Почему астрономов заинтересовал этот загадочный сигнал
Технологии05 февраля 2021

Почему астрономов заинтересовал этот загадочный сигнал

В фильме 1997 года «Контакт» ученый, которого играет актриса Джоди Фостер, обнаруживает радиосигнал - первое сообщение от внеземной цивилизации. Эта история, написанная Карлом Саганом и его женой Энн Друян, конечно же, выдумка. Но поиск такого сигнала - не такая уж и безумная история. Настоящие ученые смотрят в небо, используя мощные радиотелескопы, в надежде услышать даже слабый шепот радиосигнала от одного из наших небесных соседей.

И действительно, в декабре британская газета The Guardian сообщила о недавнем сообщении о передаче, исходящей от Проксимы Центавра, ближайшей к нам звезды. Источником этой истории является не научная статья, а, скорее всего, утечка информации из анонимного источника. Заявление о перехвате сигнала, если оно окажется истинным признаком внеземного разума, станет одним из самых важных открытий всех времен. Но этот зарегистрированный сигнал почти наверняка не таков.

В апреле и мае 2019 года радиотелескоп Паркеса шириной 64 метра, расположенный в Австралии, записывал радиопередачи со стороны близлежащей звезды Проксима Центавра. В течение нескольких часов телескоп записывал данные от звезды с 30-минутными интервалами, прежде чем уйти, чтобы посмотреть в другом направлении. Эта процедура, называемая «кивком», используется для установления того, что любой наблюдаемый сигнал исходит с определенного направления, а не просто случайный радиошум. В течение пяти из этих получасовых интервалов сигнал наблюдался, когда антенна была направлена ​​на Проксиму Центавра, и не был обнаружен вообще, когда была направлена ​​в другом направлении.

Этот сигнал был замечен не сразу; Прошло больше года после того, как данные были записаны, когда Шейн Смит, стажер Breakthrough Listen, проекта, финансируемого миллиардером Юрием Мильнером, который пытается найти сигналы внеземной жизни, нашел его похороненным в записях телескопа. Это было в конце октября 2020 года.

Итак, что именно было замечено? Это был радиосигнал на одной частоте, а именно 980,002 МГц. Сигнал немного сдвинулся со временем, чего можно было бы ожидать, если бы он был излучен планетой или луной, вращающейся вокруг звезды. Было замечено, что она возникла на небольшом участке неба, примерно половину диаметра полной Луны, с центром на Проксиме Центавра.

Прежде всего, важно отметить, что астрономы считают маловероятным, что сигнал вызван космическими инопланетянами, пытающимися связаться с нами. Даже исследователи, участвующие в Breakthrough Listen, не делают этого.

Также важно помнить, что это наблюдение еще не было опубликовано в рецензируемом журнале, поэтому оно не подвергалось строгой научной рецензии. Вместо этого шумиха в Интернете возникла из-за слухов о сигнале, который просочился в The Guardian, который опубликовал его 18 декабря.

Тем не менее, интересно провести мысленный эксперимент о том, действительно ли сигнал был сообщением цивилизации, вращающейся вокруг далекой звезды. Проксима Центавра - наш астрономический сосед, находящийся всего в 4,2 световых годах от нас. Это красный карлик, настолько тусклый, что не виден человеческим глазом. Известно, что Проксима Центавра имеет по крайней мере две планеты. Один примерно в семь раз больше Земли, а другой всего на 20% массивнее Земли. Меньшая планета вращается очень близко к звезде, облетев ее всего за 11 дней.

Проксима Центавра тусклая по сравнению с Солнцем, и эта меньшая планета расположена на правильном расстоянии от своей звезды, чтобы, возможно, иметь жидкую воду. Это так называемая зона Златовласки - не слишком жарко, не слишком холодно, но в самый раз.

Это делает планету интересной для изучения астрономами. Радиосигнал из потенциально обитаемого мира может быть первым доказательством того, что мы не одни во Вселенной. Но не надо торопиться. Во-первых, меньшая планета, вращающаяся вокруг Проксимы Центавра, находится достаточно близко, чтобы на нее могли воздействовать внезапные всплески энергии, называемые вспышками от родительской звезды. Эти вспышки, вероятно, залили бы планету достаточным количеством радиации, чтобы убить любые знакомые формы жизни, а также лишили бы любую возможную атмосферу. Планета также будет «запертой приливом», с одной стороной, всегда обращенной к звезде, так же, как мы видим только одну сторону Луны. Оказывается, эта планета вряд ли может быть приятным местом.

Кроме того, гораздо более вероятно, что радиосигнал имеет земное происхождение. Мы живем в мире радиосигналов, от AM и FM-трансляций текущих музыкальных хитов до сотовых телефонов и случайных выбросов микроволновых печей. А с его частотой 980,002 МГц очень любопытно, что частота сигнала оказывается настолько близкой к целому числу. Если это сигнал от инопланетной жизни, можно предположить, что он считает время в секундах так же, как и мы. Плюс сигнал одночастотный. Радиопередачи должны различаться по мощности или частоте для передачи информации, а этот - нет, поэтому, если это инопланетянин, пытающийся общаться, они явно не пытаются нам много рассказать.

Так что, к сожалению, вполне вероятно, что у этого потенциально возбуждающего сигнала есть обычная причина. Но это совершенно не относится к делу. Важно то, что независимо от того, был ли он создан инопланетянами или нет, человечество обнаружило сигнал. Мы смотрим в космос, активно ищем, есть ли у нас космические соседи. И это хорошо. Мы должны этим заниматься.

Однажды эта сцена, разыгранная в «Контакте», станет реальной. Некоторого исследователя удивит слабый и царапающий сигнал с неба - сигнал, который все изменит. Но только если мы слушаем. Когда инопланетянин звонит, кто-то должен дежурить по телефонам.