычно бывает, гравитация двух звезд вытолкнула ее из системы, но в нужный момент другая звезда прошла рядом, что привело к удаленной вытянутой орбите.

Если Планета 9 существует, аналогичный сценарий мог бы разыграться в первые дни существования нашей Солнечной системы, когда гравитация Юпитера толкала ее к краю, но ее спасла другая, инопланетная звезда.

Исследователи хотят дополнительно изучить HD 106906 b, чтобы узнать, как она образовалась и где, а также посмотреть, есть ли дополнительные связи с Планетой 9, небесным объектом, который, несмотря на шумиху вокруг него, еще предстоит найти.

«Несмотря на отсутствие обнаружения Девятой Планеты на сегодняшний день, об орбите планеты можно судить по ее влиянию на различные объекты во внешней Солнечной системе», - добавил соавтор исследования Роберт Де Роса. «Это говорит о том, что если планета действительно ответственна за то, что мы наблюдаем на орбитах транснептуновых объектов, она должна иметь эксцентрическую орбиту, наклоненную относительно плоскости Солнечной системы. Это предсказание орбиты Девятой Планеты похоже на то, что мы наблюдаем с HD 106906b ».

Гипотетическая планета, которая была описана как «недостающее звено солнечной системы», Планета 9 (также известная как Планета X) была частью лексикона в течение нескольких лет, впервые упоминается в 2014 году. Она была снова поднята в 2016 году, когда Калтех Об этом писали астрофизики Майк Браун и Константин Батыгин.

В октябре 2017 года НАСА выпустило заявление, в котором говорилось, что Планета 9 может быть в 20 раз дальше от Солнца, чем Нептун, и зашло так далеко, что заявило, что «сейчас труднее представить нашу солнечную систему без Планеты 9, чем с одной».

Некоторые исследователи предположили, что загадочная планета может прятаться за Нептуном, и может пройти до 1000 лет, прежде чем ее действительно найдут.

Два исследования, опубликованные в марте 2019 года, подтвердили его существование, однако отдельное исследование, опубликованное в сентябре 2019 года, показало, что теоретическим объектом может быть не гигантская планета, скрывающаяся за Нептуном, а скорее изначальная черная дыра.

Исследование, опубликованное в январе 2019 года, показало, что на некоторые из самых далеких небесных тел в нашей планетной системе воздействует не эта еще не открытая планета, а скорее другой загадочный объект, находящийся глубоко в эхе космоса.